Просмотр содержимого документа
««Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.»
Урок литературы в 6 классе
Учитель_Шахмаева А.В.
Дата________________
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Цель: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе.
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник». Работа по теме урока.
Мотивационно-целевой этап.
Интерактивная доска с репродукцией картины с изображением русской зимы.
- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением.
Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок.
Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?
- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина
*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта
*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?
-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он…
Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.
«Зимнее утро» Читает стихотворение учитель.
Словарная работа.
Какие слова вам не понятны?
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
Анализ стихотворения проводим по вопросам, данным в учебнике (с. 57).
Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины. — Кто такая Аврора? — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра. — Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? — Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения? Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой. — Какое еще противопоставление есть в первой строфе? Богиня зари — простая женщина.
Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.)
Как вы думаете с какой целью мы выполняем эту работу?
оптимизм
пессимизм
Утро
Солнце
Радость
Пробуждение
нынче
Вечер
Мгла
Печаль
Сон
вчера
После разбора каждой строфы читаем ее выразительно. — Сравните картины, нарисованные во второй строфе и в других строфах. Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность.
Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра. Антитеза играет большую роль в построении стихотворения. В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем понятие о метафоре. Сравнение: «луна, как бледное пятно...» Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы. — Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают? — Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»? Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа.
— Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу? — Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах? Этот прием —обращение:«красавица», «друг милый». — Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва? — Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы? «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим. Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.
Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину. — Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости? При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой.
Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег.
Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания
Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради).
Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности.
В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.