Оформление урока: - репродукции картин русских художников
(А.А.Пластов “Первый снег”, Б.М.Кустодиев
“Масленица”, И.Э.Грабарь “Февральская
лазурь”,
В.И.Суриков “Взятие снежного городка”);
- рисунки учащихся;
- музыка П.И.Чайковского (цикл “Времена
года”);
- стихотворения русских поэтов.
Эпиграф: “Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть
того чувства, которое мы называем любовью к
родине”.
(К. Паустовский)
Словарная работа: пейзаж – в искусстве: изображение
природы;
содержание – основная суть изложения.
Вид работы на уроке – групповая работа
Формы работы : - словарная работа,
- рассказ по картине,
- чтение стихотворений наизусть,
- анализ отрывков из произведений
писателей,
- собирание материалов к сочинению,
- составление таблицы.
Ход урока
I Оргмомент
Сегодня мы понаблюдаем за тем, какие чувства вызывает в людях чудесное время года – зима. Помогут нам в этом произведения русских художников, поэтов и писателей, музыка П.И.Чайковского.
Итогом нашего урока будет сочинение по картине, поэтому мы будем не только наслаждаться музыкой, картинами и стихами, но и собирать материал к сочинению. Прошу начертить в тетрадях таблицу, по ходу урока мы будем её заполнять.
декабрь
январь
февраль
небо
снег
приметы зимы
Два ученика получают задание в ходе урока нарисовать зимний пейзаж.
II. Изображение зимы в искусстве.
Вступительное слово учителя на фоне музыки П.И.Чайковского.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то благодарность эта выпала бы на долю многих писателей, поэтов, композиторов и художников.
Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.
Мы забываем о многом, о чем забывать нельзя. Мастера слова, звуков и красок в своих произведениях как бы перелистывают назад календарь природы и возвращают нас к содержанию каждого прожитого дня.
Видеть и слышать в привычных явлениях нечто удивительное – таково свойство настоящих художников. Великая их любовь к природе родилась из любви к человеку, к Родине.
Вот почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Константина Паустовского: “Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть того чувства, которое мы называем любовью к Родине”
работа с эпиграфом (было дано задание: выписать из словаря литературных терминов определение эпиграфа).
- Что такое эпиграф? (Эпиграф – изречение или цитата,
предпосланное произведению и выражающее его главную
мысль.)
- Исходя из определения эпиграфа попробуем сформулировать главную мысль нашего урока (наблюдая за красотой родной природы, мы учимся любить Родину.)
Словарная работа.
Перенесемся в чарующий зимний пейзаж.
Пейзаж – изображение природы, описание местности, на фоне которой происходят изображаемые события.
Вместе с поэтами, писателями и П.И.Чайковским
перелистаем страницы зимнего календаря.
Работа по группам.
А) Начало зимы. Декабрь (I группа)
- Чайковский “Декабрь”
Просыпаемся однажды утром, а за окном белым-бело. Выпал первый снег.
Все мы радуемся.
- Почему люди радуются первому снегу, приходу зимы? Что они ждут от зимы?
( - После осенней слякоти – чистота и торжественность,
- детские забавы,
- праздники: Новый год, Рождество, Масленица).
Вот и в пьесе “Декабрь” Чайковский рассказывает нам о приближающихся праздниках: о Новом годе, Рождестве. Праздничный вальс ассоциируется с кружением снежинок и напоминает о новогоднем карнавале.
- Радость от выпавшего первого снега звучит в стихах А.С.Пушкина (отрывок из “Евгения Онегина”: В тот год осенняя погода…”)
- Под впечатлением этих строк русский художник Аркадий Пластов написал картину “Первый снег”.
( рассказ учащегося о картине)
- А каким видят зимний пейзаж русские писатели?
(учащиеся зачитывают отрывки из произведений русских писателей. Было дано домашнее задание – выписать описание зимнего пейзажа).
(М.Пришвин “Первый мороз”, )
- Заполнение таблицы (итоги этапа)
Небо в декабре: седое, закрыто тучами, лиловое, свисает, опускается,
- Прощаемся с первым месяцем зимы: А.С.Пушкин “Вот Север, тучи нагоняя…”
Б) Разгар зимы. Январь (II группа)
Зима в полном разгаре – январь. Звучит пьеса Чайковского “Январь”
Торжественная, величественная музыка Чайковского как бы показывает нам бескрайние поля, покрытые искристым глубоким снегом, высокое небо, полное тишины и покоя. И музыка эта перекликается со стихами А.С.Пушкина (“Зимнее утро”), продолжает эту тему в лирике Ф.И.Тютчев (“Чародейкою-зимою”).
- А вот перед нами зимний пейзаж русского художника Константина Юона (рассказ учащегося по картине).
- Какие пейзажные зарисовки (январь) выписали ученики II группы из произведений русских писателей? (Бунин, Сладков, Тендряков).
Приметы зимы: лес околдован, день чудесный, прозрачный лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит, поля пустые,, белые деревья.
Прощаясь с январем, прослушаем стихотворения С.Есенина (“Поет зима – аукает”) и Ф.Тютчева (“Чародейкою – зимою”).
В) Конец зимы. Февраль (III группа)
- Чайковский : пьеса “Масленица”.
Издавна на Руси больше всего из зимних месяцев любили февраль. Потому что в феврале люди прощались с зимой, и прощание это происходило весело и радостно на Масленицу. Каких только забав не придумывали люди на Масленицу: и катание на тройках, и щедрое угощение блинами, и хороводы и пляски, и балаганные представления, и сожжение чучела.
Радость, веселье, катание на тройках – все мы слышим в пьесе Чайковского и видим на картине Кустодиева “Масленица”.
- рассказ учащихся по картинам Кустодиева “Масленица”, Грабаря “Февральская лазурь”.
- Ученики III группы выписали пейзажные зарисовки из произведений русских писателей, связанные с последним месяцем зимы – февралем.(Соколов-Микитов, Бианки, Пришвин).
- Прощаясь с февралем, мы прощаемся с зимой, впереди весна, но зима ещё не хочет уходить, злится.(Тютчев “Зима недаром злится”).
- Заполнение таблицы
Небо в феврале: небо синеет, облака слоятся, лазурное, глубокое, бездонное.
Приметы зимы: зима злится, ведьма злая, солнце начинает пригревать,
жаворонки подняли трезвон.
III Подведение итогов
Вот мы и пролистали зимний календарь и открыли много прекрасного в зимних месяцах.
Мы глубоко благодарны поэтам, писателям, художникам и композиторам за радость открытия прекрасного, за то, что они помогают увидеть и понять красоту родной природы.
А вот как увидели и воплотили зимний пейзаж под впечатлением нашего урока учащиеся класса (демонстрация рисунков учащихся).
IV Домашнее задание
Свои впечатления от урока вы воплотите в домашнем сочинении по картинам русских художников А.Пластова и К. Юона (цветная вкладка в учебнике русского языка).
Комментарии к домашнему заданию:
Использовать собранные на уроке материалы.
Можно привести эпиграф к сочинению (из прозвучавших сегодня стихотворений).
В своем сочинении постарайтесь ответить на вопросы:
- Какое общее впечатление производит пейзаж на картине?
- Какую основную мысль вы будете раскрывать в сочинении?
- Что изображено на картине?
- Удалось ли художнику передать красоту русской зимы?
- За что вы любите зиму?
(Учащимся раздаются памятки).
V Выставление оценок
Старшие групп подают список группы, в котором указана степень участия каждого ученика в подготовке к уроку и работы на уроке.