kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зима в изображении русских поэтов, художников, композиторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                   Зима в изображении русских художников,

                    композиторов, поэтов и писателей

 

Форма урока: интегрированный межпредметный урок (литература, изобразительное искусство, музыка), Урок – исследование.

 

Класс: 7

 

Цели:        - собрать материал к сочинению,

                  - развивать связную речь учащихся,

                  - воспитывать чувство прекрасного, развивать

                     художественное воображение.

 

Оформление урока:  - репродукции картин русских художников

                                      (А.А.Пластов “Первый снег”, Б.М.Кустодиев

                                      “Масленица”, И.Э.Грабарь “Февральская

                                       лазурь”,

                                      В.И.Суриков “Взятие снежного городка”);

                                    - рисунки учащихся;

                                    - музыка П.И.Чайковского (цикл “Времена

                                       года”);

                                    - стихотворения русских поэтов.

 

Эпиграф:        “Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть  

                         того чувства, которое мы называем любовью к

                         родине”.

                                                                                (К. Паустовский)               

 

Словарная работа:               пейзаж – в искусстве: изображение

                                                природы;

                                                содержание – основная суть изложения.

 

Вид работы на уроке – групповая работа

 

Формы работы :                     - словарная работа,

                                                 - рассказ по картине,

                                                 - чтение стихотворений наизусть,

                                                 - анализ отрывков из произведений

                                                   писателей,

                                                 - собирание материалов к сочинению,

                                                 - составление таблицы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зима в изображении русских поэтов, художников, композиторов. »

Зима в изображении русских художников,

композиторов, поэтов и писателей


Форма урока: интегрированный межпредметный урок (литература, изобразительное искусство, музыка), Урок – исследование.


Класс: 7


Цели: - собрать материал к сочинению,

- развивать связную речь учащихся,

- воспитывать чувство прекрасного, развивать

художественное воображение.


Оформление урока: - репродукции картин русских художников

(А.А.Пластов “Первый снег”, Б.М.Кустодиев

“Масленица”, И.Э.Грабарь “Февральская

лазурь”,

В.И.Суриков “Взятие снежного городка”);

- рисунки учащихся;

- музыка П.И.Чайковского (цикл “Времена

года”);

- стихотворения русских поэтов.


Эпиграф: “Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть

того чувства, которое мы называем любовью к

родине”.

(К. Паустовский)


Словарная работа: пейзаж – в искусстве: изображение

природы;

содержание – основная суть изложения.


Вид работы на уроке – групповая работа


Формы работы : - словарная работа,

- рассказ по картине,

- чтение стихотворений наизусть,

- анализ отрывков из произведений

писателей,

- собирание материалов к сочинению,

- составление таблицы.



Ход урока


I Оргмомент


Сегодня мы понаблюдаем за тем, какие чувства вызывает в людях чудесное время года – зима. Помогут нам в этом произведения русских художников, поэтов и писателей, музыка П.И.Чайковского.

Итогом нашего урока будет сочинение по картине, поэтому мы будем не только наслаждаться музыкой, картинами и стихами, но и собирать материал к сочинению. Прошу начертить в тетрадях таблицу, по ходу урока мы будем её заполнять.



декабрь

январь

февраль

небо




снег




приметы зимы





Два ученика получают задание в ходе урока нарисовать зимний пейзаж.


II. Изображение зимы в искусстве.

  1. Вступительное слово учителя на фоне музыки П.И.Чайковского.

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то благодарность эта выпала бы на долю многих писателей, поэтов, композиторов и художников.

Дни и ночи сменяются на земле и уходят, полные своей мимолетной прелести. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то теплых и туманных, то заполненных шорохом первого снега.

Мы забываем о многом, о чем забывать нельзя. Мастера слова, звуков и красок в своих произведениях как бы перелистывают назад календарь природы и возвращают нас к содержанию каждого прожитого дня.

Видеть и слышать в привычных явлениях нечто удивительное – таково свойство настоящих художников. Великая их любовь к природе родилась из любви к человеку, к Родине.

Вот почему эпиграфом к нашему уроку служат слова Константина Паустовского: “Любовь к родной земле есть неотъемлемая часть того чувства, которое мы называем любовью к Родине”


  1. работа с эпиграфом (было дано задание: выписать из словаря литературных терминов определение эпиграфа).

- Что такое эпиграф? (Эпиграф – изречение или цитата,

предпосланное произведению и выражающее его главную

мысль.)

- Исходя из определения эпиграфа попробуем сформулировать главную мысль нашего урока (наблюдая за красотой родной природы, мы учимся любить Родину.)


  1. Словарная работа.

Перенесемся в чарующий зимний пейзаж.

Пейзаж – изображение природы, описание местности, на фоне которой происходят изображаемые события.


Вместе с поэтами, писателями и П.И.Чайковским

перелистаем страницы зимнего календаря.


  1. Работа по группам.

А) Начало зимы. Декабрь (I группа)


- Чайковский “Декабрь”


Просыпаемся однажды утром, а за окном белым-бело. Выпал первый снег.

Все мы радуемся.

- Почему люди радуются первому снегу, приходу зимы? Что они ждут от зимы?

( - После осенней слякоти – чистота и торжественность,

- детские забавы,

- праздники: Новый год, Рождество, Масленица).

Вот и в пьесе “Декабрь” Чайковский рассказывает нам о приближающихся праздниках: о Новом годе, Рождестве. Праздничный вальс ассоциируется с кружением снежинок и напоминает о новогоднем карнавале.


- Радость от выпавшего первого снега звучит в стихах А.С.Пушкина (отрывок из “Евгения Онегина”: В тот год осенняя погода…”)

- Под впечатлением этих строк русский художник Аркадий Пластов написал картину “Первый снег”.

( рассказ учащегося о картине)

- А каким видят зимний пейзаж русские писатели?

(учащиеся зачитывают отрывки из произведений русских писателей. Было дано домашнее задание – выписать описание зимнего пейзажа).

(М.Пришвин “Первый мороз”, )

- Заполнение таблицы (итоги этапа)


Небо в декабре: седое, закрыто тучами, лиловое, свисает, опускается,

страшное, смутное, неясное.

Снег: мокрый, слипшиеся хлопья, пухлая пелена, пушистые бразды.

Приметы зимы: побелевший двор, зимнее серебро деревьев, легкие узоры на окне, мороз блеснул, зима-волшебница.

- Прощаемся с первым месяцем зимы: А.С.Пушкин “Вот Север, тучи нагоняя…”


Б) Разгар зимы. Январь (II группа)


Зима в полном разгаре – январь. Звучит пьеса Чайковского “Январь”

Торжественная, величественная музыка Чайковского как бы показывает нам бескрайние поля, покрытые искристым глубоким снегом, высокое небо, полное тишины и покоя. И музыка эта перекликается со стихами А.С.Пушкина (“Зимнее утро”), продолжает эту тему в лирике Ф.И.Тютчев (“Чародейкою-зимою”).

- А вот перед нами зимний пейзаж русского художника Константина Юона (рассказ учащегося по картине).


- Какие пейзажные зарисовки (январь) выписали ученики II группы из произведений русских писателей? (Бунин, Сладков, Тендряков).


- Продолжение заполнения таблицы


Небо в январе: мутное, тучи мрачные, голубые небеса, синее, огромное, нежное, холодный свод небес.

Снег: снежная бахрома, великолепные ковры, блестит на солнце, глубокий, чистый, белый, роскошный, пышный, искристый, дремучие сугробы, синяя тень.

Приметы зимы: лес околдован, день чудесный, прозрачный лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит, поля пустые,, белые деревья.


Прощаясь с январем, прослушаем стихотворения С.Есенина (“Поет зима – аукает”) и Ф.Тютчева (“Чародейкою – зимою”).


В) Конец зимы. Февраль (III группа)


- Чайковский : пьеса “Масленица”.


Издавна на Руси больше всего из зимних месяцев любили февраль. Потому что в феврале люди прощались с зимой, и прощание это происходило весело и радостно на Масленицу. Каких только забав не придумывали люди на Масленицу: и катание на тройках, и щедрое угощение блинами, и хороводы и пляски, и балаганные представления, и сожжение чучела.

Радость, веселье, катание на тройках – все мы слышим в пьесе Чайковского и видим на картине Кустодиева “Масленица”.


- рассказ учащихся по картинам Кустодиева “Масленица”, Грабаря “Февральская лазурь”.

- Ученики III группы выписали пейзажные зарисовки из произведений русских писателей, связанные с последним месяцем зимы – февралем.(Соколов-Микитов, Бианки, Пришвин).


- Прощаясь с февралем, мы прощаемся с зимой, впереди весна, но зима ещё не хочет уходить, злится.(Тютчев “Зима недаром злится”).


- Заполнение таблицы


Небо в феврале: небо синеет, облака слоятся, лазурное, глубокое, бездонное.

Снег: искристый, потускнел, посерел, ноздреватый, голубоватый.

Приметы зимы: зима злится, ведьма злая, солнце начинает пригревать,

жаворонки подняли трезвон.


III Подведение итогов

Вот мы и пролистали зимний календарь и открыли много прекрасного в зимних месяцах.

Мы глубоко благодарны поэтам, писателям, художникам и композиторам за радость открытия прекрасного, за то, что они помогают увидеть и понять красоту родной природы.

А вот как увидели и воплотили зимний пейзаж под впечатлением нашего урока учащиеся класса (демонстрация рисунков учащихся).


IV Домашнее задание

Свои впечатления от урока вы воплотите в домашнем сочинении по картинам русских художников А.Пластова и К. Юона (цветная вкладка в учебнике русского языка).


Комментарии к домашнему заданию:

  1. Использовать собранные на уроке материалы.

  1. Можно привести эпиграф к сочинению (из прозвучавших сегодня стихотворений).

  1. В своем сочинении постарайтесь ответить на вопросы:


- Какое общее впечатление производит пейзаж на картине?

- Какую основную мысль вы будете раскрывать в сочинении?

- Что изображено на картине?

- Удалось ли художнику передать красоту русской зимы?

- За что вы любите зиму?

(Учащимся раздаются памятки).


V Выставление оценок


Старшие групп подают список группы, в котором указана степень участия каждого ученика в подготовке к уроку и работы на уроке.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Зима в изображении русских поэтов, художников, композиторов.

Автор: Смбулян Лолита Грантовна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности  с детьми подготовительной группы. Тема «Зимушка - зима». "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-intieghrirovannoi-orghanizovannoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-s-diet-mi-podghotovitiel-noi-ghruppy-tiema-zimushka-zima"
    ["file_id"] => string(6) "197405"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428240475"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Зима в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов"
    ["seo_title"] => string(72) "zimavproizviedieniiakhrusskikhpoetovpisatielieikhudozhnikovikompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "338951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1470808807"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Разработка урока по музыке в 1 классе "Художник, поэт, композитор""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka_uroka_po_muzyke_v_1_klasse_khudozhnik_poet_kompozitor"
    ["file_id"] => string(6) "608492"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654006819"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства