kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность

- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»»

Тема: Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»



Цели урока:



- кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;



- познакомить учащихся с содержанием сказки;



-словарная работа над литературными терминами,

-развивать умение анализировать сказки - осмыслить иносказательность сказки;

- осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность



- постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении



Оборудование урока: выставка произведений Салтыкова-Щедрина; компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь.



Ход урока:

1. Слово учителя. Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.\

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

2.  Словарная работа.

Сатира, юмор, гротеск, гипербола, эзопов язык, оказия, регистратура, каллиграфия.

Учитель обращает внимание на неизвестные слова, термины, например: бичевал, эзопов язык – и комментирует их.

Сатира (от лат. satira – буквально «смесь, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Эзопов язык - (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

3. Чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

4.Закрепление. Вопросо-ответная беседа с учащимися.

  • Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой?

  • Какими изображает Салтыков-Щедрин генералов?

  • Какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорил автор?

  • Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

  • О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

  • Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, в котором их утром к кофею подают» и пр.? Обратите внимание на разговоры генералов. О чем они говорят? (смена дня и ночи; вавилонское столпотворение и потоп)

  • Как в зависимости от обстоятельств раскрывается отношение генералов к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор предает и разоблачает его отношение?

  • Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

  • Как отблагодарили генералы мужика?

  • Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?

  • Как показан в сказке мужик?

  • Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку? Каков иносказательный смысл этого эпизода?

  • Как, по вашему мнению, сам автор относится к своим героям?

  • Какие пороки тогдашней действительности высмеивает М.Е.Салтыков-Щедрин?

  • В чем иносказательный смысл сказки?

  • Что в сказке правдиво отражает действительность тогдашнего времени?

5. Домашнее задание. Чтение сказкок «Премудрый пескарь», «Коняга»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глазкова Наталья Петровна

Дата: 18.02.2018

Номер свидетельства: 458243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки  сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина "
    ["seo_title"] => string(152) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-sied-mogho-klassa-poniatiia-ghrotiesk-kak-sriedstva-otsienki-satirichieskoi-koloristiki-skazok-m-ie-saltykova-shchiedrina"
    ["file_id"] => string(6) "127930"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415386836"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства