kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Здравствуй, страна Литературия!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в форме путешествия позволит пятиклассникам проверить свои знания на начальном этапе изучения литературы.

Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Танец, песня на стихи Ю. Мориц.

  1. Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник табуретку и крыльцо.

Но только у волшебника в починке

Светлеет ваше сердце и лицо.

Припев:

Какая тонкая работа-

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

2. Язык чужой обиды и печали

Волшебник изучает с детских лет.

Его вселять надежду обучали,

И это основной его предмет.

Припев: тот же.


Просмотр содержимого документа
«Приложение2»

Сказка в сказке


Посадил дед … мышку … Бил – бил, не разбил … Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо … Он махнул рукой, и паж поднес золотое блюдце, на котором летало конопляное семечко… Вдруг раздался легкий звон, и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы; Царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, - бух в котел – и там сварился … Тянут-потянут – вытянуть не могут… Тяжел камень, на дно тянет … Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах… По щучьему веленью, по моему хотенью… Кто-то в теремочке живет?... Белка там живет ручная … Там царь Кащей над над златом чахнет … Выбежала к нему Василиса Премудрая … И с невестою своей обвенчался Елисей. Тут и сказке конец, а кто слушал-молодец!

«Репка», «Курочка Ряба»; А. Пушкин «Золотая рыбка», А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», П. Ершов «Конек-Горбунок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна –лягушка», «По щучьему велению», «Теремок», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне» (13 сказок)


Просмотр содержимого документа
«Приложение3»



Ладья


1






2






3



9












4







8


5


7







6








  1. Заядлая шахматистка, которая вместе с Незнайкой часто посещала Шахматный городок Солнечного города.

  2. Имя героини повести К. Булычева «Сто лет тому вперед», которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры.

  3. Человечек из театра Карабаса Барабаса - «весь клетчатый, как шахматная доска».

  4. Детский писатель, автор книг о Незнайке, Вите Малееве и Толе Клюквине, которые любили играть в шахматы.

  5. Писатель, который увлекательно описал одновременной игры Электроника с шестью экс-чемпионами мира по шахматам.

  6. Имя мальчика, который спасал свою учительницу от гнева Хоттабыча на пароходе «Ладога», отвлекая старика игрой в шахматы.

  7. Имя мальчика, который научил Витю Малеева играть в шахматы.

  8. Английский писатель, по воле которого Алиса попала в Зазеркалье, где она стала Белой Королевской Пешкой.

  9. Писатель, забавно описавший шахматный поединок старика Хоттабыча с капитаном «Ладоги» Степаном Тимофеевичем.



Ответы:


  1. Ниточка

  2. Алиса

  3. Арлекин

  4. Носов

  5. Велтистов

  6. Волька

  7. Алик

  8. Кэрролл

  9. Лагин

Просмотр содержимого документа
«Приложение4»

Тест

  1. Что отличает народную сказку от мифа?

А) сюжет б) вымысел в) художественные приемы

2. Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует литературную сказку?

А) в основе сказки – реальные события б) повторяющийся сюжет

В) автор сказки – реальный человек г) добро всегда побеждает зло

  1. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

А) «Аленький цветочек» б) «Лягушка-Царевна»

В) «Кот в сапогах» г) «Спящая царевна»

4. Как называется данная часть сказки?

… И с невестою своей

обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

А) зачин б) кульминация

Б) развитие действия г) исход

5. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок?

А) В.А. Жуковский б) А.С. Пушкин

В) И.С. Тургенев г) П.П. Ершов

6. Соотнесите сказки с их авторами

«Спящая царевна»

П.П. Бажов

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В.А. Жуковский

«Аленький цветочек»

А.С. Пушкин

«Каменный цветочек»

С.Т. Аксаков


Просмотр содержимого документа
«Статья»

Белкина Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ – Лицей №2 города Саратова

«Здравствуй, страна Литературия!»


Цель: ввести учащихся в новый предмет, выявляя при этом их читательские интересы, контролируя усвоение изученного материала, осуществляя преемственность с начальной ступенью обучения.


Задачи:

  1. Обучающая:

– развивать навыки самостоятельной работы учащихся;

- продолжить обучение работе в группах;

- развитие монологической речи учащихся, совершенствование умения отвечать на поставленный вопрос, отстаивать свою точку зрения;

2. Развивающая:

- развитие творческой индивидуальности учащихся, умения видеть прекрасное;

3. Воспитывающая:

- развитие чувства коллективизма;

- воспитание любви к литературе разных жанров.


Оформление кабинета: выставка любимых книг, иллюстрации учащихся к понравившимся произведениям, карта страны Литературии; все учащиеся – в костюмах литературных героев.

Ход урока.


- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Уже почти 2 месяца мы с вами изучаем новый предмет – литературу! Все это время вы были очень старательны! И сегодня настала пора проверить, чему же вы научились за столь короткое время, с каким багажом пришли из начальной школы. А поможет нам все это узнать путешествие, которое мы сегодня совершим. А какое же путешествие без чудес и неожиданностей? Закройте, пожалуйста, учебники, отложите в сторону тетради, зажмурьте посильнее глаза и … раз, два, три - можете их открыть.


За это время перевоплощаюсь, надеваю колпак, включаю музыку, появляюсь в виде волшебницы. Исполняется песня. (Смотрите Приложение1)


- Приветствую вас, добрые жители прекрасной страны, имя которой Литературия! Вы, конечно же, узнали меня! Я – волшебница этой страны, хранительница книг, зовут меня Книгиня, имя – от слова «книга», поэтому всех вас я знаю очень хорошо, ведь сегодня, услышав мой волшебный голос, вы ненадолго покинули страницы любимых книг и собрались вместе. Но мне придется вас огорчить. Из моего замка пропала волшебная книга, в которой собраны все тайны страны Литературии. Без этой книги страна не сможет существовать. Но я хочу спросить у Вас, а нужно ли искать её? Для чего? Как вы думаете, друзья?

(ответы)

Тогда в путь! Для того, чтобы найти волшебную книгу, нужно преодолеть различные препятствия, выполнить трудные задания, доказать, что мы достойны этой книги. Заглянем в карту Литературии. Итак, сейчас мы в вами находимся на Трудном пути.

Чтобы путешествие было интересным, вы разделились на 3 команды, которые будут называться по номерам страниц утерянной книги: 1-я страница, 2-ая страница, 3-я страница. За правильные ответы и выполненные задания команды будут получать волшебные звёзды. Если команда затрудняется с ответом – не беда, на помощь придут друзья с других страниц.

Итак… Раз, два, три … испытания начинаются.

- Вспомните, пожалуйста, на чем отправлялись в путешествие герои любимых книг (постарайтесь назвать вид транспорта, автора и произведение).

1 стр. На чем путешествовали вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс?

(На яхте «Беда», А Некрасов «Приключения капитана Врунгеля») - звезда.


2 стр. На чем отправились в Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька?

(На ковре-самолете. Л. Лагин «Старик Хоттабыч») – звезда.


3 стр. На чем придумал посетить лагерь турецкого войска барон Мюнхаузен?

(На ядре. Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»).


- В путешествие принято отправляться с надежными верными друзьями. Вспомните, как звали друзей следующих литературных героев? Кто автор произведений?

1 стр. Маугли

(Багира, Балу, Каа. Р. Киплинг «Маугли»).


2 стр. Элли

(Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Трусливый Лев. А Волков «Волшебник изумрудного города»)


3 стр. Суок

(Канатоходец Тибул и оружейник Просперо. Ю. Олеша «Три толстяка»)


- Ой, смотрите, юные мои друзья! Трудный путь привел нас к озеру Волшебства.

- А какие же волшебные слова нужно сказать, чтобы свершилось чудо? Вспомните, что говорил:


  1. стр. Емеля, герой русской народной сказки?

(По щучьему велению, по моему хотению). Звезда


  1. стр. Али-Баба из арабской сказки «Али-Баба и 40 разбойников»?

(Сим – сим, открой дверь).


  1. стр. Иван-дурак из русской народной сказки «Сивка-Бурка»?

(Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой) звезда


- Молодцы! Ну что же, самое время поколдовать. Волшебные превращения ждут вас, милые жители Литературии! Осталось только вспомнить, в кого превращались и были заколдованы следующие герои:


1 стр. 11 братьев –принцев

(в лебедей Х.К. Андерсен «Дикие лебеди») звезда


2 стр. Багдадский калиф Хасид

(Калиф-(Халиф) – арабское «преемник, наследник») (в аиста В. Гауф «Калиф-аист») звезда


3 стр. Коротышка Листик

(в ослика. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе») звезда


- Ай да молодцы! Незаметно мы переплыли озеро волшебства и очутились на поляне Фольклора.


- Какое интересное слово – Фольклор. А что оно обозначает?

(устное народное творчество)


- А среди ваших героев есть герои фольклорных произведений? Назовите их. Что за жанр?

(сказки)


- Сколько жанров рассыпано на поляне! Какие из них вы знаете?

(По очереди)

А сколько произведений! Друзья мои, поможем разобраться, что к чему? Ведь вы любите играть в лото? Распределите-ка тексты по жанрам! Раз – два – три – начали!

(время ограничено)

- Закончили работу! А теперь проверим, все ли так? Совпали ли цвета? Это секрет проверки.

Звезды (если успели все и без ошибок – 2 звезды).

- Посмотрите, поляна просто запестрела изобилием! Как красиво! А что это там виднеется вдали? Конечно же, город Сказок. Ведь без него трудно представить себе страну Литературию! А теперь продолжим испытания!

1 стр. Какие виды сказок вы знаете?

(волшебные, бытовые, о животных) звезда


2 стр. – Как называется построение сказки и других литературных произведений и какие элементы построения вам известны?

(композиция; присказка, зачин, развитие действия, кульминация, исход, концовка) звезда


3 стр. Назовите признаки сказки.

(прием 3-екратного повторения, добрые помощники, волшебные предметы, добро всегда побеждает зло). Звезда


- А какое слово нужно добавить, чтобы получить название сказки.


  1. стр. Ш. Перро «Синяя … борода»

  2. стр. Д. Мамина-Сибиряка « Серая … Шейка»

  3. стр. А. Погорельского «Черная … курица, или Подземные жители».


- Как здорово, что вы любите сказки! Но вы же сами сказали: какая сказка без волшебных предметов? Итак, новое испытание. Вспомните, в каких сказках встречаются:


1 стр. волшебная палочка

(Н.Носов «Незнайка …», Ш.Перро «Золушка» и др.)


2 стр. волшебный цветок

(«Аленький цветочек» С.Аксаков, «Цветик-Семицветик» и др. В. Катаев


3 стр. волшебная обувь

(«Кот в сапогах» Ш.Перро, «Маленький мук» В. Гауф и др.)

Назвать сказку и автора (вручаются звезды)


- Какие вы молодцы! Достойно справляетесь с испытаниями! А знаете ли вы, что город Сказок расположен на берегу Моря Фантазий? Прежде, чем мы поплывем по нему, прогуляемся-ка по Мосту Приключений, послушаем Сказку из сказок. Вы должны каждый в своей команде записать названия и авторов всех сказок, которые вы узнали.

Итак, Сказка в сказке (Смотрите Приложение2)


- Друзья мои!

- Я и не заметила, как мы уже плывем по морю Фантазий.

Вы так любите нашу замечательную страну, что не смогли остаться равнодушными к пропаже волшебной книги! Посмотрите, сколько прекрасных рисунков вы сделали, чтобы восполнить потерю! А какие у вас замечательные костюмы, сколько фантазии – целое море!

А герои каких произведений среди вас остались не названными?

(Почему выбрали костюм этого героя? (2-3 чел.)

1 с. – 2 с.; 2 с. – 3 с.; 3 с. - 1 с.

(вручаются звезды)


А иллюстрации к каким произведениям вы видите? (угадываем)

Кто объяснит, почему именно это произведение он проиллюстрировал? (2-3 чел.)


- А теперь - очень сложное испытание. Проявите фантазию и смекалку! Перед вами – литературно-шахматный чайнворд «Ладья». Так что дерзайте, мои юные друзья! Вспоминайте литературных шахматистов; их авторов. Время пошло! (Смотри Приложение3)


Проверяю сказки.

(звезды за сказку в сказке, чайнворд!)


- Совсем незаметно мы подплыли к горе Басен


1 стр. А что такое басня?

(Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).


2 стр. Каких баснописцев знаете?

(Эзоп, Лафонтен, Ломоносов, Хемницер, Сумароков, Дмитриев, Крылов).


  1. стр. А что мы встречаем в баснях? Какие средства?

Мораль, аллегория, олицетворение

Закончить строчку, угадать басню И.А. Крылова.


  1. стр. Ты все пела? Это дело … (Так поди же попляши) «Стрекоза и муравей».

  2. Стр. Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он кукушку) «Кукушка и Петух»

  3. Стр. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь) («Квартет»)


- Внимание, друзья! С горы виден остров! Думаю, что это тот самый остров Мифов, о котором я читала в Волшебной книге! Заглянем на минутку? Итак, новые приключения.

Прежде всего вспомните, что такое МИФ? (сказания, предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мифа).

Итак, вспомните, как назывался


1 стр. в греческих мифах бог огня. (Гефест)

2 стр. в славянских мифах бог огня (Сварог)

3 стр. в греческих мифах бог морей (Посейдон)


  1. стр. - Сколько подвигов совершил Геракл? (12)

  2. стр. - Чем прославился Прометей? (дал огонь людям)

  3. стр. - Как называлась шкура барана, которую раздобыть аргонавты? (золотое руно) звезды


  1. стр. - Скажите, друзья, а чем миф отличается от сказки? (в мифы верят, а сказка изначально воспринимается как выдумка)

  2. стр. - А какая сказка существует наряду с фольклорной? (литературная) В чем разница?

  3. Стр. - А какие роды литературы знаете? К какому роду относится сказка? (эпос)

- Ой, да мы и не заметили, как очутились в долине Теоретиков !

- Как вы думаете, для чего необходимо знать теорию литературы?

Проверим с помощью тестов по теме «Литературная сказка», как вы знаете теорию! (Смотрите Приложение4)

Проверяю чайнворд.

Время ограничено. Тесты сдать. За выполнение - звезда.


- Ай да молодцы! И с этим нелегким заданием справились! Да с такими помощниками мы обязательно книгу отыщем!

А перед нами раскинулось поле чистое, широкое, а за ним видна Русь Древняя, и встречают нас на поле богатыри былинные, напоминают о том, что литература тесно с фольклором связана.

А как же называют такое явление в литературе? (традиция)

Итак,

1 стр. - славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший и избе. (Илья Муромец)

2 стр. Побратим Ильи-Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.

(Добрыня Никитич)

3 стр. Богатырь, Поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.

(Алеша Попович).

- Вот и привели нас три богатыря в Русь Древнюю. А что же знают жители Литературии о литературе Древней Руси?

1 стр. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (по 17 век)

(конец Х в., принятие христианства)

2 стр. Жанры древнерусской литературы. (Летопись, житие, сказание, поучение)

3 стр. Основная тема древнерусской литературы. (Научно-патриотическая)

Авторство? (имена авторов большинства произведений не сохранились)


- Смотрите, да мы с вами очутились около Лукоморья. А где находится Лукоморье? Что означает слово? (Излучина морского берега, от слов «Лука – «изгиб» и море»)

На берегу моря. Смотрите, море Книг!

- Ребята, а чье имя мы сразу же вспоминаем, когда слышим слово «Лукоморье»? (А.С. Пушкин)

- Может быть, наша Волшебная книга где-то здесь? В этом море? Если с последним испытанием справимся, книга наверняка отыщется!

1 стр. Какая сказка Пушкина носит самое длинное название? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»)

2 стр. Какое произведение А. Пушкина очень напоминает сказку, хотя и является поэмой? («Руслан и Людмила»)

3 стр. Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами: Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок? («Сказка о золотом петушке»)


- Смотрите, мои юные друзья. А вот и наша пропажа! Да и где, как не в море Книг, она должна была отыскаться? А море это состоит из тех книг, которые вы любите, читаете.

- А кто хочет рассказать о своей любимой книге, почему именно эта книга является любимой? ( 2 чел.)


- Ай да молодцы! Ведь без вашей помощи мне ни за что было бы не справиться! Страна Литературия спасена, потому что в ней живут такие замечательные герои, которых вы сегодня представляли.


А теперь подсчитаем звезды!

Конечно все молодцы. Костюмы, рисунки, тесты + командная работа!


- Хочется покинуть страну Литературию? (нет) Так давайте останемся в ней, ведь на самом деле наше путешествие продлится еще много лет, потому что в этой стране кроме сказок нас ждут всегда надежные друзья, добрые помощники, мудрые советы и, конечно же, я, волшебница Книгиня, которая поведет вас дальше в мир Литературии, в путешествие по книгам. Поэтому дома я предлагаю каждому из вас сочинить сказку. А многоточие на карте - и есть надежда на продолжение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Здравствуй, страна Литературия!»

Автор: Белкина Надежда Владимировна

Дата: 29.01.2020

Номер свидетельства: 537819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока " Здравствуй, сказка! Маленькие и большие секреты страны Литературии" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-zdravstvui-skazka-malien-kiie-i-bol-shiie-siekriety-strany-litieraturii"
    ["file_id"] => string(6) "225352"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439576514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Да здравствует страна Спортландия!"
    ["seo_title"] => string(32) "dazdravstvuietstranasportlandiia"
    ["file_id"] => string(6) "256178"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448087789"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Кружковая работа "Книжкина страна" "
    ["seo_title"] => string(35) "kruzhkovaia-rabota-knizhkina-strana"
    ["file_id"] => string(6) "208136"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430744350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "«Мангыстау – моя Родина»."
    ["seo_title"] => string(22) "manghystau_moia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "447282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514527853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Мой Казахстан- Моя Родина»."
    ["seo_title"] => string(28) "moi_kazakhstan_moia_rodina_1"
    ["file_id"] => string(6) "447284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514529267"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства