Белкина Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ – Лицей №2 города Саратова
«Здравствуй, страна Литературия!»
Цель: ввести учащихся в новый предмет, выявляя при этом их читательские интересы, контролируя усвоение изученного материала, осуществляя преемственность с начальной ступенью обучения.
Задачи:
Обучающая:
– развивать навыки самостоятельной работы учащихся;
- продолжить обучение работе в группах;
- развитие монологической речи учащихся, совершенствование умения отвечать на поставленный вопрос, отстаивать свою точку зрения;
2. Развивающая:
- развитие творческой индивидуальности учащихся, умения видеть прекрасное;
3. Воспитывающая:
- развитие чувства коллективизма;
- воспитание любви к литературе разных жанров.
Оформление кабинета: выставка любимых книг, иллюстрации учащихся к понравившимся произведениям, карта страны Литературии; все учащиеся – в костюмах литературных героев.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста! Уже почти 2 месяца мы с вами изучаем новый предмет – литературу! Все это время вы были очень старательны! И сегодня настала пора проверить, чему же вы научились за столь короткое время, с каким багажом пришли из начальной школы. А поможет нам все это узнать путешествие, которое мы сегодня совершим. А какое же путешествие без чудес и неожиданностей? Закройте, пожалуйста, учебники, отложите в сторону тетради, зажмурьте посильнее глаза и … раз, два, три - можете их открыть.
За это время перевоплощаюсь, надеваю колпак, включаю музыку, появляюсь в виде волшебницы. Исполняется песня. (Смотрите Приложение1)
- Приветствую вас, добрые жители прекрасной страны, имя которой Литературия! Вы, конечно же, узнали меня! Я – волшебница этой страны, хранительница книг, зовут меня Книгиня, имя – от слова «книга», поэтому всех вас я знаю очень хорошо, ведь сегодня, услышав мой волшебный голос, вы ненадолго покинули страницы любимых книг и собрались вместе. Но мне придется вас огорчить. Из моего замка пропала волшебная книга, в которой собраны все тайны страны Литературии. Без этой книги страна не сможет существовать. Но я хочу спросить у Вас, а нужно ли искать её? Для чего? Как вы думаете, друзья?
(ответы)
Тогда в путь! Для того, чтобы найти волшебную книгу, нужно преодолеть различные препятствия, выполнить трудные задания, доказать, что мы достойны этой книги. Заглянем в карту Литературии. Итак, сейчас мы в вами находимся на Трудном пути.
Чтобы путешествие было интересным, вы разделились на 3 команды, которые будут называться по номерам страниц утерянной книги: 1-я страница, 2-ая страница, 3-я страница. За правильные ответы и выполненные задания команды будут получать волшебные звёзды. Если команда затрудняется с ответом – не беда, на помощь придут друзья с других страниц.
Итак… Раз, два, три … испытания начинаются.
- Вспомните, пожалуйста, на чем отправлялись в путешествие герои любимых книг (постарайтесь назвать вид транспорта, автора и произведение).
1 стр. На чем путешествовали вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс?
(На яхте «Беда», А Некрасов «Приключения капитана Врунгеля») - звезда.
2 стр. На чем отправились в Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька?
(На ковре-самолете. Л. Лагин «Старик Хоттабыч») – звезда.
3 стр. На чем придумал посетить лагерь турецкого войска барон Мюнхаузен?
(На ядре. Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»).
- В путешествие принято отправляться с надежными верными друзьями. Вспомните, как звали друзей следующих литературных героев? Кто автор произведений?
1 стр. Маугли
(Багира, Балу, Каа. Р. Киплинг «Маугли»).
2 стр. Элли
(Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Трусливый Лев. А Волков «Волшебник изумрудного города»)
3 стр. Суок
(Канатоходец Тибул и оружейник Просперо. Ю. Олеша «Три толстяка»)
- Ой, смотрите, юные мои друзья! Трудный путь привел нас к озеру Волшебства.
- А какие же волшебные слова нужно сказать, чтобы свершилось чудо? Вспомните, что говорил:
стр. Емеля, герой русской народной сказки?
(По щучьему велению, по моему хотению). Звезда
стр. Али-Баба из арабской сказки «Али-Баба и 40 разбойников»?
(Сим – сим, открой дверь).
стр. Иван-дурак из русской народной сказки «Сивка-Бурка»?
(Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой) звезда
- Молодцы! Ну что же, самое время поколдовать. Волшебные превращения ждут вас, милые жители Литературии! Осталось только вспомнить, в кого превращались и были заколдованы следующие герои:
1 стр. 11 братьев –принцев
(в лебедей Х.К. Андерсен «Дикие лебеди») звезда
2 стр. Багдадский калиф Хасид
(Калиф-(Халиф) – арабское «преемник, наследник») (в аиста В. Гауф «Калиф-аист») звезда
3 стр. Коротышка Листик
(в ослика. Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе») звезда
- Ай да молодцы! Незаметно мы переплыли озеро волшебства и очутились на поляне Фольклора.
- Какое интересное слово – Фольклор. А что оно обозначает?
(устное народное творчество)
- А среди ваших героев есть герои фольклорных произведений? Назовите их. Что за жанр?
(сказки)
- Сколько жанров рассыпано на поляне! Какие из них вы знаете?
(По очереди)
А сколько произведений! Друзья мои, поможем разобраться, что к чему? Ведь вы любите играть в лото? Распределите-ка тексты по жанрам! Раз – два – три – начали!
(время ограничено)
- Закончили работу! А теперь проверим, все ли так? Совпали ли цвета? Это секрет проверки.
Звезды (если успели все и без ошибок – 2 звезды).
- Посмотрите, поляна просто запестрела изобилием! Как красиво! А что это там виднеется вдали? Конечно же, город Сказок. Ведь без него трудно представить себе страну Литературию! А теперь продолжим испытания!
1 стр. Какие виды сказок вы знаете?
(волшебные, бытовые, о животных) звезда
2 стр. – Как называется построение сказки и других литературных произведений и какие элементы построения вам известны?
(композиция; присказка, зачин, развитие действия, кульминация, исход, концовка) звезда
3 стр. Назовите признаки сказки.
(прием 3-екратного повторения, добрые помощники, волшебные предметы, добро всегда побеждает зло). Звезда
- А какое слово нужно добавить, чтобы получить название сказки.
стр. Ш. Перро «Синяя … борода»
стр. Д. Мамина-Сибиряка « Серая … Шейка»
стр. А. Погорельского «Черная … курица, или Подземные жители».
- Как здорово, что вы любите сказки! Но вы же сами сказали: какая сказка без волшебных предметов? Итак, новое испытание. Вспомните, в каких сказках встречаются:
1 стр. волшебная палочка
(Н.Носов «Незнайка …», Ш.Перро «Золушка» и др.)
2 стр. волшебный цветок
(«Аленький цветочек» С.Аксаков, «Цветик-Семицветик» и др. В. Катаев
3 стр. волшебная обувь
(«Кот в сапогах» Ш.Перро, «Маленький мук» В. Гауф и др.)
Назвать сказку и автора (вручаются звезды)
- Какие вы молодцы! Достойно справляетесь с испытаниями! А знаете ли вы, что город Сказок расположен на берегу Моря Фантазий? Прежде, чем мы поплывем по нему, прогуляемся-ка по Мосту Приключений, послушаем Сказку из сказок. Вы должны каждый в своей команде записать названия и авторов всех сказок, которые вы узнали.
Итак, Сказка в сказке (Смотрите Приложение2)
- Друзья мои!
- Я и не заметила, как мы уже плывем по морю Фантазий.
Вы так любите нашу замечательную страну, что не смогли остаться равнодушными к пропаже волшебной книги! Посмотрите, сколько прекрасных рисунков вы сделали, чтобы восполнить потерю! А какие у вас замечательные костюмы, сколько фантазии – целое море!
А герои каких произведений среди вас остались не названными?
(Почему выбрали костюм этого героя? (2-3 чел.)
1 с. – 2 с.; 2 с. – 3 с.; 3 с. - 1 с.
(вручаются звезды)
А иллюстрации к каким произведениям вы видите? (угадываем)
Кто объяснит, почему именно это произведение он проиллюстрировал? (2-3 чел.)
- А теперь - очень сложное испытание. Проявите фантазию и смекалку! Перед вами – литературно-шахматный чайнворд «Ладья». Так что дерзайте, мои юные друзья! Вспоминайте литературных шахматистов; их авторов. Время пошло! (Смотри Приложение3)
Проверяю сказки.
(звезды за сказку в сказке, чайнворд!)
- Совсем незаметно мы подплыли к горе Басен
1 стр. А что такое басня?
(Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).
2 стр. Каких баснописцев знаете?
(Эзоп, Лафонтен, Ломоносов, Хемницер, Сумароков, Дмитриев, Крылов).
стр. А что мы встречаем в баснях? Какие средства?
Мораль, аллегория, олицетворение
Закончить строчку, угадать басню И.А. Крылова.
стр. Ты все пела? Это дело … (Так поди же попляши) «Стрекоза и муравей».
Стр. Кукушка хвалит петуха …(За то, что хвалит он кукушку) «Кукушка и Петух»
Стр. А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь) («Квартет»)
- Внимание, друзья! С горы виден остров! Думаю, что это тот самый остров Мифов, о котором я читала в Волшебной книге! Заглянем на минутку? Итак, новые приключения.
Прежде всего вспомните, что такое МИФ? (сказания, предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мифа).
Итак, вспомните, как назывался
1 стр. в греческих мифах бог огня. (Гефест)
2 стр. в славянских мифах бог огня (Сварог)
3 стр. в греческих мифах бог морей (Посейдон)
стр. - Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
стр. - Чем прославился Прометей? (дал огонь людям)
стр. - Как называлась шкура барана, которую раздобыть аргонавты? (золотое руно) звезды
стр. - Скажите, друзья, а чем миф отличается от сказки? (в мифы верят, а сказка изначально воспринимается как выдумка)
стр. - А какая сказка существует наряду с фольклорной? (литературная) В чем разница?
Стр. - А какие роды литературы знаете? К какому роду относится сказка? (эпос)
- Ой, да мы и не заметили, как очутились в долине Теоретиков !
- Как вы думаете, для чего необходимо знать теорию литературы?
Проверим с помощью тестов по теме «Литературная сказка», как вы знаете теорию! (Смотрите Приложение4)
Проверяю чайнворд.
Время ограничено. Тесты сдать. За выполнение - звезда.
- Ай да молодцы! И с этим нелегким заданием справились! Да с такими помощниками мы обязательно книгу отыщем!
А перед нами раскинулось поле чистое, широкое, а за ним видна Русь Древняя, и встречают нас на поле богатыри былинные, напоминают о том, что литература тесно с фольклором связана.
А как же называют такое явление в литературе? (традиция)
Итак,
1 стр. - славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший и избе. (Илья Муромец)
2 стр. Побратим Ильи-Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира.
(Добрыня Никитич)
3 стр. Богатырь, Поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича.
(Алеша Попович).
- Вот и привели нас три богатыря в Русь Древнюю. А что же знают жители Литературии о литературе Древней Руси?
1 стр. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (по 17 век)
(конец Х в., принятие христианства)
2 стр. Жанры древнерусской литературы. (Летопись, житие, сказание, поучение)
3 стр. Основная тема древнерусской литературы. (Научно-патриотическая)
Авторство? (имена авторов большинства произведений не сохранились)
- Смотрите, да мы с вами очутились около Лукоморья. А где находится Лукоморье? Что означает слово? (Излучина морского берега, от слов «Лука – «изгиб» и море»)
На берегу моря. Смотрите, море Книг!
- Ребята, а чье имя мы сразу же вспоминаем, когда слышим слово «Лукоморье»? (А.С. Пушкин)
- Может быть, наша Волшебная книга где-то здесь? В этом море? Если с последним испытанием справимся, книга наверняка отыщется!
1 стр. Какая сказка Пушкина носит самое длинное название? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»)
2 стр. Какое произведение А. Пушкина очень напоминает сказку, хотя и является поэмой? («Руслан и Людмила»)
3 стр. Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами: Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок? («Сказка о золотом петушке»)
- Смотрите, мои юные друзья. А вот и наша пропажа! Да и где, как не в море Книг, она должна была отыскаться? А море это состоит из тех книг, которые вы любите, читаете.
- А кто хочет рассказать о своей любимой книге, почему именно эта книга является любимой? ( 2 чел.)
- Ай да молодцы! Ведь без вашей помощи мне ни за что было бы не справиться! Страна Литературия спасена, потому что в ней живут такие замечательные герои, которых вы сегодня представляли.
А теперь подсчитаем звезды!
Конечно все молодцы. Костюмы, рисунки, тесты + командная работа!
- Хочется покинуть страну Литературию? (нет) Так давайте останемся в ней, ведь на самом деле наше путешествие продлится еще много лет, потому что в этой стране кроме сказок нас ждут всегда надежные друзья, добрые помощники, мудрые советы и, конечно же, я, волшебница Книгиня, которая поведет вас дальше в мир Литературии, в путешествие по книгам. Поэтому дома я предлагаю каждому из вас сочинить сказку. А многоточие на карте - и есть надежда на продолжение.