Просмотр содержимого документа
««Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка!»»
Анализ урока литературы в 5 классе
1.Тема урока:
«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка!»
2.Цели и задачи урока:
- Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношениек тексту произведения.- Развивать творческие способности учащихся.- Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищениеталантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданыдуховные и материальные богатства России.
3.Организация урока.
Учащиеся 5 класса пришли на второй по расписанию урок литературы,заняли свои места и приготовили на парте всё необходимое для урока.Консультанты в перемену обсудили с учителем результаты домашнегозадания, выполненного в группах.Кабинет к уроку был оборудован проектором, ноутбуком и экраном. На окнахжалюзи были закрыты для демонстрации презентаций к уроку.Урок начался с приветствия учителя и учеников.Учитель обратил внимание на организацию рабочего места, выяснил, кто изучеников отсутствует и по каким причинам.Тему и основную цель своей деятельности учащиеся обозначили сами подумелым руководством учителя.Учитель задаёт вопрос, какими словами заканчивается сказ П.Бажова«Медной горы Хозяйка».Ребята быстро находят эти слова в тексте изаписывают тему.Далее учитель организует мыслительную деятельность, связанную сформулировкой основной цели работы на уроке. Ребята определяют, что науроке речь пойдёт о главной героине сказа, почему «худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».
4.Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся была организована на каждомэтапе урока. Была организована работа по проверке домашнего задания – пересказа эпизодов произведения П.Бажова .Ребята оценивали пересказы икомментировали оценки.Была организована фронтальная работа с отдельными эпизодами,связанными с описанием Хозяйки Медной горы. Ребята определялиключевые, опорные слова, затем была организована самопроверка по опорам,использованным в компьютерной презентации.Затем была организована самостоятельная работа, ребятам было дано заданиенайти доказательства того, что Хозяйка может быть как доброй, так и злой.Итогом работы стало коллективное составление таблицы с характеристикойХозяйки Медной горы.Ребята показали умение свободно ориентироваться в содержаниипроизведения, чётко и полно отвечать на вопросы учителя, работать самостоятельно и комментировать ответы одноклассников, оценивать своизнания по критериям оценки.
5.Содержание и методика изучения новых знаний.
Новый материал учитель изложил устно с помощью компьютернойпрезентации, что позволило ему оформить содержание наглядно, образно иярко. В ходе сообщения учитель прибегал к методам эвристической беседы.Проблемы, затронутые на уроке, были связаны с жизнью уральскихкамнерезов. Проблема варварского отношения к природе, затронутая впроизведении, нашла своё отражение в рассуждении учащихся.Темой и целью самостоятельного изучения на уроке были отличия главнойгероини то других героев. Ребята искали примеры из текста,подтверждающие непохожесть, уникальность Хозяйки Медной горы, а такженахождение противоположных качеств героини.Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке учительиспользовал различные способы и формы работы: проблемные вопросы наосмысление и восприятие содержания произведения, использованиедемонстрационного материала в виде компьютерной презентации,составление таблицы противоположных качеств главной героини.В процессе изучения нового материала проверка знаний и уменийпроводилась по опорным записям, таблицам и ключевым словам. Такимобразом у учащихся была возможность оценить самим свои знания.
6.Содержание и методика закрепления изученного материала.
В ходе закрепления изученного материала ребята приводили примеры,доказательства и аргументы, связанные с характеристикой главной героини иеё роли в произведении.В ходе закрепления был использован метод фронтальной беседы, ученикиактивно включились в обсуждение вопросов.Затем была организована работа в группах. Каждая группа демонстрироваламатериал, который ученики подготовили в данному уроку, используядополнительную литературу и справочный материал.Было задание: изучить, как образ Хозяйки Медной горы был воплощен впроизведения различных видов искусства.1-я группа демонстрировала произведения палехских художников, в которыхотразился образ Хозяйки медной горы.2-я группа рассказывала о произведениях композитора С.Прокофьева,написанных по мотивам сказов П.Бажова.3-я группа работала над темой «П.Бажов и современность».Ребята рассказалио гербе уральского города Полевского и о Малахитовом зале С-Петербурга.
7.Содержание и методика домашнего задания.
Домашнее задание было спланировано на два варианта с общей для всехустановкой – подготовиться к уроку внеклассного чтения по сказамП.П.Бажова и прочитать сказы1 вариант – «Малахитовая шкатулка»2 вариант – «Каменный цветок»
8.Характеристика познавательной деятельности учащихся.
Внимание.
У большинства учащихся на протяжении всего уроканаблюдалась высокая концентрация внимания благодаря доброжелательномутону учителя, образности речи, его стремлению вовлечь в учебный процессвсех учащихся класса. Особую роль сыграла демонстрация презентаций,подготовленных как самим учителем, так и учениками. На разных этапахурока учитель использовал разнообразные способы и приёмы привлечениявнимания учеников.
Восприятие.
Чаще всего учитель использовал следующие установки на восприятие:«обратите внимание», «давайте вместе разберёмся, подумаем, сделаемвывод», «это важно, чтобы понять» и др.
Память.
На уроке учитель работал над развитием различных типов памяти. Проверкадомашнего задания (пересказы эпизодов произведения) способствует развитию долгосрочной памяти. Комплекс вопросов на уроке способствовал развитию кратковременной памяти.
Мышление.
Учитель побуждал учащихся к формулировке темы, целей и задач урока,создавал проблемные ситуации, связанные в образом главной героинипроизведения. Была продумана система вопросов с опорой на коллективноемышление учащихся. В ходе урока учитель привлекает внимание к ответамодноклассников. Умело и тонко учитель подводил учащихся к выводам изаключениям, необходимых для восприятия образа главной героини -ХозяйкиМедной горы
Личность.
Ответы одноклассников учащиеся комментировали объективно идоброжелательно. Ни у кого из учеников не проявились чувства обиды илинеудовлетворения. Ребята сами отмечали свои недочёты. Манера поведенияучителя, его отношение к учебному предмету способствовало формированию интереса учеников к художественной литературе. Учитель имеет стаж работы – 28 лет преподавательской деятельности, является учителем высшей квалификационной категории, в общении с учениками доброжелателен и тактичен, речь чёткая, эмоциональная и выразительная.