- дать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами. Морские камни всегда округлой формы, гладкие - такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы; формировать потребность в двигательной активности.
Предварительная работа:
- Сбор коллекции камней вместе с детьми.
- Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок». Рассматривание книги, в которых рассказывается о камнях и их использовании человеком.
Оборудование и материалы:
- набор речных и морских камней, лупы, сосуды с водой, письмо в конверте от Хозяйки Медной горы, коробка зеленого цвета, салфетки, халаты, иллюстрации построек из камня, памятников, исследовательские таблицы для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята скажите мне, что нас окружает?
Дети: Нас окружают предметы.
Воспитатель: А еще что? (Природа). Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Какие признаки живой природы вы знаете?
Дети: Всё живое дышит, размножается, растет, двигается, питается
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Игра» Живое и неживое».
Воспитатель: Я буду называть разные слова, а вы поднимать соответственно круги если живое то круг зелёного цвета, если не живое то круг красного цвета.
Воспитатель: Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем.
«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. Посылка прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Посылка уже находится у вас в группе. Вам надо её найти. До встречи в моём царстве». (Хозяйка Медной горы).
Воспитатель: Ребята надо найти посылку, вы запомнили, какая она?
Дети: Она зелёная, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой
Воспитатель: Ну тогда пошли искать (дети ищут посылку, находят). Дети, это наша посылка. Но здесь под лентой ещё записка. Давайте её прочтем: «Открыть коробку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку: В серёжках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге не нужный лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, а в стройке годится на тысячу лет. Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Дети: Камень.
Воспитатель: Посмотрите много разных камней собрала Хозяйка Медной горы. Где мы можем встретить камни?
Дети: Камни окружают нас повсюду, их можно встретить на земле и под землёй, в морях и реках.
Воспитатель: Ребята давайте закроем глаза и представим себе картину. Вот мы с вами оказались на берегу моря. Слышите как шумит море? Волны с шумом набегают на берег и быстро отступают обратно в морские просторы.
Кто из вас был на море? Что вы там видели? (там на берегу много разных камней, море шумит).
Воспитатель: Камни бывают такими разными. Любому человеку камень может рассказать очень многое. Нужно уметь раскрывать его тайны. Хотите раскрыть тайну камней?
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и исследовать камни в нашей лаборатории с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследований занесем в специальную таблицу.
Ребята найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Рассмотрите камни через лупу и отметьте на листочке, какого цвета и формы ваш камень (дети делают зарисовку цветными карандашами)
Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий и шероховатый. + -
Дети: Гладкий.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они такие гладкие? Да, такими их сделали морские волны.
В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает края, и она становятся гладкими, без единого уголка.
(А теперь зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно). + -
Теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими камнями. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (шершавые неровные, разной формы, с острыми углами). Отметьте результат в таблице.
Возьмите в руку и сожмите в ней камень крепко-крепко. Изменил камень форму или нет? (нет)
Почему? (он твердый)
Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.
Я возьму молоток, гвоздь и кусочек дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (гвоздь вошел в дерево)
Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Как вы думаете, что будет? (гвоздь гнется, но не вбивается)
Ну что, ребята, смогли ли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? (он согнулся, но не забился)
Значит какой можно сделать вывод?
Дети: камень тверже дерева.
Как камень и дерево будут себя вести в воде? Вот перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду, что с ним произойдет? (дерево плавает)
А сейчас осторожно опустим камень в воду. Что произошло с камнем? (он утонул)
Почему? (он тяжелее воды)
Почему же плавает дерево? (оно легче воды) (отметьте в таблице) + -
Вот ребята, ребята, обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом: мокрый камень темнее).
А теперь возьмите камешек. Прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? (холодный)
Подержите камень в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? (результат опыта в таблицу не заносится, а просто обсуждается)
После окончания экспериментирования один - два ребенка с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Да.
А для чего человек использует камень?
(Для строительства зданий, материалов для укрепления своих сооружений
И так, теперь мы можем сказать, что камень – это очень прочный природный материал. Эти свойства камней: тяжесть, прочность, водонепроницаемость; очень важны для человека, желающего использовать их для своих нужд.
Где мы с вами можем встретить камни? (В реке, в море, на дороге).
А если камни в нашей группе? (В аквариуме).
Проводиться физ-минутка. «Камень, ножницы, бумага».
Открытые ладошки-бумага, сжатые кулачки-камень, два выпрямленных пальца-ножницы.
Воспитатель: Говорит камень ,ножницы ,бумага.(Услышав слово, дети при помощи рук изображают один из указанных предметов).
Воспитатель: Ребята. В какой республике мы живем? (Башкортостан).
Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полёта, то можно увидеть горы. Какие горы есть в нашей республике? (Куштау, Тратау, Юрактау, Шахтау.) Уральские горы.
Приглашаю вас на игру.
Проводится игра на релаксацию «Гора и камешки».
Дети-камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу - это гора. Звучит музыка. Воспитатель говорит: «Жила была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. (Звучит музыка, имитирующая капли дождя). Ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности. (Звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных) потом другой, третий (ещё часть детей по очереди отходят от центра). Гора становится всё меньше и меньше и в конце концов, стала совсем не заметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору.
Воспитатель: Ребята, у хозяйки Медной горы есть просьба, она хочет чтобы вы сделали на память подарок из камней - картину, на которой изображена природа: деревья, цветы. Ведь у неё в горе нет ни деревьев ни цветов. Она нам дарит горсть мелких камней. Вот перед вами картина, на которой нарисован контур деревьев и цветов. Мелкие камешки вы приклеите на изображение. (Воспитатель наносит кистью клей вокруг веток, ствола, цветов). Дети берут пальчиками немного камешек и посыпают деревья, цветы. В конце воспитатель поднимает картину, стряхивая лишнюю крошку камней. Все любуются картиной!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Тема «Мир камней» »
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе
- дать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реках и морях, поэтому их называют речными и морскими. Их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами. Морские камни всегда округлой формы, гладкие - такими их сделали морские волны. Камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы; формировать потребность в двигательной активности.
Предварительная работа:
- Сбор коллекции камней вместе с детьми.
- Чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок». Рассматривание книги, в которых рассказывается о камнях и их использовании человеком.
Оборудование и материалы:
- набор речных и морских камней, лупы, сосуды с водой, письмо в конверте от Хозяйки Медной горы, коробка зеленого цвета, салфетки, халаты, иллюстрации построек из камня, памятников, исследовательские таблицы для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята скажите мне, что нас окружает?
Дети: Нас окружают предметы.
Воспитатель: А еще что? (Природа). Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Какие признаки живой природы вы знаете?
Дети: Всё живое дышит, размножается, растет, двигается, питается
Воспитатель: Давайте с вами поиграем.
Игра» Живое и неживое».
Воспитатель: Я буду называть разные слова, а вы поднимать соответственно круги если живое то круг зелёного цвета, если не живое то круг красного цвета.
Воспитатель: Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем.
«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. Посылка прямоугольной формы, зеленого цвета, перевязана розовой лентой. Посылка уже находится у вас в группе. Вам надо её найти. До встречи в моём царстве». (Хозяйка Медной горы).
Воспитатель: Ребята надо найти посылку, вы запомнили, какая она?
Дети: Она зелёная, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой
Воспитатель: Ну тогда пошли искать (дети ищут посылку, находят). Дети, это наша посылка. Но здесь под лентой ещё записка. Давайте её прочтем: «Открыть коробку вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку: В серёжках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге не нужный лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, а в стройке годится на тысячу лет. Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Дети: Камень.
Воспитатель: Посмотрите много разных камней собрала Хозяйка Медной горы. Где мы можем встретить камни?
Дети: Камни окружают нас повсюду, их можно встретить на земле и под землёй, в морях и реках.
Воспитатель: Ребята давайте закроем глаза и представим себе картину. Вот мы с вами оказались на берегу моря. Слышите как шумит море? Волны с шумом набегают на берег и быстро отступают обратно в морские просторы.
Кто из вас был на море? Что вы там видели? (там на берегу много разных камней, море шумит).
Воспитатель: Камни бывают такими разными. Любому человеку камень может рассказать очень многое. Нужно уметь раскрывать его тайны. Хотите раскрыть тайну камней?
Воспитатель: Предлагаю вам стать учеными и исследовать камни в нашей лаборатории с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследований занесем в специальную таблицу.
Ребята найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Рассмотрите камни через лупу и отметьте на листочке, какого цвета и формы ваш камень (дети делают зарисовку цветными карандашами)
Потрогайте камень. Какой он на ощупь – гладкий и шероховатый. + -
Дети: Гладкий.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они такие гладкие? Да, такими их сделали морские волны.
В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает края, и она становятся гладкими, без единого уголка.
(А теперь зачеркните в таблице то, что по вашему мнению, неверно). + -
Теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими камнями. Потрогайте их. Что можно сказать про речные камни? Какие они? (шершавые неровные, разной формы, с острыми углами). Отметьте результат в таблице.
Возьмите в руку и сожмите в ней камень крепко-крепко. Изменил камень форму или нет? (нет)
Почему? (он твердый)
Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим.
Я возьму молоток, гвоздь и кусочек дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (гвоздь вошел в дерево)
Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Как вы думаете, что будет? (гвоздь гнется, но не вбивается)
Ну что, ребята, смогли ли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? (он согнулся, но не забился)
Значит какой можно сделать вывод?
Дети: камень тверже дерева.
Как камень и дерево будут себя вести в воде? Вот перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду, что с ним произойдет? (дерево плавает)
А сейчас осторожно опустим камень в воду. Что произошло с камнем? (он утонул)
Почему? (он тяжелее воды)
Почему же плавает дерево? (оно легче воды) (отметьте в таблице) + -
Вот ребята, ребята, обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (цветом: мокрый камень темнее).
А теперь возьмите камешек. Прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? (холодный)
Подержите камень в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее? (результат опыта в таблицу не заносится, а просто обсуждается)
После окончания экспериментирования один - два ребенка с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.
Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Да.
А для чего человек использует камень?
(Для строительства зданий, материалов для укрепления своих сооружений
И так, теперь мы можем сказать, что камень – это очень прочный природный материал. Эти свойства камней: тяжесть, прочность, водонепроницаемость; очень важны для человека, желающего использовать их для своих нужд.
Где мы с вами можем встретить камни? (В реке, в море, на дороге).
А если камни в нашей группе? (В аквариуме).
Проводиться физ-минутка. «Камень, ножницы, бумага».
Открытые ладошки-бумага, сжатые кулачки-камень, два выпрямленных пальца-ножницы.
Воспитатель: Говорит камень ,ножницы ,бумага.(Услышав слово, дети при помощи рук изображают один из указанных предметов).
Воспитатель: Ребята. В какой республике мы живем? (Башкортостан).
Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полёта, то можно увидеть горы. Какие горы есть в нашей республике? (Куштау, Тратау, Юрактау, Шахтау.) Уральские горы.
Приглашаю вас на игру.
Проводится игра на релаксацию «Гора и камешки».
Дети-камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг к другу - это гора. Звучит музыка. Воспитатель говорит: «Жила была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. (Звучит музыка, имитирующая капли дождя). Ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с её поверхности. (Звучит музыка имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребёнок отходит от остальных) потом другой, третий (ещё часть детей по очереди отходят от центра). Гора становится всё меньше и меньше и в конце концов, стала совсем не заметной (все дети расходятся). Так ветер и вода трудились день за днём и победили большую гору.
Воспитатель: Ребята, у хозяйки Медной горы есть просьба, она хочет чтобы вы сделали на память подарок из камней - картину, на которой изображена природа: деревья, цветы. Ведь у неё в горе нет ни деревьев ни цветов. Она нам дарит горсть мелких камней. Вот перед вами картина, на которой нарисован контур деревьев и цветов. Мелкие камешки вы приклеите на изображение. (Воспитатель наносит кистью клей вокруг веток, ствола, цветов). Дети берут пальчиками немного камешек и посыпают деревья, цветы. В конце воспитатель поднимает картину, стряхивая лишнюю крошку камней. Все любуются картиной!