Речевая разминка -Подготовим наш речевой аппарат к работе. Проведем речевую разминку -Прочитайте глазами стихотворение (Слайд №1) Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. -Давайте прочитаем это четверостишие хором тихо -Со 2 рядом прочитаем эту строфу громко -С 3 рядом прочитаем ритмично (скороговоркой) -Вот теперь наш речевой аппарат готов к работе 2.Беседа о А. Гайдаре - О ком идет речь в этом четверостишье? Узнали вы этого человека? (Слайд №2) -Это настоящая фамилия автора? -Что такое псевдоним? -Что означает слово «гайдар»? -Назовите настоящую фамилию автора -Где вы об этом узнали? -Что вы еще знаете о нём? -Каким человеком он был? Большой, весёлый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинял свои рассказы Как бесконечную игру. Он никогда не будет стар, В глаза читателям с портрета Глядит смеющийся Гайдар В шинель походную одетый. (Слайд №3) | -читают ребята 1 ряда -читают ребята 2 ряда -читают ребята 3 ряда -о А. Гайдаре - Нет, это псевдоним. - Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения. -«всадник, скачущий впереди войска» -А. П. Голиков. - Из рассказа учителя. - Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину. -Он был человеком, смело идущим вперед, «всадник, скачущий впереди войска» |
Создание проблемной ситуации - Посмотрите на доску. (На доске записаны слова с качествами человека) -Прочитайте. Попробуйте назвать эти понятия одним словом . -Назовите «лишнее» слово -Почему вы так решили? Докажите - Объясните, как вы понимаете смысл слов: * доброта * отзывчивость * честность - Эти слова характеризуют качества хорошего человека. - А вы обладаете такими качествами? -С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором встречались все эти замечательные качества 2. Постановка цели на урок -Попробуйте сформулировать тему нашего урока -Зная тему, давайте поставим цель урока. Определим, в чем предстоит разобраться нам сегодня на уроке. -Чтобы определить главную мысль произведения, надо хорошо знать содержание. Тогда мы сможем ответить на главный вопрос: Для чего А.П. Гайдар написал это произведение? На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев Давайте поработаем над этой повестью – сделаем для себя еще одно маленькое открытие 3.Открытие нового знания. Анализ произведения 1Работа над жанром произведения -К какому жанру относится это произведение? - Почему это рассказ? 2)Блиц-турнир. Разделимся на три команды. -Проверим, насколько внимательно вы читали произведение. 1.Фамилия Жени и Ольги | Фамилия Тимура | Имя и фамилия Фигуры | 2.Сколько лет Тимуру? | Сколько лет Жене? | Сколько лет Ольге? | 3.Что такое ультиматум? | Кто такой парламентер? | Кто такой гонец? | 4.Кто живет в доме №22? | Кто живет в доме №24? | С кем живет Нюрка? | 5.Что было написано в первой записке Тимура? | Что было написано во второй записке Тимура? | Что было написано в телеграмме отца | 6.Для чего нужны 2 флажка? | Для чего нужно штурвальное колесо? | Для чего нужна карта поселка? | 7.Что означает красная звезда на воротах? | Что означает красная звезда с черной каймой? | Что означает красная звезда на груди Тимура? | 8.Какой срок для размышлений был дан квакинцам при вручении ультиматума? | Как долго будет проездом в Москве отец Жени и Ольги? | Сколько времени побыли вместе Женя и ее отец? | 9.В каких войсках будет служить дядя Тимура Георгий? | Какими частями командовал полковник Александров? | Где был убит лейтенант Павлов? | 10.Что было написано на фанере, прикрепленной к рогам козы? | Какая песня была у тимуровцев? | Что написали тимуровцы на плакате над будкой? | Оценка ответов. -Молодцы! Хорошо справились с заданием. А это значит. Что вы внимательно читали произведение. 3)Исследовательская деятельность -Герои этого произведения – дети. Главный герой Тимур. -Свое произведение автор называет «Тимур и его команда». Подберите родственное слово к первому слову -Тимур -Какой смысл вкладывает автор в это понятие? -Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова Тимуровцы – в советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура из «Тимура и его команды»). - В каком значении употреблено слово «тимуровцы» в нашем произведении -Повесть Гайдара началась печататься в газете «Пионерская правда» в 1940 году, и в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны. 4)Работа с текстом отрывка из повести А.П. Гайдара 1.Творческий пересказ -Попробуйте рассказать эту сцену от первого лица. Женя: «Я –капитан» 2.Чтение по ролям -Отчего девочке « стало не по себе»? -Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его? -Прочитаем диалог «Тимур и Женя». 3 Работа по опорной схеме «Добрые дела тимуровцев» Вот штурвальное колесо, давайте напишем, какие добрые дела были оказаны тимуровцами этим семьям. (рисуется штурвальное колесо, от которого идут веревочные провода к звездочкам. Рядом указывается номер дома и добрые дела, оказанные тимуровцами той или иной семье.) -Какие хорошие дела совершили тимуровцы? Расскажите о них -На какие дома ставили звёзды ребята из команды Тимура? | -доброта, отзывчивость, лживость, честность -качества человека -«лживость» -Лживость - это отрицательное качество человек, а все остальные - положительные - Доброта – стремление делать добро другим; - Отзывчивость – готовый помочь человек; - Честность - человек, который держит слово… - Мы читали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда». -А. Гайдар «Тимур и его команда» (Записать на доске!) -Определить главную мысль произведения - Учащиеся высказывают предположения -Рассказ (повесть) - Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя. -тимуровцы -Дети предлагают свои варианты ответов -Ответы -Дети пересказывают -Женя очень смелая, отважная, фантазерка -Читают по ролям -Дети помогают учителю, устно отвечают -Охраняли дом красноармейца Крюкова от Мишки Квакина и «Фигуры», которые обворовывали чужие сады -брали под свою охрану и защиту дома, у кого родные уходили в Красную армию -организовали помощь в поиске козы, которую потеряла Нюрка-дочь красноармейца Павла Гурьева |
1.Подведение итога урока 1)Разрешение проблемной ситуации - Так, какова главная мысль этого произведения? - Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? - Написав это произведение, Гайдар хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе замечательные качества: доброту, отзывчивость, честность заполнение листа оценивания Оценка урока | Я на уроке | Мое отношение к герою | 1.Интересно | 1.Работал | Восхищаюсь | 2.Скучно | 2.Отдыхал | Жалею | 3.Безразлично | 3.Помогал другим | Одобряю | 4.Свое мнение____________ | | Осуждаю | 2.Объяснение домашнего задания: -Помните, я вам рассказала про звезду… Она горит, не потухая, на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! У тимуровцев тоже были звезды…. Домашнее задание: Составьте список добрых дел, которые вы смогли бы совершить… и ваши желания обязательно сбудутся! 3.Окончание урока Я призываю вас «Спешите делать добрые дела». Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт век» Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни. | |