kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе: "Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеклассеого чтения по теме: Аркадий Гайдар "Тимур и его команда". Основная цель урока: формировать умение определять главную мысль произведения, выражать свое отношение к героям и произведению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе: "Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»"»

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе.



Тема: Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» Тип: урок изучения нового материала

Цель: Формировать умения определять главную мысль произведения, выражать свое отношение к произведению и героям произведения

Оборудование:

1) компьютер 2) проектор 3) раздаточный материал (карточки с кроссвордом) 4) листы оценивания

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные


  1. Познакомить с произведением А. Гайдара «Тимур и его команда»

  2. Уметь определять главную мысль произведения

  3. Уметь рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения

  4. Уметь выражать свое отношение к произведению и героям произведения


1. Овладевать действиями целеполагания и контроля.

2. Уметь формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.

3. Уметь общаться в диалоге, в группе, слушать своего товарища; формулировать собственное мнение и позицию.



Ход урока

Мотивация к деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  2. Положительный настрой на урок

- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.

-Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-Пожелаем друг другу удачи!

«С малой удачи начинается большой успех»


Проверяют готовность к уроку



-Нужно быть внимательными, наблюдательными, думающими, старательными, отзывчивыми…


Актуализация необходимых знаний.

  1. Речевая разминка

-Подготовим наш речевой аппарат к работе. Проведем речевую разминку

-Прочитайте глазами стихотворение (Слайд №1)

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

-Давайте прочитаем это четверостишие хором тихо

-Со 2 рядом прочитаем эту строфу громко

-С 3 рядом прочитаем ритмично (скороговоркой)

-Вот теперь наш речевой аппарат готов к работе


2.Беседа о А. Гайдаре

- О ком идет речь в этом четверостишье? Узнали вы этого человека? (Слайд №2)

-Это настоящая фамилия автора?

-Что такое псевдоним?

-Что означает слово «гайдар»?

-Назовите настоящую фамилию автора

-Где вы об этом узнали?

-Что вы еще знаете о нём?





-Каким человеком он был?

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар

В шинель походную одетый. (Слайд №3)













-читают ребята 1 ряда

-читают ребята 2 ряда

-читают ребята 3 ряда


-о А. Гайдаре


- Нет, это псевдоним.

- Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.

-«всадник, скачущий впереди войска»

-А. П. Голиков.

- Из рассказа учителя.

- Гайдар в своих произведениях учит нас быть бесстрашными, сильными и благородными, способными ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину. 

-Он был человеком, смело идущим вперед, «всадник, скачущий впереди войска»




Организация познавательной деятельности

  1. Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на доску. (На доске записаны слова с качествами человека)

-Прочитайте. Попробуйте назвать эти понятия одним словом .

-Назовите «лишнее» слово

-Почему вы так решили? Докажите

- Объясните, как вы понимаете смысл слов:

* доброта * отзывчивость * честность

- Эти слова характеризуют качества хорошего человека.

- А вы обладаете такими качествами?

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, в котором встречались все эти замечательные качества


2. Постановка цели на урок

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока

-Зная тему, давайте поставим цель урока.

Определим, в чем предстоит разобраться нам сегодня на уроке.

-Чтобы определить главную мысль произведения, надо хорошо знать содержание. Тогда мы сможем ответить на главный вопрос: Для чего А.П. Гайдар написал это произведение?

На полях своих рукописей, писем к друзьям и дневников Гайдар рисовал пятиконечную звездочку. Она была как сигнал: Я в строю! Мои книги в строю! Она была словно маяк, как присяга: с винтовкой ли, с пером ли, я – твой боец, Родина. Свет звездочки освещал всю жизнь Гайдара и его героев


Давайте поработаем над этой повестью – сделаем для себя еще одно маленькое открытие


3.Открытие нового знания.

Анализ произведения

1Работа над жанром произведения

-К какому жанру относится это произведение?

- Почему это рассказ?



2)Блиц-турнир. Разделимся на три команды.

-Проверим, насколько внимательно вы читали произведение.

1.Фамилия Жени и Ольги

Фамилия Тимура

Имя и фамилия Фигуры

2.Сколько лет Тимуру?

Сколько лет Жене?

Сколько лет Ольге?

3.Что такое ультиматум?

Кто такой парламентер?

Кто такой гонец?

4.Кто живет в доме №22?

Кто живет в доме №24?

С кем живет Нюрка?

5.Что было написано в первой записке Тимура?

Что было написано во второй записке Тимура?

Что было написано в телеграмме отца

6.Для чего нужны 2 флажка?

Для чего нужно штурвальное колесо?

Для чего нужна карта поселка?

7.Что означает красная звезда на воротах?

Что означает красная звезда с черной каймой?

Что означает красная звезда на груди Тимура?

8.Какой срок для размышлений был дан квакинцам при вручении ультиматума?

Как долго будет проездом в Москве отец Жени и Ольги?

Сколько времени побыли вместе Женя и ее отец?

9.В каких войсках будет служить дядя Тимура Георгий?

Какими частями командовал полковник Александров?

Где был убит лейтенант Павлов?

10.Что было написано на фанере, прикрепленной к рогам козы?

Какая песня была у тимуровцев?

Что написали тимуровцы на плакате над будкой?


Оценка ответов.

-Молодцы! Хорошо справились с заданием. А это значит. Что вы внимательно читали произведение.

3)Исследовательская деятельность

-Герои этого произведения – дети. Главный герой Тимур.

-Свое произведение автор называет «Тимур и его команда». Подберите родственное слово к первому слову -Тимур

-Какой смысл вкладывает автор в это понятие?

-Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова

Тимуровцы – в советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура из «Тимура и его команды»).

- В каком значении употреблено слово «тимуровцы» в нашем произведении

-Повесть Гайдара началась печататься в газете «Пионерская правда» в 1940 году, и в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру. Они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.

4)Работа с текстом отрывка из повести А.П. Гайдара

1.Творческий пересказ

-Попробуйте рассказать эту сцену от первого лица. Женя: «Я –капитан»

2.Чтение по ролям

-Отчего девочке « стало не по себе»?

-Знакомы ли Тимур и Женя? Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя знает о нём, но не его?

-Прочитаем диалог «Тимур и Женя».

3 Работа по опорной схеме «Добрые дела тимуровцев»

Вот штурвальное колесо, давайте напишем, какие добрые дела были оказаны тимуровцами этим семьям. (рисуется штурвальное колесо, от которого идут веревочные провода к звездочкам. Рядом указывается номер дома и добрые дела, оказанные тимуровцами той или иной семье.)

-Какие хорошие дела совершили тимуровцы? Расскажите о них

-На какие дома ставили звёзды ребята из команды Тимура?







-доброта, отзывчивость, лживость, честность

-качества человека

-«лживость»

-Лживость - это отрицательное качество человек, а все остальные - положительные

- Доброта – стремление делать добро другим; - Отзывчивость – готовый помочь человек; - Честность - человек, который держит слово…





- Мы читали произведение А.П. Гайдара «Тимур и его команда».




-А. Гайдар «Тимур и его команда» (Записать на доске!)

-Определить главную мысль произведения




- Учащиеся высказывают предположения













-Рассказ (повесть)

- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.




































-тимуровцы



-Дети предлагают свои варианты ответов








-Ответы













-Дети пересказывают





-Женя очень смелая, отважная, фантазерка





-Читают по ролям



-Дети помогают учителю, устно отвечают



-Охраняли дом красноармейца Крюкова от Мишки Квакина и «Фигуры», которые обворовывали чужие сады

-брали под свою охрану и защиту дома, у кого родные уходили в Красную армию

-организовали помощь в поиске козы, которую потеряла Нюрка-дочь красноармейца Павла Гурьева


Закрепление и включение в систему знаний

  1. Работа в группах. Кроссворд по произведению А. П. Гайдара «Тимур и его команда» (на карточках)

по вертикали:

1. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура?

2. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов.

3. Как зовут помощника Квакина?

4. Как имя дяди Тимура?

5. Чем подавали сигнал для сбора команды на чердаке?

6. К кому поздно вечером спешила Женя в Москву?

по горизонтали:

1. Командный пункт Тимура?

2. Что хотела отправить Женя на почте?

3. Кто задержал Женю на чужой даче?

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда?

5. Как звали маленькую девочку из команды Тимура?

6. Воинское звание Жениного папы?

Взаимопроверка команд.


- Дети решают кроссворд





























Команды проверяют ответы другой команды.



Рефлексия учебной деятельности

1.Подведение итога урока

1)Разрешение проблемной ситуации

- Так, какова главная мысль этого произведения?

- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ?

- Написав это произведение, Гайдар хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе замечательные качества: доброту, отзывчивость, честность

  1. заполнение листа оценивания

Оценка урока

Я на уроке

Мое отношение к герою

1.Интересно

1.Работал

Восхищаюсь

2.Скучно

2.Отдыхал

Жалею

3.Безразлично

3.Помогал другим

Одобряю

4.Свое мнение____________


Осуждаю



2.Объяснение домашнего задания:

-Помните, я вам рассказала про звезду…

Она горит, не потухая, на страницах его книг и светит нам, читателям, и зовет вперед, Пусть светит всегда! У тимуровцев тоже были звезды….

Домашнее задание: Составьте список добрых дел, которые вы смогли бы совершить… и ваши желания обязательно сбудутся!

3.Окончание урока

Я призываю вас «Спешите делать добрые дела».

Как гласит народная мудрость «Добрый человек в добре проживёт век»

Пусть эти слова станут вашим девизом на протяжении всей жизни.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушницкая Зоя Васильевна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства