kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вино вину творит

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Методическая разработка урока литературы

                                       «Вино вину творит»

            (на примере произведений В.Шукшина и В.Высоцкого)

Цель:

Создать условия для целенаправленного формирования ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.

Задачи:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни,

2. Показать пагубное влияние алкоголя на жизнь и здоровье  человека.

3. Развивать устную речь у учащихся, способность свободно держаться перед аудиторией.

Форма проведения:

Беседа с учащимися, анализ текстов.

Оборудование:

Тексты

В.Высоцкий «Милицейский протокол», «Ой, где был я вчера», «Про чёрта»

В.Шукшин «Жена мужа в Париж провожала…»

Ход урока:

I.

Учитель:

«Человек разумный» живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Так утверждают психологи. Поэтому психическое здоровье населения мира является важнейшей проблемой медицинской науки и здравоохранения. Алкоголь губит генетический фонд человечества,  интеллект. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об этой проблеме, а подтверждать свои выводы мы будем примерами из произведений В.Шукшина и В.Высоцкого.

         Я предлагаю вам открыть первую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней будут служить слова великого Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии»

1-й ученик:

«Похититель рассудка» - так именуют алкоголь с давних времён. Мозг человека – уникальное творение природы. Алкоголь даже в малых количествах убивает этот удивительный феномен. Под влиянием алкоголя искажается восприятие окружающей обстановки. Алкоголь губит те человеческие качества, которые прививаются системой воспитания, а наружу лезут грубые и самые низменные свойства личности.

2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»

Учитель:

- О чём это стихотворение?

- Каким показывает своего героя В.Высоцкий?

- Каково ваше отношение к герою стихотворения?

- Какими словами автор описывает состояние  героя?

- Представьте ситуацию: вы пришли в гости к друзьям, а в их компании вдруг оказывается такой же пьяный человек. Какие чувства вы испытывали бы к нему? Остались бы вы в этой компании дальше? Почему?

(Ответы учеников)

Учащиеся инсценируют стихотворения В.Высоцкого «Милицейский протокол»

Учитель:

- Какие чувства вызывают у вас герои этого произведения? Почему?

- Какое впечатление они произвели на вас? Как отражается  пьянство на внешнем облике человека? Подтвердите цитатами.

1-й ученик:

- Систематический приём алкоголя разрушает волю человека, а тяга к пьянству становится привычкой. Как любое наркотическое вещество, алкоголь сначала вызывает привыкание у пьющего, а затем зависимость. Вслед за психической зависимостью наступает физическая, которая характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжёлым сном с кошмарами.

2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Про чёрта»

Учитель:

- Что  иллюстрирует стихотворение? В каком состоянии находится герой?

- Каково настроение героя? Докажите примерами из текста.

II

 А сейчас мы переходим на вторую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней я взяла стихотворение Роберта Бёрнса, написанное ещё в XVIII веке:

                   Для пьянства есть такие поводы:

                   поминки, праздник, встреча, проводы,

                   крестины, свадьба и развод,

                   мороз, охота, Новый год,

                   выздоровленье, новоселье,

                   печаль, раскаянье, веселье,

                   успех, награда, новый чин

                   и просто пьянство – без причин.

Учитель:

- Как вы думаете, почему люди пьют? (Ответы детей)

- Давайте найдём один из ответов на этот вопрос в рассказе В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».

Учитель читает рассказ.

- Кто главный герой рассказа? Охарактеризуйте его. Подтвердите свои слова цитатами из текста.

- В чём смысл названия рассказа? Почему жена Валя зла на своего мужа? За что она его ненавидит?

- Как Колька решает свои проблемы? Чем заглушает свою обиду?

- Почему Колька начал пить, почему он не ушёл от жены? Ответ найдите в тексте.

- Оправдываете ли вы поступок Кольки?

III

Мы переворачиваем последнюю страницу нашего урока и эпиграфом к ней будет русская пословица: «Вино вину творит».

Учитель:

         Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия.

         Судебная практика свидетельствует: со злоупотреблением алкоголя связана половина несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте и половина всех убийств. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирают от рака.

         Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь вызывает  чувство облегчения, отрешение от забот, улучшает настроения. Но так ли это на самом деле?

          Помогла водка Кольке из рассказа В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»? А было ли весело герою стихотворения В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»? До чего довела героя страсть к алкоголю  из стихотворения  «Про чёрта»?

         Писатель А.Серафимович в рассказе «Гуси» описывает такой способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормления гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят голыми руками.

IV

Рефлексия

По окончании урока учащимся предлагается выразить своё отношение путём выбора соответствующего значка: улыбающийся смайлик – разговор показался важным и нужным, грустный – разговор не произвёл положительного впечатления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вино вину творит »

Методическая разработка урока литературы

«Вино вину творит»

(на примере произведений В.Шукшина и В.Высоцкого)


Цель:

Создать условия для целенаправленного формирования ответственного отношения к собственной жизни и здоровью.

Задачи:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни,

2. Показать пагубное влияние алкоголя на жизнь и здоровье человека.

3. Развивать устную речь у учащихся, способность свободно держаться перед аудиторией.

Форма проведения:

Беседа с учащимися, анализ текстов.

Оборудование:

Тексты

В.Высоцкий «Милицейский протокол», «Ой, где был я вчера», «Про чёрта»

В.Шукшин «Жена мужа в Париж провожала…»


Ход урока:

I.

Учитель:

«Человек разумный» живёт в значительной мере эмоциями, а не умом! Так утверждают психологи. Поэтому психическое здоровье населения мира является важнейшей проблемой медицинской науки и здравоохранения. Алкоголь губит генетический фонд человечества, интеллект. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об этой проблеме, а подтверждать свои выводы мы будем примерами из произведений В.Шукшина и В.Высоцкого.

Я предлагаю вам открыть первую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней будут служить слова великого Пифагора: «Пьянство есть упражнение в безумии»


1-й ученик:

«Похититель рассудка» - так именуют алкоголь с давних времён. Мозг человека – уникальное творение природы. Алкоголь даже в малых количествах убивает этот удивительный феномен. Под влиянием алкоголя искажается восприятие окружающей обстановки. Алкоголь губит те человеческие качества, которые прививаются системой воспитания, а наружу лезут грубые и самые низменные свойства личности.


2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»


Учитель:

- О чём это стихотворение?

- Каким показывает своего героя В.Высоцкий?

- Каково ваше отношение к герою стихотворения?

- Какими словами автор описывает состояние героя?

- Представьте ситуацию: вы пришли в гости к друзьям, а в их компании вдруг оказывается такой же пьяный человек. Какие чувства вы испытывали бы к нему? Остались бы вы в этой компании дальше? Почему?

(Ответы учеников)


Учащиеся инсценируют стихотворения В.Высоцкого «Милицейский протокол»


Учитель:

- Какие чувства вызывают у вас герои этого произведения? Почему?

- Какое впечатление они произвели на вас? Как отражается пьянство на внешнем облике человека? Подтвердите цитатами.


1-й ученик:

- Систематический приём алкоголя разрушает волю человека, а тяга к пьянству становится привычкой. Как любое наркотическое вещество, алкоголь сначала вызывает привыкание у пьющего, а затем зависимость. Вслед за психической зависимостью наступает физическая, которая характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжёлым сном с кошмарами.


2-й ученик

Читает стихотворение В.Высоцкого «Про чёрта»


Учитель:

- Что иллюстрирует стихотворение? В каком состоянии находится герой?

- Каково настроение героя? Докажите примерами из текста.

II

А сейчас мы переходим на вторую страницу нашего урока. Эпиграфом к ней я взяла стихотворение Роберта Бёрнса, написанное ещё в XVIII веке:

Для пьянства есть такие поводы:

поминки, праздник, встреча, проводы,

крестины, свадьба и развод,

мороз, охота, Новый год,

выздоровленье, новоселье,

печаль, раскаянье, веселье,

успех, награда, новый чин

и просто пьянство – без причин.

Учитель:

- Как вы думаете, почему люди пьют? (Ответы детей)

- Давайте найдём один из ответов на этот вопрос в рассказе В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».


Учитель читает рассказ.

- Кто главный герой рассказа? Охарактеризуйте его. Подтвердите свои слова цитатами из текста.

- В чём смысл названия рассказа? Почему жена Валя зла на своего мужа? За что она его ненавидит?

- Как Колька решает свои проблемы? Чем заглушает свою обиду?

- Почему Колька начал пить, почему он не ушёл от жены? Ответ найдите в тексте.

- Оправдываете ли вы поступок Кольки?


III

Мы переворачиваем последнюю страницу нашего урока и эпиграфом к ней будет русская пословица: «Вино вину творит».

Учитель:

Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а, значит, в результате может произойти любая трагедия.

Судебная практика свидетельствует: со злоупотреблением алкоголя связана половина несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте и половина всех убийств. По данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит около 6 миллионов человеческих жизней – это больше, чем умирают от рака.

Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь вызывает чувство облегчения, отрешение от забот, улучшает настроения. Но так ли это на самом деле?

Помогла водка Кольке из рассказа В.Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»? А было ли весело герою стихотворения В.Высоцкого «Ой, где был я вчера»? До чего довела героя страсть к алкоголю из стихотворения «Про чёрта»?

Писатель А.Серафимович в рассказе «Гуси» описывает такой способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормления гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят горох и пьянеют, а самое главное – теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят голыми руками.


IV

Рефлексия

По окончании урока учащимся предлагается выразить своё отношение путём выбора соответствующего значка: улыбающийся смайлик – разговор показался важным и нужным, грустный – разговор не произвёл положительного впечатления.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Вино вину творит

Автор: Крикунова Марина Викторовна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по обучению грамоте на тему " Творим и говорим" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-tvorim-i-ghovorim"
    ["file_id"] => string(6) "197036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428162306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(23) "Мы за ЗОЖ ЗА! "
    ["seo_title"] => string(13) "my-za-zozh-za"
    ["file_id"] => string(6) "244643"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445967618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Имя существительное?очень удивительное "
    ["seo_title"] => string(48) "imia-sushchiestvitiel-noieoochien-udivitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "128695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415550294"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Рей Дуглас Бредбері – сучасний американський письменник, майстер науково-фантастичних романів та оповідань. (1 урок)"
    ["seo_title"] => string(104) "rieidughlasbriedbierisuchasniiamierikanskiipismiennikmaistiernaukovofantastichnikhromanivtaopovidan1urok"
    ["file_id"] => string(6) "307996"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458486303"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "255040"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства