kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Г. Распутин. «Уроки французского» (пресс - конференция с «героями» произведения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

  1. Постичь суть произведения через внутренний мир героев.
  2. Способствовать становлению активной нравственной позиции.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический:

  • беседа
  • доклады учащихся

    Оборудование: таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей. Презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. Г. Распутин. «Уроки французского» (пресс - конференция с «героями» произведения)»

В. Г. Распутин. «Уроки французского»

(пресс - конференция с «героями» произведения)

Цели и задачи:

  1. Постичь суть произведения через внутренний мир героев.

  2. Способствовать становлению активной нравственной позиции.

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический:

  • беседа

  • доклады учащихся

Оборудование: таблички с названиями групп учащихся, именами литературных персонажей. Презентация.

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Доклады «историков».

3.Вопросы «экспертов».

4. Доклады «литературоведов».

5.Вопросы «экспертов».

6.Работа по тесту.

7.Подведение итогов.

8.Заключительное слово учителя.

9.Домашнее задание



ХОД УРОКА



- Давайте на время забудем о том, что вы учащиеся школы. Сейчас вы начинающие историки, литературоведы, читатели – эксперты.

Разделимся на четыре группы:

  • «персонажи» (герой, Лидия Михайловна);

  • «историки» (2 учащихся);

  • «литературоведы» (2 учащихся);

  • Остальные – читатели - «эксперты».

Роли действующих лиц распределяются между учащимися заранее. Каждой группе даются определённые задания. «Персонажи» произведения должны хорошо знать свои роли и свои характеристики, чтобы уметь отвечать на вопросы читателей – экспертов. «Историки» и «литературоведы» готовят доклады по предложенным темам.

Остальные учащиеся выступают в роли читателей - «экспертов». Они готовят вопросы для «персонажей» и «литературоведов».

Учитель играет роль ведущего, выделяет основные вопросы для обсуждения, направляет участников пресс-конференции.

Научная часть игры (доклады «историков» и «литературоведов») не должна превышать 1/3 отведённого для пресс-конференции времени.

Кульминационного момента игра достигнет, когда на «героев» и «исследователей» буквально «посыплются» вопросы читателей -«экспертов», самые разные: и касающиеся непосредственно знания теста и своей роли, и более глубокие, затрагивающие нравственные проблемы, а также проблемы понимания сути произведения.



  1. Доклады «историков»:

Политическое положение России в послевоенное время.

В результате второй мировой войны изменилось соотношение сил в мире. Страны-победительницы, в первую очередь Советский Союз, увеличили свои территории за счет побежденных государств.

Однако на смену второй мировой войне пришла «холодная война» – война без ведения боевых действий. Термин «холодная война» был пущен в оборот Госсекретарем США Д.Ф. Даллесом. Суть его – конфронтация политическая, экономическая, идеологическая двух социально-экономических систем социализма и капитализма, балансирование на грани войны. Советский Союз стал окружаться сетью американских военных баз. В 1948 г. первые бомбардировщики с атомным оружием, нацеленным на СССР, были размещены в Великобритании и Западной Германии. Капиталистические страны приступают к созданию военно-политических блоков, направленных против СССР.

В Западной Европе в 1949 г. создается Североатлантический блок НАТО. В его состав вошли: США, Англия, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Голландия, Греция и Турция.



Экономическое положение России в послевоенное время.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Положение дел в Агросекторе экономики осложнилось тем, что в 1946 г. сильная засуха охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. Начавшийся голод вызвал массовый отток сельского населения в города.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров.

  1. Доклады «литературоведов»:

  1. История создания повести Распутина «Уроки»

Повесть, героиней которой стала Лидия Михайловна, писатель посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Он был впервые опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете «Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Спустя более двадцати лет Распутин сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то с ним, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Стал записывать то, что никогда и не забывалось.

Вопросы экспертов:

1. Кто такой А.В. Вампилов? ( русский драматург 1937-1972).

2. С какой целью В. Распутин написал этот рассказ? (в надежде, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя).



II. Доклад

Учительница французского языка, Лидия Михайловна, была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла.

Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а попыталась разобраться, что заставило мальчика так поступить. Поняв, что ребенок живет один, да еще и на гроши, Лидия Михайловна стала ему всячески помогать. Она приглашала его к себе домой для занятий французским языком. Но спустя некоторое время учительница предложила мальчику сыграть в «пристенок», чем очень его удивила. Мальчишка чувствовал себя комфортно и уютно в окружении Лидии Михайловны, она стала ему опорой в его нелегкой жизни.

Когда директор узнал об игре на деньги, что в то время было запрещено, он уволил учительницу, но Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину, на Кубань. И зимой она прислала мальчику посылку с красными яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

За время общения с мальчиком, Лидия Михайловна заменила ему мать, что так важно для маленького неокрепшего сознания. Она помогла ребенку освоиться в этом жестоком и суровом мире



Вопросы экспертов:

  • Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?

  • Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

  • Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

  • Каково значение образа Лидии Михайловны в повести?





III. Доклад

В сложное время пришлось учиться главному герою повести. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только Для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.

Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет главному герою даже воспользоваться своим умением играть в "запретную" игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.

Вопросы «экспертов»

  • Что главное в характере мальчика?

  • Какие испытания ожидали героя?

  • Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось тогда, когда я приходил из школы.»?

  • Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

  • Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся?



Для того, чтобы быстро и легко проверить, насколько хорошо дети знакомы с содержанием повести, предлагается выполнить тест. Он представляет собой  перечень вопросов по содержанию повести В.Г. Распутина "Уроки французского", на которые учащиеся должны ответить «Да» или «Нет»

Тест «Да – нет»

по повести В.Г. Распутина «Уроки французского»


1. В пятый класс герой пошел в 49 году. (нет)

2. Главный герой был самый старший, а всего в семье было трое детей. (да)

3. С французским у главного героя не ладилось, так как он не мог запомнить слова и были трудности с переводом. (да)

4. Когда мальчик начал играть в чику, выиграл в первый же раз.(нет)

5. Мальчик не дружил с одноклассниками не от робости, молчаливости, а от дикой тоски по дому.(да)

6. Вадик мстил главному герою и не давал играть, потому что мальчик часто выигрывал.(да)

7. Классным руководителем была учительница русского языка – Лидия Ивановна.(нет)

8. Чтобы купить мальчику сапоги кирзовые, мать продала швейную машинку – единственную ценность в доме.(да)

9. Голод заставил мальчика отправиться в холмы и начать опять играть на деньги.(да)

10. Мальчик отрицал Лидии Михайловне, что играет на деньги даже после того, как его сдал Тишкин.(нет)

11. Мальчика снова избили на четвертый день, когда он выиграл 1 рубль.(да)

12. Однажды мальчику в школу принесли посылку – коробку, полную печенья и конфет.(нет)

13. Эта посылка была от Лидии Михайловны.(да)

14. Лидия Михайловна научила играть мальчика в «пристенок».(да)

15. Занятия французским языком на дому не дали результата.(нет)

16. Лидия Михайловна уехала через три недели, после того, как директор узнал про игру на деньги.(нет)

17. Лидия Михайловна уехала на Кубань.(да)

18. После январских каникул мальчику пришла по почте посылка с макаронами и тремя яблоками.(да)

19. Эта посылка была от матери.(нет)

20. Повесть названа «Уроки французского», потому что в ней идет речь о том, как главный герой изучал французский язык и как нелегко он ему давался.

Если не согласны, то самостоятельно объясните, почему так названа повесть и какова её основная мысль. (нет)

Обязательным элементом игры должно стать обсуждение в конце урока её результатов. Учащиеся сами анализируют своё поведение, оценивают степень своего участия, отмечают «плюсы» и «минусы».



Вывод (слово учителя):

Читая повесть В. Г. Распутина "Уроки французского", мы понимаем, что каждый день нашей жизни дает нам огромное множество уроков, которые добавляют не только знания, но и являются проверкой на прочность. И от каждого шага, от каждого слова зависит: станем ли смелыми, порядочными, добрыми людьми или всегда будем сожалеть о поступках, которые совершили вчера и в далеком прошлом.





Использованные источники:

http://demandmore.me/69113auab

http://bobych.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_3.html

http://festival.1september.ru/articles/560434/

http://5ka.su/ref/life/0_object18423.html

http://marbibl.narod.ru/baner1_5.htm

http://mysoch.ru/sochineniya/raspytin/_story/uroki_francuzskogo/kakim_ia_uvidel_glavnogo_geroia01/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
В. Г. Распутин. «Уроки французского» (пресс - конференция с «героями» произведения)

Автор: Любовь Игоревна Балтаева

Дата: 23.04.2024

Номер свидетельства: 649485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "В. Г. Распутин. «Уроки французского» (пресс - конференция с «героями» произведения)"
    ["seo_title"] => string(77) "v_g_rasputin_uroki_frantsuzskogo_press_konferentsiia_s_geroiami_proizvedeniia"
    ["file_id"] => string(6) "649393"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1713773268"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Пресс-конференция по творчеству В.Г. Распутина"
    ["seo_title"] => string(46) "priesskonfierientsiiapotvorchiestvuvgrasputina"
    ["file_id"] => string(6) "282295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453661479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства