Просмотр содержимого документа
«В.А. Жуковский «Жаворонок» урок чтения»
Урок чтения в 8 классе «Б» (ТУО)
Учитель: Абрамова Галина Михайловна
Тема урока: В.А. Жуковский «Жаворонок»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний с использованием эйдоса.
Цель: Создание условий для формирования коммуникативной компетенции через освоение лирики Василия Андреевича Жуковского, развитие умения использовать элементы эйдоса для запоминания стихотворения, способствовать воспитанию любви к родине, природе.
Задачи:
1. Формировать культуру восприятия поэтического слова.
3.Развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, услышанному.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система элементов эйдоса.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Личностные УУД:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».
1.Сегодня мы познакомимся со стихотворением талантливого поэта Василия Андреевича Жуковского. Он - первый создатель лирического пейзажа в русской литературе. Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Но ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Сила его - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепет, отблески.
Подумайте, меняется ли настроение в стихотворении. ( Да, меняется. Восторг - гордость - печаль - тоска).
5. Анализ стихотворения.
Проанализируем название произведения «Жаворонок»
1. Певчая птичка отряда воробьиных.
2. Человек, чувствующий себя утром, в первую половину дня бодрее, чем вечером.
3. Сдобная булочка в виде птички.
Слово жаворонок вызывает у людей радость, начало весны, надежду на тепло, утреннюю трель.
6. М.И. Глинка. Романс «Жаворонок» (аудиозапись)
- Что общего между музыкой и стихотворением Жуковского?
Жаворонок - вестник весны, он встречает весну звонким пением и весь сверкает на солнце. Он радуется молодой весне, ее первым лучам солнца. Он хочет поделиться этой радостью со всеми и поет о ее приходе.
7. Использование рисунка для запоминания стихотворения……(доска – эйдос)
Помните о том, что при чтении хороший читатель вкладывает в чтение произведения свое настроение, свое чувство.
- О чём же это стихотворение? (о любви к Родине, природе).
Описывая природу родного края поэты признаются в любви родине.
Ребята, а природа нашего города Междуреченска достойна того, чтобы о ней писать?
Междуреченск
автор: Геннадий Хагенн
Между Томью и Усой
Междуреченск дремлет,
Ранним утром,на заре,
Он с любовью внемлет:
Синим,с проседью,горам,
Лиственнице с клёном;
Пробивается колба
На лугу зелёном.
Свиристель поёт в тайге
Родины картинка:
На росистой мураве
Нити паутинка,
Золотой горит рассвет-
Плещется янтарно,
Улыбается весна
В соснах лучезарно.
8. Про весну я называю пары слов. Вам запомнить и в конце урока к первому слову вспомнить пару.
ВЕСНА – ПРОТАЛИНЫ
СОСУЛЬКА – ВОДА
МАТЬ – и – МАЧЕХА
ПТИЦА – ЖАВОРОНОК
ПЧЕЛА – МЕД
ГОРОД – УЛИЦА
НЕБО – ГОЛУБОЕ
ДЕНЬ – ДЛИННЕЕ
ДЕРЕВО – ПОЧКИ
ТРАВА – ПОЯВИЛАСЬ
ВОЗДУХ – СВЕЖИЙ
НАСТРОЕНИЕ – ПРЕКРАСНОЕ
9. Итог урока. Рефлексия.
Вывод:
Сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, что рисуя картину природы, автор не только оценивает её, но и передаёт нам своё настроение. И настроение это может быть очень не простым. Но настоящий читатель должен уметь это настроение вычитать.
- Что для вас слово "Родина"? (Большая и малая. Место, где мы родились.)
- Что значит "любить Родину"? (Беречь. Охранять. Любоваться природой. Гордиться.)
- С каким настроением заканчиваем урок? (СМАЙЛИКИ)
Спасибо за урок!
Д/задание: В.Жуковский, выучить наизусть. С. 183.
Дополнительно. Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»
- Прочему так называется картина?
- Какая пора весны изображена на картине?
- Опишите словами небо, деревья.
- Что общего между произведениями (романс Глинки, картина Левитана, стихотворение Жуковского)?
- Какие чувства они у вас вызывают? (видеть, слышать, чувствовать природу).