Проверка домашнего задания (5 мин) Повторение изученного (7 мин) | М: словесный (беседа) М: наглядный (демонстрация слайда) | - Ребята, о чем вы говорили на предыдущих уроках? - Что такое басня? - А мы сегодня познакомимся с творчеством еще одного поэта, а вот какого, вы узнаете, когда сопоставите имена и отчества писателей с их фамилиями: Иван Иванович Толстой Александр Ефимович Измайлов Иван Андреевич Жуковский Лев Николаевич Крылов Василий Андреевич Хемницер
- С каким из этих писателей вы еще не знакомы? - Правильно. - Сегодня мы поговорим о творчестве замечательного русского поэта Василия Андреевича Жуковского. | - О баснях. - Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. - Прочитать понравившуюся басню выразительно. Ответы детей.
1)Иван Иванович Хемницер 2)Александр Ефремович Измайлов 3)Иван Андреевич Крылов 4)Лев Николаевич Толстой
- Василием Андреевичем Жуковским. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: умение структурировать знания П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Р: умение ориентироваться в системе знаний (оценка) | Слайд 2,3 Раздаточный материал Слайд 4 |
Изучение нового материала, формирование умений Подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие Эмоциональный отклик на прочитанное Чтение текста детьми Анализ произведения Определение идейной направленности произведения | М: наглядный (демонстрация слайда) П: технический (работа с учебником) М: словесный (беседа) П: организационный (ответ с места) М: словесный (беседа) П: организационный (ответ с места) М: наглядный (демонстрация слайдов) П: выборочное чтение М: словесный (беседа) М: словесный (беседа) | - Сейчас я предлагаю вам познакомиться с биографией Василия Жуковского. Учитель даёт установку перед прочтением. -Будьте внимательны, после рассказанного вам необходимо будет ответить на следующие вопросы (выводятся на слайде): 1) Где и кем воспитывался В.А. Жуковский? 3) Когда будущий поэт начал писать свои первые стихотворения? 4) Кем был по профессии В.А. Жуковский после Отечественной войны 1812 года? - Ребята, Василий Андреевич Жуковский – великий русский поэт, который писал свои произведения в нескольких жанрах, но для детей можно выделить два основных. Как вы думаете, что это за жанры?
Основные жанры в творчестве В.А. Жуковского стихотворения сказки - Сегодня мы познакомимся с лирическими стихотворениями Василия Андреевича Жуковского. Установка на внимательное слушание стихотворения. - Перед тем, как я прочту вам стихотворение В.А. Жуковского «Песня», я хочу, чтобы вы обратили внимание, на то, какие картины вы при этом представляете. Учитель читает выразительно стихотворение «Песня». - Какие вы представили картины, слушая стихотворение? - Сейчас мы будем читать по строфам. Кто знает, а это как? - Где мы можем посмотреть, что такое строфа? - Внимательно прочтите определение на странице 59. - Как вы поняли, что такое строфа?
- Читаем первую строфу. - Какие слова непонятны? Прочитайте толкование слова в учебнике. - Как вы поняли, что такое благодатны дни? - Читаем вторую строфу. - Как вы понимаете словосочетание ненастная зима? - Читаем третью строфу. - Какое слово тут неясно? - Где посмотрим значение? - Что же означает уповать? - И читаем последнюю, четвертую строфу. - Ребята, а что такое рай? Вы, наверное, слышали не раз такое устойчивое выражение – «жить как в раю». Что оно означает? По словарю Ожегова: Рай – в религиозных представлениях: место, где души умерших пребывают в вечном блаженстве. - Значит, рай - это место успокоения души человека. - Читаем первые две строфы. - Почему скоро наступят благодатные дни? - Какие слова повторяются в этих строфах? - С чем сравнивается счастье? Прочитайте. - Получается, что роза у поэта – это символ счастья. - Давайте понаблюдаем, что с сердцем в первой строфе? Какое состояние описывает поэт? - А что с сердцем происходит во второй строфе? Когда оно станет ясным? - Прочитаем 3 и 4 строфу. - Тут поэт как бы обращается к сердцу. Что он говорит ему? - В каких словах данного стихотворения чувствуется, слышится надежда? Прочитайте. - На что должен человек всегда надеяться? - Какой мы можем сделать вывод, что хотел сказать нам В.А. Жуковский в этом стихотворении? | Внимательно читают биографию русского поэта В.А. Жуковского. Отвечают на вопросы после прослушивания. Внимательно слушают учителя.
- Расцветающие розы, хмурая зима, появление солнца, приход весны. Ответы детей. - В учебнике прочитать. - Строфа – это несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой. Чаще всего отделаются пробелами. Один ученик читает 1 строфу. - Благодатны дни Читают определение. - Радостные, веселые дни; дни, которые доставляют удовольствие. Один ученик читает 2 строфу. - Хмурая, пасмурная, холодная зима. Один ученик читает 3 строфу. - Уповай (надейся, верь, полагайся) - В учебнике. - Верить, надеяться на что-либо. Один ученик читает 4 строфу. - Жить очень хорошо. Читает один ученик. - Закончится зима. (Всё с зимой ненастной грустное пройдёт) - Сердце, розы. - Счастье сравнивается с розой. (Розою прекрасной счастье расцветет) - Сердце уставшее. - Когда наступит весна. Читает один ученик. - Верить и надеяться. - Засияют благодатны дни, всё грустное пройдет, сердце будет ясно, счастье расцветет - Человек должен надеяться на лучшее, верить только в хорошее. - В любых ситуациях, обстоятельствах искать что-то хорошее, надеяться только на лучшее. | П: умение читать осмысленно П: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л: умение проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное Л: умение осознавать значимость чтения П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме К: умение формулировать собственное мнение и позицию П: умение определять идейную направленность произведения | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
Закрепление, систематизация, применение знаний и умений Обучение выразительному чтению Выразительное чтение (19 мин) | М: словесный (беседа) П: организационный (ответ с места) | - А теперь мы будем учиться читать выразительно это стихотворение. - Обратите внимание, что на запятых, точках и точке с запятой мы будем делать паузы. - Какие слова необходимо выделить голосом в 1 строфе? - С каким чувством будем читать эту строфу? - Какой темп речи выберете?
- А сейчас попробуем прочесть. Кто хочет сам? При необходимости учитель вносит корректировки в чтение детей. - Какие слова будем выделять голосом во 2 строфе? - С каким чувством будем читать эту строфу?
- Темп речь будет тот же? При необходимости учитель вносит корректировки в чтение детей. - Посмотрите на 3 строфу, какие слова тут будем выделять голосом? - С каким чувством будем читать? При необходимости учитель вносит корректировки в чтение детей. - Последняя строфа, в ней какие словам будем выделять? - С каким чувством будем читать эту строфу? При необходимости учитель вносит корректировки в чтение детей. - Кто сегодня читал выразительнее всех? Да, ребята, я с вами согласна. Он (она) читал(а) сегодня лучше всех. | - Розы, сердце, благодатны дни. - С надеждой, слегка с грустью. - Спокойный, медленный, успокаивающий. Читают 3 ученика. (1 строфа) - Всё с зимой ненастной, сердце, розою прекрасной, счастье. - Тоже с надеждой, воодушевлением. - Да. Читают 3 ученика. (2 строфа) - Розы, сердце, уповай, есть, обещают, лучший. - С надеждой на что-то хорошее. Читают 3 ученика. (3 строфа)
- молодая, весна, там, рая, жизнь, иная, розой. - С чувством умиротворения, легкой радостью. Читают 3 ученика. (4 строфа) Ответы детей. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации К: умение формулировать собственное мнение и позицию П: умение осуществлять контроль и оценку результатов деятельности | Слайд 10 |
Изучение нового материала, формирование умений Первичное восприятие Эмоциональный отклик на прочитанное Чтение текста детьми и его анализ
Определение идейной направленности произведения (10 мин) | М: наглядный (демонстрация слайдов) М: словесный (беседа) П: выборочное чтение М: словесный (беседа) П: организационный (ответ с места) | - Сейчас вы прослушаете профессиональное чтение стихотворения «Ночь». Вы следите по учебнику и подчеркиваете карандашом те слова, которые наиболее выделяются голосом для передачи выразительности. Учитель включает аудиозапись, а дети подчеркивают опорные слова для выразительного чтения, которое будет задано в качестве домашнего задания. - Какие чувства вызвало у вас стихотворение? - Ребята, посмотрите на стихотворение. А сколько же в нем строф? - Я с вами не соглашусь. Посмотрите в определение слова «строфа». Там написано, что строфы ОБЫЧНО отделяются друг от друга пробелами. - О чем это нам говорит? - Чтобы определить, сколько строф в стихотворении, необходимо проследить за рифмой, ритмом и смысловым единством. Прочитайте стихотворение самостоятельно и предположите, сколько в нем строф. - Я больше соглашусь с теми, кто думает, что 4. Попробуем в этом убедиться. - Читаем первую строфу. - Какие слова непонятны? утомившийся – усталый багряный – насыщенный красный цвет лазурный – светло-синий свод – видимая с Земли часть неба - Какую картину описывает автор в этой строфе? - Читаем вторую строфу. - Какие слова непонятны? эфир – в древнегреческой мифологии: верхний слой воздуха, местопребывание богов. Геспер – божество вечерней звезды - О чем говорится в этой строфе? - Как поэт описывает ночь? Прочитайте. - Читаем следующую строфу. - Какие слова непонятны? забвенье – утрата памяти о чем-либо фиал – целебный успокоительный напиток - В этой строфе мы видим обращение лирического героя к ночи, как к живому существу. - Какая просьба звучит в словах лирического героя?
- Читаем последнюю строфу. - Какие слова непонятны? миротворный – успокоительный, несущий с собой мир усыпительное (пенье) – пение, которое усыпляет томимый – подвергающийся мукам матерь (устар.) - мама, мамочка - С кем поэт сравнивает ночь? - Что хотел сказать автор в этой строфе? - Из этого мы можем сделать вывод, что ночь особенным образом влияет на людей, так у лирического героя Жуковского она вызывала такие чувства, как: покой, умиротворение, исцеление. | Получают установку перед слушанием.
Внимательно слушают аудиозапись. - Грусть, тоска, умиротворение, покой. - Одна. - О том, что строфы могут и не отделяться друг от друга. - Две/четыре. Один ученик читает 1 строфу. - Закат. Один ученик читает 2 строфу. - О наступлении ночи. - И ночь молчаливая мирно пошла по дороге эфирной. Один ученик читает 3 строфу. - Он просит ночь «сойти к нам с волшебным своим покрывалом, с целебным забвенья фиалом», чтобы «дать мира усталым сердцам». Один ученик читает 4 строфу. - С мамой. - Ночь для поэта - то время суток, когда душа исцеляется, получает умиротворение. | Л: умение проявлять эмоциональную отзывчивость на прочитанное Л: умение осознавать значимость чтения П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме К: умение формулировать собственное мнение и позицию П: умение определять идейную направленность произведения | Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 13 Слайд 14 |