Урок "В краю розовых пряников" составлен по рассказу В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой". На уроке использованы иллюстрации детей к данному произведению, причём представлены они в игровой форме. К уроку прилагается презентация. Нравственное воспитание учащихся. В. П. Астафьев - наш земляк, поэтому данный рассказ использован ещё и для лингвистического анализа (местные диалекты).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
использование их при подготовке к сочинению, выступлению и т. п.
Поиск информации:
5.1. Поиск нужной информации в словаре, энциклопедии, в периодических изданиях.
Наверно, земли есть
И краше, и милей.
Наверно, есть…
Но мне другой не надо.
( из песни).
Оборудование урока:
Портрет В.П.Астафьева.
Высказывание В.П.Астафьева на большом планшете:
«Ищи в себе виноватого, тогда не будет виноватых вокруг, Уверни тлеющий фитиль, погаси зло в себе, и оно погаснет в других – это самый легкий, но и самый сложный путь к людскому примирению. И открой в себе память».
Высказывание В.П.Астафьева на большом планшете:
« …и будет твоя жизнь беспредельна и вечна,
как вечна сама человеческая доброта…»
4. Высказывание на большом планшете с перечислением нравственных проблем, которые нужно уяснить в ходе урока:
Дружба и долг,
Честность правдивость,
Истинная доброта и человечность.
5. Рисунки детей к уроку.
6. Рисунки учителя к уроку.
7. Компьютер, проектор, экран.
8. Презентация
Ход урока:
1). Слайд 1.Организационный момент:
а) цели урока,
б) ввод игровой ситуации –презентации.
2) Слайд 2. Проверка домашнего задания:
а) пересказы приготовленных эпизодов от лица бабушки и внука;
б) просмотр сюжетов, выбранных для иллюстрирования, и угадывание их.
3) Переход к слайду3-4 «Перепутаница»:
- А теперь я хочу еще раз убедиться в том, насколько внимательно вы читали текст.
- Я тоже, как и вы, работала над рисунками, но кто–то перепутал их на доске, и попрошу вас, чтобы вы восстановили их последовательность согласно тексту рассказа.
- Дети, а почему у меня нарисовано два коня с розовой гривой?
- Для чего Астафьев так подробно обращает на это внимание?
( олицетворение мечты – детской наивной радости – от пряника к Алым парусам).
4) Переход к слайду« ? !»:
- Удивило ли вас обращение Астафьева к теме детства?
- Что неповторимо астафьевское в «Коне с розовой гривой»?
(чувствуется сибирская Русь).
-Какую повествовательную форму избрал писатель?
- Почему от 1-го лица?
- В какое время и где происходят события рассказа? Найдите приметы этого времени.
- Почему пряник конём для героя рассказа был особенно желанным подарком?
- Что вы можете сказать о семье дяди Левонтия.
- Почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтьевым? Что привлекало его в этой семье?
- Каким образом герой рассказа был втянут в тяжкий обман?
- Какое событие автор избрал в качестве завязки произведения?
- Почему вдруг «пойти по землянику» вылилось в рассказ «Конь с розовой гривой»?
- Как отозвалась завязка в рассказе?
5) Переход к слайду 6.«Да? Нет!»:
- Поспорьте со мной!
Левонтьевский Санька – низкий человечишка.
Мошеннику – пряник?! За что???
« И пожалеть меня некому…Левонтий только пьяный и жалеет, и все».
6) Переход к слайду 7
-Вывод-обобщение учителя о нравственности в рассказе с записью текста с планшета.
- А что вы можете сказать о бабушке?
- Почему она казалась такой суровой?
- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник конем?
- Какие душевные качества ее проявились в этом эпизоде?
- Чтение и запись высказывания о бабушке с планшета.
- Дети, а был ли в вашей жизни символический « конь с розовой гривой»?
- Ребята, в моей жизни тоже был свой розовый конь, появившийся в далеком детстве, помогающий жить и выживать, тот конь, который «привез» меня в Сибирь, подаривший счастье общения с моими учениками
- После высказываний детей переход к выяснению понятия:
а) «страна розовых пряников»,
б) чтение и запись слов о бабушке
7) Переход к слайду 9. «Работа с учебником»:
- Работа с текстом рассказа по учебнику: зачитываем строки, которые близки нам, живущим в Сибири, через которые мы можем увидеть и свою малую родину.
8) Работа над слайдом 10.
9) Переход к шестой странице шпаргалки: «Я + домашнее задание».
- Подготовительная работа к домашнему письменному заданию:
«Где найти страну на свете…»
( Я в этом мире, какой Я, какие у меня друзья, родные мне люди, соседи, какая у меня родина.)