Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме"Декоративное искусство. Русский пряник".
Пря?ник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло. На вид пряник чаще всего — слегка выпуклая в середине пластина прямоугольной, круглой или овальной формы, на верхней части обычно выполнены надпись или несложный рисунок, часто сверху нанесён слой кондитерской сахарной глазури.Исторически пряник — символ праздника, поскольку его ингредиенты не относились к дешёвым и повседневным.
История. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках — около 350 г. до н. э. Уже древние египтяне знали о них. Римляне знали «panus mellitus»: намазанные мёдом лепешки, которые с мёдом же и выпекались. Медовые лепёшки впервые в истории известны под названием «Лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динан.
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
Издревле славилась пряниками Русь. Первый пряник был круглый и представлял собой смесь ржаной муки с ягодным соком. С 18 века пекли медовый хлеб – так именовались пряники до 11-12 столетия.
Пряники подавали к царскому столу, пекли их и в крестьянских семьях. Пряники, которые дарили знати в «почесть», пеклись по особому заказу и весили до нескольких пудов (в одном пуде 16,3 кг). Такой пряник доставляли на санях. В 17-19 веках в разных областях России печение пряников становится промыслом. Особенно славились пряники московские, архангельские, вологодские, вязьменские, городецкие, тульские, тверские – печатные, лепные, вырезные.
Пряники делали для подарков и именин, для свадебного обряда, для праздничных трапез, для украшения новогодних елок, для раздачи нищим. На некоторых пряниках оттискивались буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать.
Пряники было принято дарить, в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. Визиты сопровождались подношением очень больших пряников, весивших от двух до пяти килограммов.
По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. •Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски. В старину мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5 см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.
Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые «разгонные» пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться.Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которыми вырезали фигурки, из темного медового теста, и обильно украшали затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже специальной позолоты. Первоначально роспись глазурью выполняли палочкой; современные мастерицы заменили ее на рожок из пергамента. Большие пряники вырезали ножом.
Лепить пряники — самый древний способ; особенно распространён был на Севере.
•Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. Лепные пряники были распространены более всего на Севере в Архангельской области. Их делали без помощи форм, лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из рук безвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Все эти фигурки назывались одним именем – козули. В старину говорили: «Без козули и праздник не праздник». Обычно козули пеклись на святки в канун наступления нового земледельческого года. Козулями также называют вырезные пряники.
По способу изготовления козули, по крайней мере современные, можно отнести к вырезным пряникам. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жжёнка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.
Пряники стали символом Нового года и Рождества. Их выставляли в окна в праздники, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей. В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.
Пословицы и поговорки:
•«И пряником не заманишь»
•«Ломается как дешевый пряник»
•«Без работы пряников не купишь»
•«Кнутом и пряником»
•«Брицкий и пряник»
•«Как пряник в ухе»
•«Веселый пряник и под мышкой пролезет»
•«Купи себе пряник»