Материал подготовила учитель русского языка и чтения Выгорко Марина Михайловна
МКОУ «Крыловскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
16.11 2014 г.
ТЕМА : В. Брюсов «Труд»
Цель: знакомство со стихотворением В. Брюсова «Труд».
Задачи: учить выразительно и бегло читать;
развивать логическое мышление, память, связную речь, внимание,
воспитывать уважительное отношение к труду..
Ход урока:
1.Артикуляционная гимнастика
Ткет ткач ткани на платки Тане
2. Пятиминутное чтение.
3. Организационный момент (сообщение цели и задач урока)
4. Активизация внимания. Разгадайте ребусы.
5.Повторение.
6. Новый материал
Брюсов Валерий Яковлевич — известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк,
Детство
Брюсов родился в купеческой семье среднего достатка. Отец, Яков Кузьмич, просаживал все деньги на скачках. Мать, Матрёна Александровна обожала читать французские романы и души не чаяла в своём старшем сыне — Валерии. Всего в семье было пятеро детей: 2 мальчика и 3 девочки.
Образование
Валерий Яковлевич получил прекрасное образование в лучших частных школах Москвы: сначала учился в классической гимназии , затем — в гимназии Л. И. Поливанова. Известно, что у Брюсова была склонность к математическим наукам, в которых он делал успехи. Высшее образование Валерий Яковлевич получил на историко-филологическом факультете Московского университета.
Творческий путь
Брюсов рано пристрастился к стихотворчеству, но долго оставался неоценённым.
Изданный в 1895 году первый сборник непосредственно брюсовских стихов под названием «Шедевры»)также вызвал неприятие публики. Сборник «Граду и миру» принёс Брюсову долгожданную признательность публики и сделал его вождём русского символизма.
В годы революции выходит в свет очередной сборник «Венок»), который является вершиной творчества Брюсова. Он очень искусно руководил журналом «Весы» . С 1908 года Брюсов возглавляет и Московский литературно-художественный кружок.
В 1914 году он уезжает на фронт в качестве военного корреспондента. Война диктует его новым стихам патриотическое настроение
Женился Валерий на гувернантке, работавшей в доме Брюсовых. Иоанна Матвеевна Рунт была то ли полячкой, то ли чешкой по своему происхождению.
Смерть
9 октября 1924 года Валерий Яковлевич умер от крупозного воспаления лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Физминутка « Тётя-весельчак »
Работа с текстом стихотворения.
В самом названии содержится прямое указание на тему стихотворения. Стихотворение состоит из восьми строф, ключевым словом каждой из них является слово «труд», мы читаем с вами только четыре.
В первой строфе самое главное — слово «труд», и не случайно написано оно с заглавной буквы. (прочитать)
Во второй строфе говорится о том, что все, окружающее нас, создано трудом: Все довольство жизни нашей, Все, чем красен каждый дом.(прочитать)
Третья строфа — это гимн труженикам, тем, кто все свои дни проводит в трудах. Им поэт воздает славу.(прочитать)
В последней строфе поэт воспевается радость труда. Эта радость «в душу льется». Полноценный труд, по мнению поэта, делает человека по-настоящему счастливым.(прочитать)
Назовите главное, что создано человеческим трудом и чем мы с вами пользуемся.
Кого прославляет поэт?
Чему учит это стихотворение?
Работа с пословицами о труде (слайд)
Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Словарная работа (слайд)
Подберите близкие по значению слова к слову «труд».
Работа с картинками о профессиях (слайды)
Загадки о профессиях:
1.Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
2. Мастер, мастер, помоги-
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдём сегодня в гости.
3. Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали
Молот ...
4. До работы он охотник,
День-деньской с рубанком .
5. Не решит больной задач,
Всех больных полечит ...
6. Наших душ, ума строитель –
Мудрый школьный наш ...
7. Под весенний птичий свист
Пашет землю ...
8. В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ...
9.Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке? Как нужно относится к труду людей?
10.Выставление оценок.
11. Домашнее задание- стр. 127-128 (подготовить выразительное чтение стихотворения)