Просмотр содержимого документа
«Морфология. Имя прилагательное. В. Брюса "Труд".»
11 класс _________________________________________________________________________
Тема урока: В. Брюсов «Труд». Морфология. Имя прилагательное.
Цель урока: 1.Образовательная.
Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2.Развивающая.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Пословицы и поговорки из книги «Источник мудрости».
Методы: интерактивный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Перекличка.
2.Опрос. Вводная беседа. Без добрых дел нет доброго имени. Лексика. Фразеология.
3.Новая тема. В. Брюсов «Труд». Морфология. Имя прилагательное. В. Брюсов
(1873–1924)
Валерий Яковлевич Брюсов – удивительный поэт, который сумел органично соединить в своем творчестве новейшие искания и традиции классики. Брюсов – созидатель поэтической культуры. Он виртуозно владел самыми разными жанрами стиха и разными стихотворными формами. Одно из ярких его творений – сти-
хотворение «Труд», написанное в жанре торжественного гимна. В. Я. Брюсов, по свидетельству современников, очень любил это стихотворение и с удовольствием исполнял его на своих выступлениях. В самом названии содержится прямое указание на тему стихотворения. Стихотворение состоит из восьми строф, ключевым словом каждой из них является слово «труд». Первая строфа – это некий тезис: «Нет священней слова: «Труд!»». Поэт олицетворяет слова, награждает их яркими эпитетами. Слова «золотые», «стальные», «алмазные» – они «блестят, горят и жгут». Но самое главное среди них – слово «труд», и не случайно написано оно с
заглавной буквы. Во второй строфе поэт утверждает: человек стал человеком именно благодаря труду. За доказательством автор обращается к истории человечества, упоминает троглодита, взявшегося за сошник. В-третьей, четвертой и пятой строфах говорится о том, что всё, окружающее нас, создано трудом: «Всё довольство жизни нашей, Всё, чем красен каждый дом».
1. Прочитайте выразительно.
Труд
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,–
Золотых, стальных, алмазных,–
Нет священней слова: «Труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,–
Все – наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги –
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
4.Словарная работа.
заветный день – şanly gün
воплощённые труды – amala aşyrylan işler
5.Закрепление.
2. Ответьте на вопросы:
1.Что вы понимаете под словом труд?
2. Какие профессии вы знаете?
3. Какая работа, по вашему мнению, считается почётной?
4. Может ли труд быть лёгким?
5. Как вы понимаете последние строки стихотворения?
3. Объясните, как вы понимаете выражения: он сошник
повёл к просекам, венок в веках.
4. Спишите. Подчеркните существительные, в каком па-
деже они употреблены?
6.Задание на дом.В. Брюсов «Труд». Морфология. Имя прилагательное.