kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Утро, которое изменило жизнь героя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы в 8 классе

«Утро, которое изменило жизнь героя» (по рассказу

Л. Толстого «После бала»)

Класс: 8

цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций. - понять художественную идею рассказа и поступки героев, выявить авторскую позицию и дать эстетическую оценку прочитанному;

- развивать навыки художественного анализа, ведения полемики, совершенствовать речевые умения;

- воспитывать в себе нравственные качества, задуматься о себе. 

Задачи:

Образовательные: обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за все, что совершается в жизни, неучастие во зле;

Развивающие: развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать); развитие речевых и коммуникативных умений;

Воспитательные: развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива, умения работать в команде.

Тип урока:  урок обобщения изученного 

Форма урока:  диалогический проблемный урок

Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая и фронтальная

Оборудование:  компьютер, проектор, проекционный экран;  мультимедийная презентация учителя, разработанные карточки-задания для групп, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Утро, которое изменило жизнь героя"»

Разработка урока литературы в 8 классе

«Утро, которое изменило жизнь героя» (по рассказу

Л. Толстого «После бала») Слайд №1

Класс: 8

цель урока: формирование целостного видения мира искусства как отражения человеческой жизни, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие культурологической, ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций. - понять художественную идею рассказа и поступки героев, выявить авторскую позицию и дать эстетическую оценку прочитанному;

- развивать навыки художественного анализа, ведения полемики, совершенствовать речевые умения;

- воспитывать в себе нравственные качества, задуматься о себе.

Задачи:

Образовательные: обобщение единичных знаний в систему, для этого формирование понимания художественной идеи Толстого о единстве социальной и нравственной справедливости, ответственности человека за все, что совершается в жизни, неучастие во зле;

Развивающие: развитие умений осуществлять логические операции (сопоставлять, анализировать, сравнивать); развитие речевых и коммуникативных умений;

Воспитательные: развитие умения совместной деятельности, объективного оценивания своего вклада в решение общих задач коллектива, умения работать в команде.

Тип урока: урок обобщения изученного

Форма урока: диалогический проблемный урок

Организационные формы: главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая и фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя, разработанные карточки-задания для групп, Ф. Шопен. Мазурка ХХ, репродукция картины В. Кандинского «Красное пятно» («Черное пятно»)
































Ход урока

1 Оргмомент

Вступительное слово учителя.

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.

Какое у вас сейчас состояние души?

- Что влияет на душевное состояния человека?

(ситуация, в которую попадает человек. Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно противоположные).

- Посмотрите на картину Василия Кандинского «Черное пятно». Слайд №2

- С помощью каких средств пытается передать Кандинский состояние души?

-Что использует художник?(Художник используют цвет, чтобы показать противоречивые чувства).

- Прослушайте фрагмент музыкального произведения Мазурки Шопена, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (В звучании можно уловить контрастные настроения с помощью звука. Так чувствовал себя композитор, передавая это настроение).

Слово учителя. Мы живем в мире, полном звуков, красок, а они влияют на наши чувства, на наше душевное состояние. Цвет и звук сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.

Об этом мы начали разговор не зря. Дома вы прочитали рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого.

Первый окунет нас в атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа в исполнении учителя или подготовленного ученика на фоне музыки М. Глинки «Бал был чудесный…).

А вот другой отрывок (Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» под военный барабанный бой).

- Что вы заметили? (изображенные картины в произведении Толстого резко противоположны, контрастны)

Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание прочитанной части.

Силу применять легче, чем разум.

У сильного всегда бессильный виноват.

Всякий человек в деле познаётся.

Быть сильным – хорошо, быть умным – вдвое лучше.

Сила без ума – небольшое богатство.

2 этап. Формулирование темы. Целеполагание.

Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея

Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н. Толстого

Понять, какова роль контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».

Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,

Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

Вместе с братьями Л.Толстой живёт в Казани в состоятельной аристократической семье своих родственников, учится в университете, с удовольствием посещает светские балы, на одном из которых он и встретил человека, ставшего прототипом главного героя рассказа, – полковника Петра Владиславовича. На балу он был доволен и весел, мило танцевал с дочерью, а утром на плацу руководил наказанием провинившегося солдата. Засекши несчастного до полусмерти, спокойно поехал домой обедать.

Этот случай запомнился писателю на всю жизнь.

Итак, как мы видим, герои Толстого не выдуманы. Он списывает их с обычных реальных людей, взятых из гущи жизни. Писатель всегда обнажал самые больные её места, а в людях вскрывал самые глубокие их противоречия.

3.Этап актуализации знаний.

работа по карточкам в группах.

- У ребят на столе лежат карточки. Прочтите текст, определить о ком идёт речь или кто сказал данные слова?

1«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя сильная любовь.» ((Иван Васильевич, рассказчик).

2 «Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа. ( Варенька)

3 был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми  подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. (полковник)

4 «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».(татарин)

5 Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?(полковник)

Проверка на слайдах

Когда вы читали рассказ, обратили внимание на необычность построения?(рассказ в рассказе)

Как называется этот приём? (обрамление)

Назовите героев рассказа

Слово учителя.

Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Что такое композиция произведения? На слайде определение

Сопоставление по таблице в презентации


  1. Работа с таблицей. Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые чувства).



I часть «На балу»

II часть «После бала»

1.

Залитая огнями бальная зала (языковые средства)

Черный, грязный плац

(языковые средства)

2.

Обаятельная Варенька

(образ)

Истерзанный экзекуцией солдат (образ)

3.

Веселые танцы

(композиция)

Избиение солдата шпицрутенами (композиция)

4.

Внешняя красота и благородство полковника

Внутренняя непривлекательность, даже безобразие героя

5.

Чувство …. Счастлив влюблён

Чувство…. Стыд и ужас

Что заметили?

Как называется резкая противоположность? контраст.

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы должны выяснить сегодня на уроке.

Работа в парах.

- У вас на столе лежат слова, характеризующие полковника на балу и после него. На слайде вы видите таблицу. Слайд .

Портрет полковника.

На балу

После бала




- Ваша задача разложить на столе слова в два столбика: слева – каким он был на балу, справа – после него (красивый; бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; статный; гневный голос; танцевал прекрасно; нежно, мило обхватил дочь руками; радостная улыбка; грозно и злобно нахмурился; твёрдая, подрагивающая походка).


- Проверьте, правильно ли вы распределили, посмотрите на слайд с правильным ответом. Слайд № 1.

  1. Работа в тетрадях.

- В тетрадях начертите таблицу и запишите слова в нужный столбик.

Как показан полковник? Что же за человек полковник?

что милый и добрый человек после бала, на службе, почему-то становится злодеем. Получается так: портрет человека-душки «немного» портит сцена на плацу.

Можно ли быть немного злым и безжалостным? Так сказать, исключительно по служебной надобности? Такое возможно? Нет, грань между злом и добром нужно проводить чётко, «полутонов» тут не бывает. Следующая за чудесной сценой бала гадкая сцена истязания беззащитного солдата сомнений не оставляет. После неё трудно, а точнее, невозможно утверждать, что полковник хороший, порядочный и добрый человек.

Своеобразную подсказку даёт нам и Толстой.

-Какую?

Названием рассказа: важно не то, что было на балу, а что было после бала. Вторая часть рассказа (не умаляя значения первой, без которой произведение лишилось бы художественности) более значима в идейном смысле.

- Проблема рассказа в чём?

Почему один становится добрым, а другой злым? Вот в чём проблема. Скажем так, «стартовые» возможности людей одинаковы, но почему один выбирает добро (Иван Васильевич), а другой – зло (полковник)?

- Какие ключевые слова мы употребили?

Добро, зло, выбор.

Исследуем на конкретных примерах роль контраста в рассказе, нравственные уроки. Работать будем в группах

  1. Этап. Работа в группах.

Результатом работы будут ваши заполненные таблицы. Толстой-художник всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стал контраст. Эта схема поможет каждой группе увидеть свою часть в общей работе: Время работы группы – 5 минут.

Описание героя


Краски


Звуки


Настроение


Оценочные эпитеты


1 группа: Полковник развлекается

Задание: - Каким мы видим полковника в сцене бала у дворянского предводителя? Что выявляет она в его характере? Увидели вы в нем задатки человека доброго и хорошего? Мог ли он выбрать добро? Как соотносится сама атмосфера бала с этими проявлениями героя?

2 группа: Полковник на службе

Задание: - Что эта сцена неожиданно выявляет в характере полковника? Каким мы видим его здесь? Что с ним происходит? Почему произошли такие разительные перемены? Как сцена наказания соотносится с этими проявлениями героя?

3 группа: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого

5этап. Выступление групп и выводы.

1 группа Красивый, статный человек, гордая военная выправка (трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, ласковая радостная улыбка. Как прекрасно было бы, если эта внешняя красота гармонировала бы с красотой внутренней.

Мы видим полковника нежным и заботливым отцом. Он любит Вареньку, гордится ею, трогательно заботится о ней в ущерб себе: носит старые недорогие сапоги, лишь бы её вывозить в свет. Скромен. Уверяет, что плохо танцует, сам же танцует прекрасно. Он не богат, но нисколько не смущается среди богатой публики (своих немодных сапог, например). В общем, производит очень приятное впечатление.

- Может он лицемер и только притворяется добрым?

Нет, нигде в его поведении нет и намека на фальшь и наигранность. Он искренен в проявлении своих чувств.

- А описание бала как соотносится с героем?

Всё здесь производит такое же приятное впечатление, вызывает ощущение праздника.

Краски: светлые и радостные – белая, розовая, серебряная, золотая.

Звуки: прекрасная бальная музыка

Настроение: счастливое, радостное, светлое, приподнятое.

Его передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо».

Читая эту сцену, трудно представить, что где-то существует другая жизнь, другая Россия, униженная, повергнутая, обездоленная.

Вывод: Полковник на балу – сама доброта, причём искренняя, не напускная.

Несомненно, у него есть задатки доброго и хорошего человека, он мог бы их в себе развить. Кажется, что перед нами вполне достойный член достойного общества.

2 группа

как всё изменилось. Перед нами уже и не живой человек, а бесчувственный автомат, опора империи, её верный страж. Шагает, глядя себе под ноги, раздувая ноздри. Рукой в той же перчатке, что была на балу, хлещет по лицу малосильного солдата, промазавшего в ударе по кровавой спине татарина. При виде ошеломлённого Ивана Васильевича злобно отворачивается.

- Может он, добрый, вынужден притворяться злым на службе, подстраиваться под систему?

Нет, Толстой лишает нас этих иллюзий. Если бы полковник был таким, он хотя бы смутился при виде молодого человека, влюблённого в его дочь. И уж точно не стал бы бить ни в чём неповинного солдата по лицу, сделал бы вид, что не заметил промаха.

- Может не так уж всё ужасно, поведение полковника можно чем-то оправдать? Ведь это армия, есть устав: что будет, если все начнут бегать?

Да, но убивать за побег да ещё так мучительно и позорно?! Проступок и наказание просто нельзя соразмерить!

- Но разве убивает полковник?

Нет, но никто не снимет с него ответственности за весь этот ужас. Грех на нём. Он убивает чужими руками, и сути дела это не меняет.

Простой кузнец в толпе выдыхает: «О Господи!» Полковник же абсолютно бесстрастен и спокоен.

- Почему?

Он уверен, что прав, что поступает по закону, и совершенно ни в чём не сомневается. Вот это и страшно.

Свой выбор этот человек сделал.

- Какой?

Зло, несправедливость, беззаконие пронизывают всю армейскую систему в частности, а шире – всю империю, весь её строй. Служа ему, полковник будет верно служить злу, оно его вполне устраивает.

- Мог бы он всё изменить и отказаться от зла?Как?

Да. Но для этого нужно как минимум уйти со службы.

- Уйдёт?

Нет. Служба кормит его и дочь, даёт ему место под солнцем. Кроме этого он ничего не умеет делать. Со злом полковник не порвёт никогда.

- Как с характером героя соотносится сама сцена истязания?

Соотносится, без сомнения. Эта «чёрная» сцена выражает всё существо характера героя. Всё в ней рассчитано на то, чтобы вызвать отвращение у читателя, неприятие творящегося зла, в центре которого – полковник.

Краски: серая, чёрная, красная (цвет крови)

Звуки: противные, мерзкие, резкие (барабан и флейта), режущие слух

Настроение: страх и ужас, от которых герою плохо не только морально, но и физически – его тошнит.

- Какой художественный приём (любимый Толстым) используется в этой сцене?

Контраст. Он помогает понять художественную идею: безнравственно, антигуманно, когда праздники жизни одних основаны на муках и страданиях других.

Вывод: Все задатки доброго, гуманного человека полковник сам в себе и загубил, потому что смирился со злом. И не среда в этом повинна, не общество, это его выбор, который и определил его жизнь! Значит, будут и другие забитые солдаты. Есть высказывание: «Единственное, что нужно для триумфа зла,- это чтобы хорошие люди ничего не делали»

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа

Полковник всё тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота кощунственна.

3 группа

Полковник

Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке, в замшевой перчатке

Малорослый, слабосильный Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина что-то пёстрое, мокрое

Шёл твёрдой подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…толкали

Румяное лицо и белые усы и бакенбарды

Сморщенное от страдания лицо

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Спотыкающийся, корчащийся человек

За что полковник бил солдата по лицу?(слабо ударил татарина)

Эту деталь одежды мы уже видели? Где? (надевал перчатку для танца с Варенькой)

Что при этом говорил? (надо всё по закону)

Толстой использует приём зеркального отражения: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, снова « надо всё по закону» но теперь он отхлестал по «закону военной жизни» Какую сторону военной жизни увидел наш герой?(жестокость)

Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Неучастие во зле – нравственный выбор героя

-Какова причина событий, изображенных в рассказе? (вспомните сравнение образов полковника и татарина?) Социальные противоречия.

Назовите нужные слова из данных: самодержавие, власть, карьерные устремления, произвол, строй, государство. (Самодержавие, власть)

Дополните недостающее соответствие в таблице


«По закону» (принятому в обществе)


Полковник

Иван Васильевич

Социальное (общественное)

Нравственное (общечеловеческое)

(По закону нравственному, божескому)

В какой день разворачиваются все события? (Прощённое воскресенье- Чистый понедельник)

Что за праздник Прощённое воскресенье?( Надо всех простить, надо покаяться)А почему понедельник называют чистым? (Человек очистился и начался пост- молитвы покаяния)

Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя? ( братцы, помилосердствуйте) было это? О чём просит татарин? ( о милосердии)

Что такое милосердие?

Готовность помочь. Только 2 человека это услышали Кто они? ( Иван Васильевич и слабый солдат)

Так как надо жить? По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей

Жизненный выбор Ивана Васильевича

Как жил герой до бала? Каким мы видим его на балу и после бала? Что происходит с ним?


Иван Васильевич молод, весел, у него нет никаких забот. До бала он живет подобно многим молодым людям его круга: кутит с товарищами, катается с горок с барышнями - беспечно, ни о чем не задумываясь. Жизнь его – череда нескончаемых праздников.

На балу он счастлив, весел, влюблен, все видит словно в розовом сне, от умиления теряет чувство реальности. Кажется, жизнь его вполне определилась, будущее совершенно ясно: женитьба на прелестной девушке из света, престижная военная служба. Он легко мог бы стать вторым Петром Владиславовичем.

После бала герой очнулся, отрезвел. С глаз спадает розовая пелена. Ему делается жутко и тошно, вся гармония мира оказалась утраченной. Он пытается понять человека, который недавно его умилял.

Сделать этого герой не сумел.

- Какое противоречие в характере полковника так и не смог объяснить себе рассказчик Иван Васильевич?

Что за человек полковник: хороший или плохой, добрый или злой? Если он и то и другое, то как всё это может уживаться в одном человеке? Как такое вообще может быть? Иван Васильевич был ещё молод, неопытен и не сумел дать объективную оценку увиденному.

- Но хоть как-то он попытался объяснить себе это?

Да, молодой человек решил, что полковник знает что-то такое, чего не знает он, хотя такое объяснение его совсем не успокоило.

- А мог он тогда дать всему правильную оценку?

Нет, герой был еще очень молод и наивен. Признав, что полковник злодей, ему нужно было признать, что зол, подл и несправедлив сам общественный строй, который таких полковников порождает. Но тогда к такой смелой мысли Иван Васильевич был не готов.

- А что же автор? Устраивает ли эта позиция героя самого Льва Толстого?

Нет, она ему ненавистна. Нежелание хороших людей видеть зло и бороться с ним его только укрепляет и ослабляет добро. Толстой много размышлял над этим.

- Что же делать хорошим людям? Как бороться с такими вот полковниками? Ружья в руки брать? Бунты поднимать?

Задание группе: составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала. О чём они говорят?

Во время бала

5. От счастья не может заснуть

4. Обнимал весь мир своей любовью

3. Я был не я, а какое-то неземное существо

2. Варенька затмила всех, Иван Васильевич любуется ею.

1. Бал: музыка, танцы. Пьян любовью

После бала

  1. Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка

  2. Картина экзекуции. Рядом фигура полковника

  3. Полковник бьёт по лицу солдата. «Мне было стыдно»

  4. Не может заснуть от увиденной картины

Чувство радости сменяется чувством подавленности

Каждый человек должен работать над собой, совершенствовать, развивать себя, помогать ближнему, тогда усовершенствуется и изменится в лучшую сторону само общество. Никакие революции, бунты и другие насильственные изменения существующего строя будут не нужны.

- Что же случилось с Иваном Васильевичем? Какой выбор он сделал в дальнейшем?

Вполне успешный светский человек изменил всю свою жизнь: не женился на Вареньке, которая всегда бы напоминала ему отца. Не стал военным (может, стал писателем?) Мы не знаем, чем конкретно он занимался все годы, но в начале рассказа его называют самым уважаемым человеком в обществе, а в конце о нём говорят так: «Сколько людей никуда не годились, кабы не было вас». Значит, были какие-то поступки, за которые его можно было уважать. Он глубоко симпатичен Толстому, не случайно автор придает ему собственные черты.

Вывод: Иван Васильевич тоже сделал свой выбор, и мы опять убедились в том, что он определяет жизнь человека. Герой служит людям, творит добро, но ради этого ему многим пришлось поступиться. Выбор у каждого есть всегда. Какой – зависит от самого человека.

- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе?(вторая часть – именно после бала изменилась вся жизнь человека)

-Как изменилась жизнь героя после бала?

- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная позиция? Кажется, что выбор прост и очевиден: однозначно нужно встать на сторону добра и служить ему. Толстому интересно понять, почему же людям так трудно бывает сделать то, что очевидно?

Чтобы выбрать добро и по нему строить жизнь, надо что-то изменить в себе, чем-то пожертвовать, от чего-то иметь мужество отказаться, может (как полковнику) вообще начать всё с нуля. Зло не заставляет человека менять себя, работать над собой, оставляет его нетронутым, поэтому его выбрать проще. Полковник давно уже плывёт по течению: ни в себе, ни в системе, которой преданно служит, он ничего не хочет менять, его всё устраивает. Но не все так могут. Иван Васильевич, пережив эмоциональное потрясение, отрезвился и сделал свой выбор, который определил всю его жизнь.

Не от среды или системы зависит этот выбор, а от самого человека, потому что при любой системе нужно человеком и оставаться. Но не всем это дано.

(Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь – отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во всеобщем зле. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться - тогда изменится и мир вокруг тебя).

В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости. Неучастия во зле. Ответственность человека за все, что случается в мире

Групповая работа по заполнению сердец героев ( их половины – чувства героев на балу и после) цветами:

Красный-любовь Синий - страх

Чёрный – ненависть Голубой - разочарование

Жёлтый – безразличие Зелёный – спокойствие

Количество квадратов цвета должно соответствовать степени проявления данного чувства героя

  1. Д/з1) Сочинение-рассуждение «Почему полковник никогда не порвёт со злом?» (1 вариант)( не менее трёх аргументов)

2 вариант сам формулирует проблему и аргументирует ответ на неё.

Вариант каждый выбирает самостоятельно.

2) Придумать и нарисовать обложку к рассказу

9 этап. Подведения итогов урока на рефлексивной основе.

- На партах у вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам было легко и интересно на уроке, поднимите «солнышки» и улыбнитесь, а если – трудно, то «тучки» и тоже улыбнитесь. Я уверена, в следующий раз всё у вас получится.

- Мне было с вами сегодня приятно работать, большое спасибо! Слайд № .





















заполните сердца героев ( их половины – чувства героев на балу и после) цветами:

Красный-любовь Синий - страх

Чёрный – ненависть Голубой - разочарование

Жёлтый – безразличие Зелёный – спокойствие

Количество квадратов цвета должно соответствовать степени проявления данного чувства героя








составьте логические цепочки поведения Ивана Васильевича во время бала и после бала. О чём они говорят? Или в таблице или схемой

Во время бала

После бала









От счастья не может заснуть

Звуки флейты и барабана. Это была нехорошая музыка

Обнимал весь мир своей любовью

Картина экзекуции. Рядом фигура полковника

Я был не я, а какое-то неземное существо

Варенька затмила всех, Иван Васильевич любуется ею.

Полковник бьёт по лицу солдата. «Мне было стыдно»

Бал: музыка, танцы. Пьян любовью

Не может заснуть от увиденной картины

































Прочтите текст, определить о ком идёт речь или кто сказал данные слова?

1«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя сильная любовь.»

2 «Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.

3 был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми  подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

4 «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

5 Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?























1 группа: Полковник развлекается

Задание: - Каким мы видим полковника в сцене бала у дворянского предводителя? Что выявляет она в его характере? Увидели вы в нем задатки человека доброго и хорошего? Мог ли он выбрать добро? Как соотносится сама атмосфера бала с этими проявлениями героя?

Описание героя


Краски


Звуки


Настроение


Оценочные эпитеты




2 группа: Полковник на службе

Задание: - Что эта сцена неожиданно выявляет в характере полковника? Каким мы видим его здесь? Что с ним происходит? Почему произошли такие разительные перемены? Как сцена наказания соотносится с этими проявлениями героя?


Описание героя


Краски


Звуки


Настроение


Оценочные эпитеты






3 группа: Сравнительная характеристика полковника и наказываемого


Полковник

Наказываемый









1Высокий военный в шинели и фуражке, в замшевой перчатке; Малорослый, слабосильный Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина что-то пёстрое, мокрое

2 Шёл твёрдой подпрыгивающей походкой; Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…толкали

3 Румяное лицо и белые усы и бакенбарды; Сморщенное от страдания лицо

4 Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура; Спотыкающийся, корчащийся человек


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Утро, которое изменило жизнь героя"

Автор: Ботищева Светлана Анатольевна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Утро, которое изменило жизнь героя""
    ["seo_title"] => string(40) "utro-kotoroie-izmienilo-zhizn-ghieroia-1"
    ["file_id"] => string(6) "317849"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460456071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Разработка урока литературы в 8 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Особенности композиции. Приемы изображения внутреннего состояния героев. "
    ["seo_title"] => string(159) "razrabotka-uroka-litieratury-v-8-klassie-l-n-tolstoi-rasskaz-poslie-bala-osobiennosti-kompozitsii-priiemy-izobrazhieniia-vnutrienniegho-sostoianiia-ghieroiev-1"
    ["file_id"] => string(6) "106913"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403112487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Литературный вечер "Болдинская осень в жизни великого поэта""
    ["seo_title"] => string(59) "litieraturnyiviechierboldinskaiaosienvzhiznivielikoghopoeta"
    ["file_id"] => string(6) "273895"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452284512"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия по ОРКСЭ "Жизнь дана на добрые дела" "
    ["seo_title"] => string(103) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-orkse-zhizn-dana-na-dobryie-diela"
    ["file_id"] => string(6) "126692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415206002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства