1.Организационный момент. Звучит праздничный звон (колокольчик). 2. Этап мотивации к уроку. Учитель: О, Русь, благословенная моя!» О, Русь, благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещный звон колоколов Отчизны. Тот чудный гул, идущий от небес, Он гласом Божьим нисходил к народу Призывом к дальней жизни без мирских страстей, И родником, где пьют живую воду. Знакомый звон, любимый звон- Руси наследие святое Моё причастие к тебе да будет вечным, Как и всё живое… Здравствуйте, ребята! Урок начнём стихотворением Евдокии Растопчиной «О, Русь, благословенная моя!» - О чём с восхищением и любовью говорит автор? - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение, попробуйте назвать? Правильно. И сегодня мы узнаем о колокольных звонах и их значении в жизни русского народа. Тема нашего урока стихотворение «Колокола» К.К.Романова (К.Р.) Слово об авторе. Про автора мы узнаем из сообщения ученика | Дети слушают звон колокольчика и приводят рабочее место в порядок - О колоколах, колокольных звонах. -Восхищения, любви, гордости. Великий князь К.К.Романов, поэтический псевдоним К.Р. (10 августа 1858 года, Стрельна – 2, 1915, Павловск) – член Российского Императорского дома, генерал – адъютант (1901), генерал от инфантерии(1907), генерал – инспектор Военно- учебных заведений, президент Императорской Санкт – Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры | Регулятивные УУД Слайд 1. Познавательные УУД (умение работать с текстом, пересказ) |
3. Этап закрепления нового материала. В стихотворении «Колокола» К.Романов обостряет чувство любви и тоски по Родине Чтение наизусть стихотворения К.Романова «Колокола» (ученик). Вопросы по стихотворению. 1.Что воскрешает в памяти лирического героя колокольный звон? 2.Сравните первую и вторую строфы стихотворения. Почему по – разному в них воспринимаются лирическим героем звуки колоколов? | Иосифовны, внук Николая I. При крещении пожалован орденами Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. Анны 1- ой степени, назначен шефом Тифлисского гренадёрского полка и зачислен в списки лейб- гвардии Конного и Измайловского полков. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана. Участник Русской – турецкой войны 1877- 1876 годов. 17 октября 1877 году награждён орденом Св. Георгия 4 степени. В 1884 г. Женился на принцессе Елизавете Августе Марии Агнессе, у них родилось 9 детей. Известны произведения К.Романова «Растворил я окно…», «Научи меня, Боже, любить…». «Я баловень судьбы…». К.Романов без сомнения был человеком церковным. Он много путешествовал, во время путешествия на чужбине зародилось стихотворение «Колокола». Колокольный звон напоминает о Родине. Колокола. К.К.Романов Несётся благовест… Как грустно и уныло На стороне чужой звучат колокола. Опять припомнился мне край отчизны милой, И прежняя тоска на сердце налегла. Я вижу север мой с его равниной снежной, И словно слышится мне нашего села Знакомый благовест… И ласково, и нежно С далёкой родины гудят колокола. | Слайд 2 Общеучебные УУД Регулятивные УУД |
3.Почему именно колокольный звон обостряет чувство любви и тоски по далёкой отчизне? 4.Выпукло и зримо в стихотворении выступает лирический герой. Вот он грустно внимает колокольному звону на чужбине. Звон этот воскрешает в памяти картины далёкой отчизны, и чувства лирического героя меняются: колокольный звон, напомнивший о родине, воспринимается нежно и ласково. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. 5.Какое впечатление вызвало у вас стихотворение? Представим на время, что мы поэты. Стихотворение собственного сочинения. Стихотворение собственного сочинения нам выслал ученик 7 класса Амыр Текенов с Республики Алтай школы № 8. О колоколах России (сообщение ученика). | Колокола. Колокола – звенящие и колеблющиеся Звучат, не переставая на земле. Они несут мир, покой и свет Это звон Родины – России. Слышу вас колокола, Над землёю Против горя, против зла Вы со мною. Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией. (Слова в конверте. Здравствуй, Алан! Пишет тебе ученик 7 класса амыр. Учись хорошо, старайся. Отправляю тебе своё стихотворение «Колокола») Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде. Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных" | Личностные УУД Письмо с конвертом (читает сам ученик) Слайд 3 Познавательные УУД |
Русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Посмотрите на картинку схему устройства колокола. Прочитайте определение колокола. Подумайте «Почему звучит колокол?» | Существует несколько видов колокольного звона. Благовест – созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Звон в несколько колоколов, поочерёдно в каждый, тогда благовест назывался «колокольный перезвон». Когда звон в несколько колоколов бывает в три приёма – то это трезвон. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения. Перебор – медленный звон по очереди в каждый колокол по одному разу, начиная с маленького и до большого. Перебор является погребальным звоном и символизирует возрастающую жизнь на земле. Какие чувства вызывает у вас колокольный звон. 1.Что вы почувствовали, когда звучали колокола? 2.Что же придаёт музыке колокольный звон? Определения из энциклопедического словаря: «Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент». Поэтическое определение: «Опрокинутая чаша с малиновым звоном». Современное определение: «Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения». | Слайд 4 Прослушивание двух мелодий. Коммуникативные УУД Свет, радость… Могущество, сила, нежность, монументаль-ность, торжественность, величие, задушевность, уверенность. Слайд 5 Проблема. Решение проблемы. ОбщеучебныеУУД. |
Почему звучит колокол? Что значит для России колокол, колокольный звон? Чему научились? Где эти знания можно применить? С именем К.К.Романова, стихотворением «Колокола» узнали о культуре русского народа (колокольного звона). Этап информации о домашнем задании. Пусть чаще звучит Благовест. | Определение – описание: «Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык», при их взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук». 1.«Правильная форма колокола. 2.Особый сплав материала для изготовления колокола и его «языка». 3.Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам. 4.Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. 5. Особые случаи. 6.Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны. 7.Звучащие участки стенок колокола. Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него «правильная» форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны. Колокола делали из металлов, чаще отливали из бронзы, в данный сплав входят металлы медь и олово, металлы обладают свойством, как звон. Колокол – это символ России, души человека, добра, веры, это наша история. В песнях русских композиторов звучали колокольные звоны, поэты в своих стихах воспевали колокола, волнующие душу. На уроках химии, истории… Подготовить одно стихотворение выразительно о Колоколах. Написать эссе «Роль колоколов в жизни русских православных людей» | Слайды 6-7 Коммуникативные УУД Этап Рефлексии. Регулятивные УУД |