kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме К. К. Романова "Колокола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Константин Константинович Романов. Колокола.

Цель урока: Показать значение колокольного звона в жизни русского народа.

Задачи: Образовательные – показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона.

- Колокольный звон, пробуждающий тоску по Родине в стихотворении К.К.Романова «Колокола». Горячая любовь к России, особенно ощутимая на чужбине.

- Колокола в русской музыкальной культуре. Поэма русского композитора С.В.Рахманинова «Колокола».

Развивающие – развитие творческого воображения, расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.

Воспитательные – воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды; музыкальный материал: С.В.Рахманинов. «Колокола». Литературный материал: Е.Растопчина. « О, Русь, благословенная моя». Рисунок (схема устройства колокола), колокольчик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме К. К. Романова "Колокола"»













Открытый урок по русской литературе

7 класс

Тема « Константин Константинович Романов «Колокола»















Учитель : Капчикаева З.В.











2015 г

Тема: Константин Константинович Романов. Колокола.

Цель урока: Показать значение колокольного звона в жизни русского народа.

Задачи: Образовательные – показать изобразительные и выразительные возможности колокольного звона, познакомить с видами колокольного звона.

- Колокольный звон, пробуждающий тоску по Родине в стихотворении К.К.Романова «Колокола». Горячая любовь к России, особенно ощутимая на чужбине.

- Колокола в русской музыкальной культуре. Поэма русского композитора С.В.Рахманинова «Колокола».

Развивающие – развитие творческого воображения, расширение кругозора, знакомство с традициями русского народа.

Воспитательные – воспитание лучших гражданских качеств: любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды; музыкальный материал: С.В.Рахманинов. «Колокола». Литературный материал: Е.Растопчина. « О, Русь, благословенная моя». Рисунок (схема устройства колокола), колокольчик.

Проблемный вопрос: Почему звучит колокол?

Предполагаемый результат:

– дети прониклись в тайну своего сердца, звонов русских храмов;

- пробудился интерес к изучению истории нашего Отечества;

- материалы урока воздействовали на духовный мир детей;

Методы:

- метод художественного контекста;

- метод музыкального общения;

- метод размышления;

- наглядно – слуховой;

- практический;

- эмоциональное воздействие;

- контроля и самоконтроля.

Формы организации учебной деятельности: - индивидуальное; - лицо для Алана (письмо от друга).

Ход урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Звучит праздничный звон (колокольчик).



2. Этап мотивации к уроку.


Учитель: О, Русь, благословенная моя!»


О, Русь, благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни:

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон колоколов Отчизны.

Тот чудный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон-

Руси наследие святое

Моё причастие к тебе

да будет вечным,

Как и всё живое…



Здравствуйте, ребята! Урок начнём стихотворением Евдокии Растопчиной

«О, Русь, благословенная моя!»

- О чём с восхищением и любовью говорит автор?

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение, попробуйте назвать?

Правильно.

И сегодня мы узнаем о колокольных звонах и их значении в жизни русского народа. Тема нашего урока стихотворение «Колокола» К.К.Романова (К.Р.)


Слово об авторе.

Про автора мы узнаем из сообщения ученика


Дети слушают звон колокольчика и приводят рабочее место в порядок

























- О колоколах, колокольных звонах.

-Восхищения, любви, гордости.








Великий князь К.К.Романов, поэтический псевдоним К.Р. (10 августа 1858 года, Стрельна – 2, 1915, Павловск) – член Российского Императорского дома, генерал – адъютант (1901), генерал от инфантерии(1907), генерал – инспектор Военно- учебных заведений, президент Императорской Санкт – Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры

Регулятивные УУД




































Слайд 1.

Познавательные

УУД (умение работать с текстом, пересказ)




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД





























3. Этап закрепления нового материала.

В стихотворении «Колокола» К.Романов обостряет чувство любви и тоски по Родине



Чтение наизусть стихотворения К.Романова «Колокола» (ученик).





Вопросы по стихотворению.

1.Что воскрешает в памяти лирического героя колокольный звон?


2.Сравните первую и вторую строфы стихотворения. Почему по – разному в них воспринимаются лирическим героем звуки колоколов?

Иосифовны, внук Николая I. При крещении пожалован орденами Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. Анны 1- ой степени, назначен шефом Тифлисского гренадёрского полка и зачислен в списки лейб- гвардии Конного и Измайловского полков. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана.

Участник Русской – турецкой войны 1877- 1876 годов. 17 октября 1877 году награждён орденом Св. Георгия 4 степени.

В 1884 г. Женился на принцессе Елизавете Августе Марии Агнессе, у них родилось 9 детей.

Известны произведения К.Романова «Растворил я окно…», «Научи меня, Боже, любить…». «Я баловень судьбы…». К.Романов без сомнения был человеком церковным. Он много путешествовал, во время путешествия на чужбине зародилось стихотворение «Колокола». Колокольный звон напоминает о Родине.



Колокола. К.К.Романов


Несётся благовест… Как грустно и уныло

На стороне чужой звучат колокола.

Опять припомнился мне край отчизны милой,

И прежняя тоска на сердце налегла.


Я вижу север мой с его равниной снежной,

И словно слышится мне нашего села

Знакомый благовест… И ласково, и нежно

С далёкой родины гудят колокола.


































Слайд 2


Общеучебные УУД











Регулятивные УУД

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

3.Почему именно колокольный звон обостряет чувство любви и тоски по далёкой отчизне?


4.Выпукло и зримо в стихотворении выступает лирический герой. Вот он грустно внимает колокольному звону на чужбине. Звон этот воскрешает в памяти картины далёкой отчизны, и чувства лирического героя меняются: колокольный звон, напомнивший о родине, воспринимается нежно и ласково. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.


5.Какое впечатление вызвало у вас стихотворение?


Представим на время, что мы поэты. Стихотворение собственного сочинения.




Стихотворение собственного сочинения нам выслал ученик 7 класса Амыр Текенов с Республики Алтай школы № 8.










О колоколах России (сообщение ученика).































Колокола.

Колокола – звенящие и колеблющиеся

Звучат, не переставая на земле.

Они несут мир, покой и свет

Это звон Родины – России.


Слышу вас колокола,

Над землёю

Против горя, против зла

Вы со мною.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила любовь

Над Россией.

(Слова в конверте. Здравствуй, Алан! Пишет тебе ученик 7 класса амыр. Учись хорошо, старайся. Отправляю тебе своё стихотворение «Колокола»)


Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в Москве и Новгороде.

Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных"


























Личностные УУД





Письмо с конвертом

(читает сам ученик)










Слайд 3

Познавательные УУД

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формируемые УУД






















Русские композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения.

















Посмотрите на картинку схему устройства колокола. Прочитайте определение колокола. Подумайте «Почему звучит колокол?»







Существует несколько видов колокольного звона. Благовест – созывал верующих к началу богослужения, возвещал благую радостную весть. Это равномерный звон в один самый большой колокол храма. Звон в несколько колоколов, поочерёдно в каждый, тогда благовест назывался «колокольный перезвон». Когда звон в несколько колоколов бывает в три приёма – то это трезвон. Он выражает христианскую радость, звучит в самые торжественные моменты богослужения. Перебор – медленный звон по очереди в каждый колокол по одному разу, начиная с маленького и до большого. Перебор является погребальным звоном и символизирует возрастающую жизнь на земле.




Какие чувства вызывает у вас колокольный звон.





1.Что вы почувствовали, когда звучали колокола?


2.Что же придаёт музыке колокольный звон?









Определения из энциклопедического словаря: «Колокол – это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент».


Поэтическое определение: «Опрокинутая чаша с малиновым звоном».


Современное определение: «Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения».























Слайд 4

Прослушивание двух мелодий.

Коммуникативные УУД


Свет, радость…



Могущество, сила, нежность, монументаль-ность, торжественность, величие, задушевность, уверенность.



Слайд 5

Проблема. Решение проблемы.

ОбщеучебныеУУД.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД









Почему звучит колокол?
























Что значит для России колокол, колокольный звон?





Чему научились? Где эти знания можно применить?


С именем К.К.Романова, стихотворением «Колокола» узнали о культуре русского народа (колокольного звона).


Этап информации о домашнем задании.



Пусть чаще звучит Благовест.

Определение – описание: «Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык», при их взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук».


1.«Правильная форма колокола.

2.Особый сплав материала для изготовления колокола и его «языка».

3.Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам.

4.Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту.

5. Особые случаи.

6.Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны.

7.Звучащие участки стенок колокола.

Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него «правильная» форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны. Колокола делали из металлов, чаще отливали из бронзы, в данный сплав входят металлы медь и олово, металлы обладают свойством, как звон.


Колокол – это символ России, души человека, добра, веры, это наша история. В песнях русских композиторов звучали колокольные звоны, поэты в своих стихах воспевали колокола, волнующие душу.


На уроках химии, истории…








Подготовить одно стихотворение выразительно о Колоколах. Написать эссе «Роль колоколов в жизни русских православных людей»











Слайды 6-7

Коммуникативные УУД






















Этап Рефлексии. Регулятивные УУД







































Учитель: Капчикаева З.В.

2013 год















ИГРА « ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

МБОУ «Сайдысская ООШ»























Учитель Капчикаева З.В.

Дата проведения: 2012 год.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме К. К. Романова "Колокола"

Автор: Капчикаева Зарина Владимировна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока по истокам на тему "Мой родной город" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-istokam-na-tiemu-moi-rodnoi-ghorod"
    ["file_id"] => string(6) "126459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415182189"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ "
    ["seo_title"] => string(102) "formirovaniie-etnokul-turnoi-idientifikatsii-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-lieksichieskoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "139215"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417682414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства