- выявить идейное содержание сказки Г.Х. Андерсона «Соловей»;
- воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя учащихся на урок. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя. Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. | Самооценка готовности к уроку. |
Мотивация | Привлечение внимания учащихся к новой теме | Показ заранее подготовленной презентации, вступительное слово | Прослушивание фрагмента датского марша, прослушивание слов учителя | Новое знание некотороых биографических сведений о Г.Х. Андерсоне |
Актуализация | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Проведение викторины на знание сказок Г.Х. Андерсона (показ презентации), слово учителя | Формируют умения сопоставлять разные произведения. Формируют умения строить монологическую речь. | Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. Умение ставить себя в позицию «слушатель |
Постановка проблемы | Проговаривание темы и цели урока | Какую цель поставим перед собой?( Учитель побуждает к формулированию цели, задач). Как сформулируем тему урока? | Поиск ответа, высказывание предположений. | Умение использовать аналитический метод познания. Самостоятельное определение темы и цели урока « Анализ сказки «Соловей» Г.Х. Андерсона». |
Первичное восприятие | Выявление первичного читательского восприятия | Дома учащиеся прочитали сказку Г.Х. Андерсона «Соловей». Учитель просит учеников высказать свое мнение о прочитанном. Для этого составляем синквейн. Учитель напоминает учащимся правила составления синквейна (5 ступеней). | Обоснование ответа. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза. Составление синквейна. | Осознание практической важности изучаемых приёмов анализа текста. |
Анализ текста сказки. | Закрепить полученные знания. (навыки анализа текста) | Сопоставление двух миров: мира императора и мира соловья. - Где происходит действие сказки? -Найдите в сказке описание императорского дворца. -Как вы думаете, какой человек мог построить такой дворец? -А какой на самом деле император? (составление кластера, готовые шаблоны лежат на парте перед каждым учащимся, им нужно заполнить пробелы). Мы выяснили, где живет император. Давайте теперь выясним, где живет соловей. Найдите цитаты, характеризующие мир соловья. Сравните два мира, для этого составим таблицу. Пока учащиеся составляют таблицу, один ученик у доски составляет путь придворных, по которому те искали соловья по приказу императора(индивидуальное задание). Просим учащихся сделать вывод, основываясь на данных таблицы и маршрутного листа, по которому придворные искали соловья. - Почему придворные и император не знали, что соловей существует, где он живет и как выглядит?9 Миры, в которых живут придворные и соловей, совершенно разные и никогда не пересекаются. Мир императора- красивый, но ненастоящий, искусственный, то есть бездуховный. Мир соловья – это мир подлинной красоты и настоящего искусства, то есть одухотворенный). | Создание связного устного текста. Составление сравни тельной таблицы. Работа с текстом, подбор цитат. Выдвижение предположение, обоснование своего мнения. | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. |
Император силой пытался заставить соловья служить ему,но вольный певец не может жить в «золотой клетке». Однажды в подарок императору прислали чудесную игрушку – золотого соловья, который пел «по заказу». Теперь все внимание императора и придворных обращено на это произведение умелого мастера. Давайте сравним двух соловьев Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа будет сравнивать соловьев по определенному параметру. Затем все результаты сравнения мы внесем в таблицу.(бланки таблицы лежат на столах перед каждым учащимся). 1 группа. Подбираем цитаты, в которых содержится характеристика внешности соловьев. 2 группа. Подбираем цитаты, в которых отражена манера исполнения песен соловьями. Группа. Найдите цитаты, которые указывают на то, как пение соловьев влияло на людей Группа. Найдите отрывки, в которых говорится о том, кто чаще слушает того или иного соловья. Группа. Какую пользу приносит пение соловьев? На основе проделанной работы (прослушанных выступлений каждой группы и составленной таблицы) делаем с учащимися вывод. Пение какого соловья представляет собой истинное искусство и почему? ( соловей-игрушка очень красив, но его пение лишь жалкое подобие пения настоящего соловья, он поет «по заказу», в его пении нет души. Настоящий соловей внешне некрасив, но его пение – это настоящее искусство, которое способно на чудеса. | Работают в группе, выстраивают ответ, отстаивают свою позицию, работают с текстом, подбирают цитаты. Как итог работы – таблица со сравнительной характеристикой соловьев. | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. Умение слушать других и толерантно относится к чужому мнению. |
3. Главное испытание- испытание смертью. Император тяжело заболел. Все придворные уже отвернулись от него и служат новому императору, даже искусственный соловей не может развлечь умирающего императора, т.к. нет слуг, которые завели бы соловья. -Как вы думаете, почему император остался в полном одиночестве? (придворные по-настоящему не любили императора, они только служили ему, потому что император был очень жестоким человеком.) Настоящий соловей не остался равнодушным, он прилетает к окну императора и своим пением прогоняет смерть. А сам император понимает, как был не прав , когда пытался силой и жестокостью заставить людей и соловья служить себе, теперь он искренне раскаивается в своих поступках. Так в чем же сила истинного искусства? (Настоящее или истинное искусство способно на многое, оно может изменить человека в лучшую сторону, помочь ему понять свои ошибки и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Также в некоторых случаях настоящее искусство может даже победить саму смерть.) | Обоснование ответа. Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно логического мышления и произвольного внимания на основе анализа и синтеза | Учатся логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; Обоснование собственной позиции. |
Домашнее задание. | Развитие навыков логического мышления. | Одно задание на выбор (разноуровневое задание) Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки «Соловей» Г.Х. Андерсона Сочинить сказку или стихотворение про соловья. Ответить на проблемный вопрос: «Почему сказка заканчивается словами «Здравствуйте»?» | | |