Просмотр содержимого документа
«Уроки по рассказу Л. Н. Толстого "После бала"»
Л. Н. Толстой. «После бала»
Уроки литературы в 8 классе
Цель и задачи урока
Цель урока:
Выявить, при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несёт ответственность за всё происходящее вокруг.
Задачи урока:
обучающие:
1) расширить представление учащихся о творчестве Л. Н. Толстого;
2) показать перекличку двух эпох в рассказе (времени Николая I и современной автору эпохи), обусловливающую постановку философских, нравственных, социальных проблем;
3) углубить понятие о композиции художественного произведения, антитезе как способе его построения;
4) провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата;
5) формировать у учащихся умение определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристик персонажей произведения для постижения его идейно-художественного смысла;
6) обратить внимание на форму «рассказа в рассказе» как художественную особенность «После бала»;
7) увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;
8) раскрыть его гуманистический пафос.
Развивающие:
1) развивать навыки анализа текста рассказа «После бала»;
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысления устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) развивать коммуникативные компетенции.
Воспитывающие:
1) воспитывать гармоничную и духовную личность (воспитывать чувство ответственности за свои поступки и поступки окружающих, гуманизм, человечность, сопереживание) ;
2) воспитывать интерес к предмету.
60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и всё; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература Историческое значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением… Не зная Толстого - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М. Горький. История русской культуры.
Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого. 1884
Вопросы
Что вы можете сказать о личности
Л. Н. Толстого на основе услышанного?
Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?
О чём вы задумались, прочитав это
произведение?
Обложка книги работы
Б. М. Кустодиева
Жанр произведения
Рассказ – малая форма эпической прозаической литературы. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объёмные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя.
Из дневника Л. Н. Толстого 1903 года
« 18 июня 1903. Ясная Поляна. …весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника - поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. […] .
9 августа. Ясная Поляна. […] Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно. […]
20 августа. Ясная Поляна. […] «А вы говорите» недурно».
Лев Толстой в Ясной Поляне (1908). Фотографический портрет работы
С. М. Прокудина-Горского
Жизненные источники рассказа
«Варвара Андреевна Корейш … была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и её, и её отца. Чувство Сергея Николаевича [брата Л. Н. Толстого] к девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот стал известен Льву Николаевичу, который через пятьдесят с лишним лет (в 1903 году) воспользовался им для своего рассказа ,, После бала ,, ».
Н. Н. Гусев. Лев Николаевич Толстой.
Сергей Николаевич Толстой *
* С. Н. Толстой – прототип Ивана Васильевича
В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Л. Н. Толстого, был казнён солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л. Н. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тягостное впечатление.
«Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправления состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей».
Л. Н. Толстой.
Есть основание думать, что источником рассказа была и жизнь отца Л. Н. Толстого. Участник Отечественной войны, он вышел в отставку, потому что не считал для себя возможным служить. Даже все друзья его были люди такие же свободные, не служащие.
«Отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, весёлого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства увеличивало мою любовь, моё восхищение перед ним».
Л. Н. Толстой. Воспоминания.
Проблема урока
Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии солдата. В 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против наказания - «прогнания сквозь строй». Но рассказ «После бала» выходит за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит гуманистические проблемы: долг, совесть, гуманность, милосердие.
Как показывает Л. Н. Толстой эти проблемы?
С помощью каких художественных приёмов и средств достигает выражения этих проблем?
Каковы основные мотивы рассказа?
«Прогнание сквозь строй»
Крепостное право ещё не отменили, в рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй»: под барабанную дробь несчастного тащили между рядов солдат и каждый был обязан ударить палкой или ружейным шомполом. ( Шомпол – стержень для чистки и смазки ствола ружья или, в старину, для забивания заряда в ружьях, заряжаемых с дула. Дать шомполов – наказать, нанося удары такими стержнями по голому телу.) Человека нередко забивали насмерть. Юный Л. Толстой жил в те годы в Казани, в аристократической семье своих родственников, учился в Казанском университете. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин» (статья была запрещена в России).
«Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и Николае.
… недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. […] У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. […]
Он рассказал о том, как водят несчастного взад и вперёд между рядами, как тянется и падает забиваемый человек на штыки, как сначала видны кровяные рубцы, как они перекрещиваются, как понемногу рубцы сливаются, выступает и брызжет кровь, как клочьями летит окровавленное мясо, как оголяются кости, как сначала ещё кричит несчастный и как потом только охает глухо с каждым шагом и с каждым ударом, как потом затихает и как доктор … подходит и щупает пульс, оглядывает и решает, можно ли ещё бить человека или надо погодить и отложить до другого раза, когда заживёт, чтобы можно было начать мученье сначала и додать то количество ударов, которое какие-то звери, с Палкиным во главе, решили , что надо дать ему…»
Л. Н. Толстой. Николай Палкин. 1886.
Экзекуция
Экзекýция (лат. executio) - исполнение. 1) Исполнение приговора (о смертной казни или телесных наказаниях); 2) телесное наказание.
Экзекуция - наказание, распространённое в I половине XIX века в армии во время царствования Николая I .
Шпицру́тен (нем. Spießrutenlaufen, Spiess — копье, пика и Rute — хлыст) - длинный гибкий древесный прут или палка для телесных наказаний в XVII-XIX веках.
Николай I
Словарная работа
Граци о зная – изящная.
Инох о дец – лошадь, которая бежит иноходью – сначала выносит обе правые, затем обе левые ноги.
Дагеррот и пный – старинная фотография, выполненная на металлической пластинке.
Камерг е р – почётное придворное звание.
П ю совый – тёмно-коричневый.
Феронь е рка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.
Елизавета (старинное произношение Елисавета ) Петровна – русская царица (1709-1761).
Х о ры – открытая галерея, балкон в верхней части зала.
Атл а сный – сделанный из атл а са - шёлковой гладкой блестящей ткани.
Качество – двое молодых людей задумывали названия предметов или качества характера (гордость, нежность и т. д.) – каждый своё. Девушка должна была отгадать задуманное. Тот, качество которого было угадано, становился в пару. Точно так же избирали себе дам кавалеры.
Эпол е ты – парадные офицерские погоны.
Портуп е я – ременная перевязь, перекинутая через плечо, для ношения холодного оружия.
Штр и пка – тесьма, пришитая к концу брюк и охватывающая ступню под башмаком.
Оп о йковые сапоги – сапоги из опойка – тонкой кожи, выделанной из шкуры молодых телят.
Кандидатский экзамен – здесь: экзамен на степень кандидата, присуждавшуюся выпускникам университета.
Девический институт (институт благородных девиц) - закрытое учебно-воспитательное учреждение для дочерей дворян.
Ломов ы е - ломовые извозчики (занимавшиеся перевозкой тяжестей).
Композиция рассказа
Отдельные эпизоды, зарисовки, штрихи сливаются в единое художественное целое.
Каждое произведение, в зависимости от его идеи, темы, задач, которые ставит перед собой писатель, строится по-своему, создаётся по определённым законам композиции.
Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) - построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий.
В чём особенность построения рассказа «После бала»?
Выделите основные части рассказа. Найдите в тексте границы каждой части.
Композиция рассказа
После бала
Бал
Вступление
Заключение
Этот композиционный приём называется …
Анализ рассказа
- Зачитаем начало рассказа.
- Кто является рассказчиком? Кто они?
О чём беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков
предмет их разговора?
Как Иван Васильевич проводил время в студенческие годы?
Прочитайте.
- Что Ивану Васильевичу особенно нравилось в Вареньке?
Как выглядела Варенька на балу?
Найдите в тексте описание отца (портрет) Вареньки.
- Какое чувство испытал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу?
- Как к Ивану Васильевичу относились родители Вареньки?
Как чувствовал себя Иван Васильевич на балу?
Чем объяснить, что на балу всё окружающее Иван Васильевич воспринимает с «восторженно-нежным чувством»?
Язык рассказа
На балу
Место действия
После бала
Цветовая гамма
Звуки
Отец Вареньки
Татарин
Эмоциональное состояние героя
Словесное рисование
Прочитаем в лицах эпизод «Иван Васильевич и Варенька на балу».
Работа в группах. Передайте в цвете (просто цветовая гамма) или в рисунке свои ощущения, впечатления от эпизода.
Прокомментируйте свой рисунок, используя текст.
Иллюстрации к рассказу
Покажи на иллюстрации:
эполеты
портупею
штрипки
опойковые
сапоги
Бал. Художник В. Гильберт
Бал. Художник И. Пчёлко
Анализ рассказа
В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем
надругательства над человеком?
Какой образ-символ соединяет два мира, нарисованных
Л. Н. Толстым?
Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.
- Найдите описание (портрет) татарина.
За что подвергли татарина такому жестокому наказанию?
Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.
- Как характеризуют полковника его поведение на балу и после бала? Сравните цитаты.
1. «Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. ... С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне …»
2. «Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. …
Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
- Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь?
И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
- Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина?
Словесное рисование
Для того чтобы усилить наши эмоциональные впечатления,
Работа в группах. Передайте в цвете (просто цветовая гамма) или в рисунке свои ощущения, впечатления от эпизода.
Прокомментируйте свой рисунок, используя текст.
Повторим теорию
В чём особенность построения рассказа?
Как называется этот приём? Дайте определение.
Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приёмом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а всё произведение. Антитеза помогает писателю создать напряжённую эмоциональную атмосферу и показать перелом в душе героя.
- Где в рассказе использована антитеза?
- С какой целью Л. Н. Толстой использует в рассказе контрастное изображение?
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с
татарином?
Почему прошла любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершённому её отцом?
Как вы думаете, почему полковник, любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? «Плохой» ли человек полковник? Поработаем следующим образом: первый вариант защищает полковника, второй – осуждает его. Третий - делает выводы. В чём корень этих противоречий, по мнению
Л. Н. Толстого?
О чём случай с солдатом заставил задуматься Ивана
Васильевича?
Какова роль высказывания Ивана Васильевича в начале рассказа
о том, что случай порой меняет всю жизнь человека?
Какова же идея произведения?
Работа в группах
- Разделимся на две группы, первая группа читает черновой вариант концовки, комментирует его, вторая группа читает окончательный вариант концовки, объясняет, почему автор выбрал именно этот вариант.
- Сравните одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? (См. следующий слайд.)
Черновой вариант
Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали, что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
Тайна названия рассказа
- Известно, что Л. Н. Толстой неоднократно менял название рассказа
1. «Рассказ о бале и сквозь строй»;
2. «Дочь и отец»;
3. «Отец и дочь»;
3. «А вы говорите…».
Сравните окончательное название с первоначальными вариантами.
Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой остановился на «После бала»?
Отражает ли заглавие «После бала» особенности композиции этого произведения? Обоснуйте свой ответ.
Вывод
Значение рассказа огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Л. Н. Толстой вспомнил случай, происшедший в далёкие годы юности и положил его в основу рассказа. Пером писателя водило стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.
«Нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».
Л. Толстой
Лев Николаевич Толстой. Ясная Поляна. 1903
Итог уроков
Заполните таблицу:
Новое
Что поразило
Тест
1. Определите завязку в рассказе.
А. Описание бала.
Б. Иван Васильевич рассказывает о том, что когда-то он был влюблён, но внезапно жизнь его полностью переменилась.
В. Сцена наказания татарина.
Г. Иван Васильевич сам себе обещает никогда не служить в армии и говорит, что любовь его к Вареньке прошла.
2. Какую цветовую гамму выбрал Л. Толстой для описания бала?
А. Голубой и розовый цвета.
Б. Белый и зелёный цвета.
В. Розовый и белый цвета.
Г. Красный и белый цвета.
Д. Красный и чёрный цвета.
Е. Чёрный и белый цвета.
Ж. Красный и жёлтый цвета.
З. Чёрный и жёлтый цвета.
3. Какие человеческие качества продемонстрировал отец Вареньки во время прогона татарина через строй?
А. Мягкость
Б. Жестокость.
В. Силу воли.
Г. Грубость.
Д. Эгоизм.
Е. Трусость.
Ж. Элегантность.
З. Тактичность.
4. Какие чувства по отношению к отцу Вареньки переполняло Ивана Васильевича на балу?
А. Восторг.
Б. Уважение.
В. Сострадание.
Г. Жалость.
Д. Отвращение.
Е. Никаких.
5. Определите кульминацию в рассказе.
А. Описание бала.
Б. Описание чувств Ивана Васильевича по отношению к Вареньке и её отцу на балу.
В. Иван Васильевич рассказывает о том, что когда-то он был влюблён, но внезапно жизнь его полностью переменилась.
Г. Сцена наказания татарина, которым руководит отец Вареньки.
Д. Иван Васильевич сам себе обещает никогда не служить в армии и говорит, что любовь его к Вареньке прошла.
6. Какую цветовую гамму выбрал Л. Толстой для описания наказания татарина?
А. Голубой и розовый цвета.
Б. Белый и зелёный цвета.
В. Розовый и белый цвета.
Г. Красный и белый цвета.
Д. Белый и жёлтый цвета.
Е. Белый и сиреневый цвета.
Ж. Красный и чёрный цвета.
З. Чёрный и белый цвета.
И. Красный и жёлтый цвета.
К. Чёрный и жёлтый цвета.
Л. Чёрный и сиреневый цвета.
М. Оранжевый и синий цвета.
7. Почему Иван Васильевич решил никогда не служить в армии?
А. Ему не нравилось чувствовать себя подчинённым кому-то.
Б. Он был противником строгого распорядка в жизни.
В. Из-за того, что в армии господствовали жестокие беспорядки и бесчеловечное отношение к людям.
Г. Служба в армии не соответствовала представлениям Ивана Васильевича о тихой семейной жизни.
8. Какие чувства по отношению к отцу Вареньки испытывал Иван Васильевич, глядя на наказание татарина?
А. Восторг.
Б. Уважение.
В. Сострадание.
Г. Жалость.
Д. Отвращение.
Е. Никаких.
9. Определите развязку в рассказе.
А. Описание бала и чувств Ивана Васильевича к Вареньке и её отцу.
Б. Иван Васильевич рассказывает о том, что когда-то он был влюблён, но внезапно жизнь его полностью переменилась.
В. Сцена наказания татарина, которым руководит отец Вареньки.
Г. Иван Васильевич сам себе обещает никогда не служить в армии и говорит, что любовь его к Вареньке прошла.
10. Какие человеческие качества продемонстрировал отец Вареньки на балу?
А. Мягкость
Б. Жестокость.
В. Силу воли.
Г. Грубость.
Д. Эгоизм.
Е. Трусость.
Ж. Элегантность.
З. Тактичность.
И. Лёгкость.
11. Почему прошла любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
А. Он не мог любить девушку, отец которой жесток.
Б. Иван Васильевич встретил другую девушку.
В. Иван Васильевич решил, что никогда не женится.
Г. Иван Васильевич после сцены наказания татарина боялся отца Вареньки.
Д. Иван Васильевич занялся своими финансовыми делами, поэтому ему было не до любви.
12. Как характеризует рассказчика его реакция на встречу с отцом Вареньки утром после бала?
А. Как человека слабого, слишком эмоционального, не способного перенести спокойно проявление жестокости.
Б. Как человека гуманного, которому чужды любые проявления жестокости и насилия.
В. Как человека непорядочного, бросившего любимую девушку из-за того, что её отец оказался жестоким человеком.
Г. Как человека ранимого, чувствительного и трусливого, испугавшегося перспективы породниться с жестоким отцом своей невесты.
Д. Как человека наивного, не понимающего, что иногда жизнь требует от людей подчиняться обстоятельствам и проявлять определённую жестокость.
Проверим тест
1. Определите завязку в рассказе.
Б. Иван Васильевич рассказывает о том, что когда-то он был влюблён, но внезапно жизнь его полностью переменилась.
2. Какую цветовую гамму выбрал Л. Толстой для описания бала?
В. Розовый и белый цвета.
3. Какие человеческие качества продемонстрировал отец Вареньки во время прогона татарина через строй?
Б. Жестокость.
Г. Грубость.
4. Какие чувства по отношению к отцу Вареньки переполняло Ивана Васильевича на балу?
А. Восторг.
5. Определите кульминацию в рассказе.
Г. Сцена наказания татарина, которым руководит отец Вареньки.
6. Какую цветовую гамму выбрал Л. Толстой для описания наказания татарина?
Г. Красный и белый цвета.
Ж. Красный и чёрный цвета.
З. Чёрный и белый цвета.
7. Почему Иван Васильевич решил никогда не служить в армии?
В. Из-за того, что в армии господствовали жестокие беспорядки и бесчеловечное отношение к людям.
8. Какие чувства по отношению к отцу Вареньки испытывал Иван Васильевич, глядя на наказание татарина?
Д. Отвращение.
9. Определите развязку в рассказе.
Г. Иван Васильевич сам себе обещает никогда не служить в армии и говорит, что любовь его к Вареньке прошла.
10. Какие человеческие качества продемонстрировал отец Вареньки на балу?
А. Мягкость
Ж. Элегантность.
З. Тактичность.
И. Лёгкость.
11. Почему прошла любовь Ивана Васильевича к Вареньке?
А. Он не мог любить девушку, отец которой жесток.
12. Как характеризует рассказчика его реакция на встречу с отцом Вареньки утром после бала?
Б. Как человека гуманного, которому чужды любые проявления жестокости и насилия.
Ответы: 1Б, 2В, 3БГ (или Б), 4А, 5Г, 6ГЖЗ (или Ж), 7В, 8Д, 9Г, 10АЖЗИ (или А), 11А, 12Б.
Домашнее задание
План рассказа (на черновике).
Заполнить таблицу «Язык рассказа».
С. 85-56 прочит. (Статья «Контраст как композиционный приём») и с. 86-88 («Статья «Время и пространство в художественном тексте»).
Интернет-ресурсы
http://www.epwr.ru/quotauthor/362/1.jpg - Лев Толстой в Ясной Поляне (1908). Фотографический портрет работы С. М. Прокудина-Горского (20.03.2015)
http://www.rt-online.ru/images/2013/09/ser-509.jpg - С. Н. Толстой (29.03.2015)
http://www.artseasy.com/BigImg/Old%20Master%20B/Boris%20Kustodiev/Boris%20Kustodiev023.jpg – Обложка книги «После бала» работы Б. М. Кустодиева (29.03.2015)
http://www.aurea-art.ru/content/image/44.jpg - Н. Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого (29.03.2015)
http://fpvestnik.ru/wp-content/uploads/ImperRjman_40-221x300.jpg - Портрет Николая I (29.03.2015)
http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/b046c5e1-6be2-45df-a453-ca817602e19a/[LI8RK_8-02]_[IL_01]-k.jpg – Иллюстрация к рассказу. Художник И. Пчёлко (1.04.2015)
http://festival.1september.ru/articles/563584/img4.jpg - Бал. Художник И. Пчёлко (1.04.2015)
http://festival.1september.ru/articles/563584/img4.jpg - Бал. Художник В. Гильберт (1.04.2015)
Использованная литература
Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 32. – М., 1952.
Беленький, Г. И. Родная литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса. – М.: Просвещение, 1977. – С.226, 236-239.
Смолякова, Н. В. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Издат-школа 2000», 2001. – С. 62-67.
Шашкевич, Н. В. Литература. Тестовые задания. 8 класс. – М.: «Издат-Школа 2000», 2002. – С. 61-63.