kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по литературе в 7-8 кл "Уроки Маленького принца" ( по сказке Антуана де Сент- Экзюпери )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок с презентацией  поможет ученикам разобраться в философском смысле сказки "Маленький принц",Мудрые афоризмы сказки навсегда запомнятся детям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внекл чтен Маленький принц»








Урок внеклассного чтения по литературе на тему:

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки для учащихся

8 класса)



Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ

Карачевского района Брянской области

Анохина Галина Петровна








Карачев

2017 год

Урок внеклассного чтения в 8 классе по творчеству

французского писателя А. де Сент – Экзюпери.

«Уроки Маленького Принца»

(философский смысл сказки)


Цели урока:

1.Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.

2.Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький Принц».

3.Показать ироническое изображение низменных чувств.

4.Подвести детей к тому выводу, что человек несет ответственность за всех ,кого приручил.

5.Воспитывать у учащихся бережное отношение не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах.


Оборудование урока:

1.Оформленная доска (живая роза, планеты-астероиды, мудрые высказывания).

2.Использование технических средств обучения (диски, слайды).

3.Рисунки к сказке.

4.Музыкальное оформление.


Предварительная подготовка к уроку:

1.Чтение сказки «Маленький Принц».

2.Ознакомление с биографией писателя.

3.Словарная работа (выписать из литературного словаря определение слов: СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА).

4.Найти и выписать в тетрадь мудрые изречения по сказке.




Ход урока


1.Фон звездного неба с космической музыкой (слайд № 1).

2. Проблемный вопрос урока (уч-ся сами путем анализа определяют тему урока по наводящим вопросам учителя).

-Ребята, у нас сегодня пройдёт урок внеклассного чтения по литературе, и я предлагаю вам самим определить тему нашего урока по наводящим вопросам:

-Вы прочитали сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

-Дома вам необходимо было поработать с такими литературными терминами, как СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА.

-Вы должны были выписать мудрые изречения из этой сказки.

-Так как же мы определим тему урока? (Да, философский смысл сказки).

3. Тема урока внеклассного чтения – «Уроки Маленького Принца» (по

одноименной сказке А. де Сент-Экзюпери « Маленький Принц»).

4. Слайд № 2 – портрет французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

5. Объяснение целей урока ( см. выше).

-А сейчас вы прослушаете песню в исполнении Т. Дорониной « Опустела без тебя Земля» о знаменитом французском лётчике (звучит песня).

-Как вы думаете, кому она посвящена? Действительно, этому писателю , о котором сегодня на уроке у нас пойдёт речь.

6.Беседа учителя о самом писателе А. де Сент – Экзюпери : он был летчиком и погиб в воздушном бою с фашистами в годы Великой Отечественной войны, защищая свою землю от врагов. Писатель оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Навсегда вошли в историю французской литературы его произведения: «Планета людей», «Военный летчик», «Южный почтовой» и , конечно же, философская сказка «Маленький Принц».

«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый, - писал Экзюпери. – Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – нибудь страны» .

В творчестве писателя нет, пожалуй, книги, где бы он не вспомнил о своем детстве. Смотреть глазами ребенка на окружающий мир – это качество было присуще и маленькому мальчику, и писателю Экзюпери.

7. На экране слайд с фотографиями писателя (идет представление писателя учениками).

8.Беседа учителя по сказке «Маленький Принц».

-«Маленький Принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную минуту (его самолёт потерпел аварию над пустыней) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.

-А теперь вернёмся немного к Библейским Истинам. Скажите, когда рождается человек, кто его всю жизнь охраняет и опекает? (Ангел- Хранитель)-Как он выглядит на картинках? (с крыльями).

-А вы обратили внимание на то, что Экзюпери не даёт конкретного описания Маленького Принца, а просто сказано: «Стоит необыкновенный какой-то мальчик». Или: «Это какое-то необыкновенное явление, да и говорит он тоненьким голоском, точно Ангелочек». И представлен он с крылышками.

Слайд 4. Ангелочек – Маленький Принц.

-Сделаем вывод: Маленький Принц – это Ангел – Хранитель лётчика в знойной пустыне, приведший его к живоносному источнику – к колодцу с водой.

И вот Маленький Принц начинает раскрывать истины этому земному человеку.

Вопросник:

-Зачем, по – вашему, Маленький Принц отправлен был автором на разные планеты?(С целью найти истину и смысл жизни, а также для того, чтобы мы, читатели, посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга).

-Итак, давайте расскажем о самом Маленьком Принце: кто он, откуда прибыл, какова цель его путешествия (идёт рассказ учеников).

-Давайте поработаем с текстом. Найдите то место, когда Маленький Принц познакомился с таинственной гостьей на своей маленькой планете ( идет выразительное чтение по ролям).

-Как ведет себя роза? (Кокетливо, переводит разговор на себя)

Вывод:

Она вела себя так, чтобы привлечь внимание того, кого она полюбила – Маленького Принца.

-Почему она не призналась в любви Маленькому Принцу? (Это очень гордый цветок).

- Как реагировал Маленький Принц на ее капризы? (Он привязался к ней, выполнял все её требования, поливал каждый день, на ночь накрывал колпаком).

-Почему же он покидает свою планету? (Он ещё не умеет любить. А если человек не способен ответить на любовь, то он просто бежит от неё).

-Маленький Принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие именно? (Нет названия. Они очень маленькие. На каждой из них живёт один человек – взрослый).

-Жители этих планет имеют положительные или отрицательные качества? (Отрицательные).

-Да, действительно, и каждая черта явно преувеличена.

-Как называется литературный прием, очень преувеличивающий различные ситуации? (гипербола).

-Давайте назовем эти планеты.(Король, Честолюбивец, Пьяница, Деловой человек Фонарщик, Географ).

-Что же увидел наш герой во время своего странствия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты.

Слайд № 5.

Астероид № 325. Планета Короля.

Опорные слова: астероид, подданный, искушение, авторитарный

(Идет рассказ учеников о планете, о Короле, который любил властвовать)

Вопросник:

-Какая черта определяет характер Короля? (Властолюбие).

-Почему Маленький Принц не согласился стать министром на этой планете? (Не стремится к власти).

-Почему же он не сразу покинул эту планету? (Ждал, когда Король опомнится и изменится).

-Как мы с вами назовем эту планету, где очень любят власть? (Властолюбие).

-Какие афоризмы вы выписали в тетрадь? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).

-Что они обозначают?

-А в нашей жизни им есть место?

-Как вы назовете эту планету? (Властолюбие).


Слайд № 6.

Астероид – 326. Планета Честолюбца.

Опорные слова: честолюбец, тщеславие

( Идет беседа по этой планете).

-Что Честолюбец делает на своей планете? (Раскланивается перед зеркалом и снимает шляпу).

-О чем он в этот момент думает и размышляет? (Я самый лучший и совершенный).

-А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать? (Эгоисты).

-Какие афоризмы вы выписали себе в тетрадь? (Тщеславные люди глухи ко всему).

-Как вы назовете его планету? (Честолюбие).




Слайд №7.

Астероид – 327. Планета пьяницы.

Опорные слова: деградация, совесть

(Идет беседа с учениками).

-Почему Маленький Принц пожалел пьяницу? (Пьяница не мог найти в себе силы избавиться от пьянства. Он безвольный).

-Какие афоризмы вы выписали в свою тетрадь? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).

-Как вы назовете его планету? (Пьянство).


Слайд 8.

Астероид – 328. Планета Делового человека.

Опорные слова: деловой, делец, польза

Вопросник:

-Чем занят Деловой человек? (Он пытается красоту планеты превратить в богатство, не замечает ничего вокруг себя, превращается в дельца).

-Что является самым главным в его жизни? (Нажива).

-Какие художественные средства здесь использует автор?

(карикатурность, гротеск).

-Как мы назовем его планету? (Жадность).


Слайд №9.

Астероид – 329. Планета фонарщика.

Опорные слова: фанатизм

Вопросник:

-Что можно сказать о Фонарщике? (Он трудолюбив, но нет никому пользы от его труда, т.е. это бездушный робот).

-Есть ли польза от его труда? (Нет).

-Но какое качество ему присуще? (Борется с тьмой).

-Как вы назовете его планету? (Фанатизм).


Слайд №10.

Астероид – 330. Планета Географа.

Опорные слова: формалист, репутация


Вопросник:

-Работа Географа полезна кому – нибудь? (Нет).

-Есть ли у него настоящие знания? ( У него знания формальные, его не интересует конкретная жизнь).

- Как мы назовем его планету? (Невежество).


Беседа учителя – обобщение по Планетам:

-Итак, Маленький Принц, путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Они «нищие духом». Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи. Никто не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, Спасителя.


Путешествие по планете Земля


-Странствие Маленького Принца – это поиск праведных людей. И тут он вспоминает о планете Земля. О чем он думает перед последним путешествием на Землю, говоря, что у Земли – неплохая репутация. ( С Землёй связана последняя надежда найти правильных людей).

-Почему, оказавшись в пустыне, на Земле, он спешит на гору? ( Гора – символ спасения. Он говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей»).

-И вот он увидел единственного человека в пустыне, летчика. Удивительно то , что они узнали друг друга:

« Человек удивился тоненькому голоску, протер глаза. Нет, это не сон!

- Как, ты упал с неба?

-Значит, ты тоже упал с неба?- повторил Маленький Принц. А летчик подумал: «Так вот в чем разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»

-В чем эта разгадка? ( Сомнений нет, перед ним тот, кто не оставит человека в страшные минуты).

-Похож ли летчик на других героев? (Нет, он общителен, бескорыстен, заботлив. В его душе сохранились доброта, человечность, милосердие).

-Услышал ли Маленький принц мольбу о помощи на Земле? ( Впервые за своё путешествие Маленький Принц услышал мольбу о помощи и поспешил на зов).

Итак, только на Земле оправдались надежды Маленького Принца. Человек с планеты Земля по-настоящему сомневается, ищет, просит. Его не покинула вера.

-Кто на Земле научил мудрости Маленького принца?


Работа с текстом:

-Давайте найдем диалог Маленького принца с Лисом.

-Итак, каждая встреча на Земле несет Маленькому Принцу что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.

-Что же узнает Маленький Принц мудрого от животных? (См. записи на доске).

Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».

Цветок: «У людей нет корней».

Лис: «Зорко одно лишь сердце».

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

-Объясните, как вы поняли мудрость живого мира?

-Что означает «любить» для Лиса? (Жить воспоминаниями о Маленьком Принце, в окружающем мире видеть его черты).

-А что же, человек не знает этих истин?

-Почему Маленький Принц принимает решение уйти с Земли? (Возвращается к Розе, которую приручил первой).

-А сейчас зачитаем прощание Маленького Принца с лётчиком (выразительное прочтение текста сказки).


























Заключительная часть урока:

1. На фоне звездной музыки читаем о том, как неожиданно ушел Маленький Принц.

2.Ученик читает наизусть стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»

3. Вопросы учителя:

-Символом чего в сказке становятся звезды? (Символом надежды, радости, встречи).

-Как бы вы назвали планету Земля? ( Любовь. С появлением Розы Маленький Принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать планетой МУДРОСТИ).

-На какого читателя рассчитана сказка? (Не на детей, на взрослых и подростков. Для тех, кто, как и Маленький Принц, видел в жизни уже пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня МУДРОСТЬ живой природы).

-Итак, в конце урока мы должны сделать вывод по сказке: эта философская сказка нужна нам, людям. Нам нужен Маленький Принц со своими раскрытыми истинами, со своими нравственными уроками. И я надеюсь, ребята, что, когда вы вырастите, вы не забудете заветов мудрого Лиса. Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней, обречен на гибель. Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь ещё раз эту замечательную сказку, вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенчиками звёзд. И если вас когда-нибудь будет терзать какое-то сомнение, дождитесь вечера, выйдите на улицу и вглядитесь в звёздное небо – там вы найдёте ответ…


Последний этап урока

Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».

Использованная литература

1. Стихотворение В. Маяковского « Послушайте!» заимствовано из книги «Сочинения в двух томах», том первый, редакторы Е. Дворецкая, Т, Лодяная, Москва, издательство « Правда», 1987 г.


2. Материал к уроку из практического пособия «Уроки внеклассного чтения для 5-9 классов», сост. М.И.Картавцева, Воронеж, 2003 г.


3. Журнал «Уроки литературы» №2-2000/ приложение к журналу

«Литература в школе» №6, главный редактор Н.Л.Крупина, учредитель

ООО «Редакция журнала «Уроки литературы», Москва, 2000 г.





Просмотр содержимого презентации
«маленький принц»

Урок внеклассного чтения по литературе на тему:  «Уроки Маленького принца»  (философский смысл сказки для учащихся  8 класса)     Автор-составитель:  учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ  Карачевского района Брянской области  Анохина Галина Петровна   1.Слайды к уроку из сети Интернет, источник заимствования не известен. 2.Песня в исполнении Т. Дорониной «Опустела без тебя Земля», источник заимствования не известен.

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: «Уроки Маленького принца» (философский смысл сказки для учащихся 8 класса)   Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ Карачевского района Брянской области Анохина Галина Петровна

1.Слайды к уроку из сети Интернет, источник заимствования не известен.

2.Песня в исполнении Т. Дорониной «Опустела без тебя Земля», источник заимствования не известен.

Антуан  де Сент-Экзюпери   Маленький принц

Антуан де Сент-Экзюпери

Маленький принц

«Ищите меня в том, что я пишу»  Антуан де Сент-Экзюпери   «Я писал, чтобы сказать моему поколению:  Вы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля»  Антуан де Сент-Экзюпери

«Ищите меня в том, что я пишу» Антуан де Сент-Экзюпери «Я писал, чтобы сказать моему поколению: Вы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» Антуан де Сент-Экзюпери

АСТЕРОИД – 325  Планета Короля    Опорные слова:  астероид  подданные  искушение

АСТЕРОИД – 325 Планета Короля Опорные слова: астероид подданные искушение

АСТЕРОИД – 326  Планета Честолюбца    Опорные слова:  честолюбец  тщеславие

АСТЕРОИД – 326 Планета Честолюбца Опорные слова: честолюбец тщеславие

АСТЕРОИД – 327  Планета Пьяницы    Опорные слова:  деградация  совесть

АСТЕРОИД – 327 Планета Пьяницы Опорные слова: деградация совесть

АСТЕРОИД – 328  Планета Делового человека      Опорные слова:  деловой  делец  польза

АСТЕРОИД – 328 Планета Делового человека Опорные слова: деловой делец польза

АСТЕРОИД – 329  Планета Фонарщика     Опорные слова:  фанатизм

АСТЕРОИД – 329 Планета Фонарщика Опорные слова: фанатизм

АСТЕРОИД – 330  Планета Географа    Опорные слова:  формалист  репутация

АСТЕРОИД – 330 Планета Географа Опорные слова: формалист репутация


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анохина Галина Петровна

Дата: 27.03.2017

Номер свидетельства: 403965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок   внеклассного чтения  в 8 классе  по  книге  А.  де Сент- Экзюпери   « Маленький  принц "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-8-klassie-po-knighie-a-die-sient-ekziupieri-malien-kii-prints"
    ["file_id"] => string(6) "158084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684788"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по книге В. Белова "Рассказы о всякой живности") "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili-po-knighie-v-bielova-rasskazy-o-vsiakoi-zhivnosti"
    ["file_id"] => string(6) "103473"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402587224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства