Урок внеклассного чтения по литературе на тему:
«Уроки Маленького Принца»
(философский смысл сказки для учащихся
8 класса)
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы Трыковской СОШ
Карачевского района Брянской области
Анохина Галина Петровна
Карачев
2017 год
Урок внеклассного чтения в 8 классе по творчеству
французского писателя А. де Сент – Экзюпери.
«Уроки Маленького Принца»
(философский смысл сказки)
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.
2.Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький Принц».
3.Показать ироническое изображение низменных чувств.
4.Подвести детей к тому выводу, что человек несет ответственность за всех ,кого приручил.
5.Воспитывать у учащихся бережное отношение не только к любви и дружбе, но и к воспоминаниям об этих чувствах.
Оборудование урока:
1.Оформленная доска (живая роза, планеты-астероиды, мудрые высказывания).
2.Использование технических средств обучения (диски, слайды).
3.Рисунки к сказке.
4.Музыкальное оформление.
Предварительная подготовка к уроку:
1.Чтение сказки «Маленький Принц».
2.Ознакомление с биографией писателя.
3.Словарная работа (выписать из литературного словаря определение слов: СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА).
4.Найти и выписать в тетрадь мудрые изречения по сказке.
Ход урока
1.Фон звездного неба с космической музыкой (слайд № 1).
2. Проблемный вопрос урока (уч-ся сами путем анализа определяют тему урока по наводящим вопросам учителя).
-Ребята, у нас сегодня пройдёт урок внеклассного чтения по литературе, и я предлагаю вам самим определить тему нашего урока по наводящим вопросам:
-Вы прочитали сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
-Дома вам необходимо было поработать с такими литературными терминами, как СКАЗКА, ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА.
-Вы должны были выписать мудрые изречения из этой сказки.
-Так как же мы определим тему урока? (Да, философский смысл сказки).
3. Тема урока внеклассного чтения – «Уроки Маленького Принца» (по
одноименной сказке А. де Сент-Экзюпери « Маленький Принц»).
4. Слайд № 2 – портрет французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
5. Объяснение целей урока ( см. выше).
-А сейчас вы прослушаете песню в исполнении Т. Дорониной « Опустела без тебя Земля» о знаменитом французском лётчике (звучит песня).
-Как вы думаете, кому она посвящена? Действительно, этому писателю , о котором сегодня на уроке у нас пойдёт речь.
6.Беседа учителя о самом писателе А. де Сент – Экзюпери : он был летчиком и погиб в воздушном бою с фашистами в годы Великой Отечественной войны, защищая свою землю от врагов. Писатель оставил глубокий след в гуманистической литературе 20 века. Навсегда вошли в историю французской литературы его произведения: «Планета людей», «Военный летчик», «Южный почтовой» и , конечно же, философская сказка «Маленький Принц».
«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый, - писал Экзюпери. – Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – нибудь страны» .
В творчестве писателя нет, пожалуй, книги, где бы он не вспомнил о своем детстве. Смотреть глазами ребенка на окружающий мир – это качество было присуще и маленькому мальчику, и писателю Экзюпери.
7. На экране слайд с фотографиями писателя (идет представление писателя учениками).
8.Беседа учителя по сказке «Маленький Принц».
-«Маленький Принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную минуту (его самолёт потерпел аварию над пустыней) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.
-А теперь вернёмся немного к Библейским Истинам. Скажите, когда рождается человек, кто его всю жизнь охраняет и опекает? (Ангел- Хранитель)-Как он выглядит на картинках? (с крыльями).
-А вы обратили внимание на то, что Экзюпери не даёт конкретного описания Маленького Принца, а просто сказано: «Стоит необыкновенный какой-то мальчик». Или: «Это какое-то необыкновенное явление, да и говорит он тоненьким голоском, точно Ангелочек». И представлен он с крылышками.
Слайд 4. Ангелочек – Маленький Принц.
-Сделаем вывод: Маленький Принц – это Ангел – Хранитель лётчика в знойной пустыне, приведший его к живоносному источнику – к колодцу с водой.
И вот Маленький Принц начинает раскрывать истины этому земному человеку.
Вопросник:
-Зачем, по – вашему, Маленький Принц отправлен был автором на разные планеты?(С целью найти истину и смысл жизни, а также для того, чтобы мы, читатели, посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга).
-Итак, давайте расскажем о самом Маленьком Принце: кто он, откуда прибыл, какова цель его путешествия (идёт рассказ учеников).
-Давайте поработаем с текстом. Найдите то место, когда Маленький Принц познакомился с таинственной гостьей на своей маленькой планете ( идет выразительное чтение по ролям).
-Как ведет себя роза? (Кокетливо, переводит разговор на себя)
Вывод:
Она вела себя так, чтобы привлечь внимание того, кого она полюбила – Маленького Принца.
-Почему она не призналась в любви Маленькому Принцу? (Это очень гордый цветок).
- Как реагировал Маленький Принц на ее капризы? (Он привязался к ней, выполнял все её требования, поливал каждый день, на ночь накрывал колпаком).
-Почему же он покидает свою планету? (Он ещё не умеет любить. А если человек не способен ответить на любовь, то он просто бежит от неё).
-Маленький Принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие именно? (Нет названия. Они очень маленькие. На каждой из них живёт один человек – взрослый).
-Жители этих планет имеют положительные или отрицательные качества? (Отрицательные).
-Да, действительно, и каждая черта явно преувеличена.
-Как называется литературный прием, очень преувеличивающий различные ситуации? (гипербола).
-Давайте назовем эти планеты.(Король, Честолюбивец, Пьяница, Деловой человек Фонарщик, Географ).
-Что же увидел наш герой во время своего странствия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты.
Слайд № 5.
Астероид № 325. Планета Короля.
Опорные слова: астероид, подданный, искушение, авторитарный
(Идет рассказ учеников о планете, о Короле, который любил властвовать)
Вопросник:
-Какая черта определяет характер Короля? (Властолюбие).
-Почему Маленький Принц не согласился стать министром на этой планете? (Не стремится к власти).
-Почему же он не сразу покинул эту планету? (Ждал, когда Король опомнится и изменится).
-Как мы с вами назовем эту планету, где очень любят власть? (Властолюбие).
-Какие афоризмы вы выписали в тетрадь? (С каждого надо спрашивать то, что он может; власть прежде всего должна быть разумной; судить себя куда труднее, чем других).
-Что они обозначают?
-А в нашей жизни им есть место?
-Как вы назовете эту планету? (Властолюбие).
Слайд № 6.
Астероид – 326. Планета Честолюбца.
Опорные слова: честолюбец, тщеславие
( Идет беседа по этой планете).
-Что Честолюбец делает на своей планете? (Раскланивается перед зеркалом и снимает шляпу).
-О чем он в этот момент думает и размышляет? (Я самый лучший и совершенный).
-А вам в жизни встречались такие люди? Как их можно назвать? (Эгоисты).
-Какие афоризмы вы выписали себе в тетрадь? (Тщеславные люди глухи ко всему).
-Как вы назовете его планету? (Честолюбие).
Слайд №7.
Астероид – 327. Планета пьяницы.
Опорные слова: деградация, совесть
(Идет беседа с учениками).
-Почему Маленький Принц пожалел пьяницу? (Пьяница не мог найти в себе силы избавиться от пьянства. Он безвольный).
-Какие афоризмы вы выписали в свою тетрадь? (Без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни нравственно).
-Как вы назовете его планету? (Пьянство).
Слайд 8.
Астероид – 328. Планета Делового человека.
Опорные слова: деловой, делец, польза
Вопросник:
-Чем занят Деловой человек? (Он пытается красоту планеты превратить в богатство, не замечает ничего вокруг себя, превращается в дельца).
-Что является самым главным в его жизни? (Нажива).
-Какие художественные средства здесь использует автор?
(карикатурность, гротеск).
-Как мы назовем его планету? (Жадность).
Слайд №9.
Астероид – 329. Планета фонарщика.
Опорные слова: фанатизм
Вопросник:
-Что можно сказать о Фонарщике? (Он трудолюбив, но нет никому пользы от его труда, т.е. это бездушный робот).
-Есть ли польза от его труда? (Нет).
-Но какое качество ему присуще? (Борется с тьмой).
-Как вы назовете его планету? (Фанатизм).
Слайд №10.
Астероид – 330. Планета Географа.
Опорные слова: формалист, репутация
Вопросник:
-Работа Географа полезна кому – нибудь? (Нет).
-Есть ли у него настоящие знания? ( У него знания формальные, его не интересует конкретная жизнь).
- Как мы назовем его планету? (Невежество).
Беседа учителя – обобщение по Планетам:
-Итак, Маленький Принц, путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Они «нищие духом». Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи. Никто не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, Спасителя.
Путешествие по планете Земля
-Странствие Маленького Принца – это поиск праведных людей. И тут он вспоминает о планете Земля. О чем он думает перед последним путешествием на Землю, говоря, что у Земли – неплохая репутация. ( С Землёй связана последняя надежда найти правильных людей).
-Почему, оказавшись в пустыне, на Земле, он спешит на гору? ( Гора – символ спасения. Он говорит: « С такой высокой горы я увижу всю планету и всех людей»).
-И вот он увидел единственного человека в пустыне, летчика. Удивительно то , что они узнали друг друга:
« Человек удивился тоненькому голоску, протер глаза. Нет, это не сон!
- Как, ты упал с неба?
-Значит, ты тоже упал с неба?- повторил Маленький Принц. А летчик подумал: «Так вот в чем разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!»
-В чем эта разгадка? ( Сомнений нет, перед ним тот, кто не оставит человека в страшные минуты).
-Похож ли летчик на других героев? (Нет, он общителен, бескорыстен, заботлив. В его душе сохранились доброта, человечность, милосердие).
-Услышал ли Маленький принц мольбу о помощи на Земле? ( Впервые за своё путешествие Маленький Принц услышал мольбу о помощи и поспешил на зов).
Итак, только на Земле оправдались надежды Маленького Принца. Человек с планеты Земля по-настоящему сомневается, ищет, просит. Его не покинула вера.
-Кто на Земле научил мудрости Маленького принца?
Работа с текстом:
-Давайте найдем диалог Маленького принца с Лисом.
-Итак, каждая встреча на Земле несет Маленькому Принцу что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости.
-Что же узнает Маленький Принц мудрого от животных? (См. записи на доске).
Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».
Цветок: «У людей нет корней».
Лис: «Зорко одно лишь сердце».
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
-Объясните, как вы поняли мудрость живого мира?
-Что означает «любить» для Лиса? (Жить воспоминаниями о Маленьком Принце, в окружающем мире видеть его черты).
-А что же, человек не знает этих истин?
-Почему Маленький Принц принимает решение уйти с Земли? (Возвращается к Розе, которую приручил первой).
-А сейчас зачитаем прощание Маленького Принца с лётчиком (выразительное прочтение текста сказки).
Заключительная часть урока:
1. На фоне звездной музыки читаем о том, как неожиданно ушел Маленький Принц.
2.Ученик читает наизусть стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
3. Вопросы учителя:
-Символом чего в сказке становятся звезды? (Символом надежды, радости, встречи).
-Как бы вы назвали планету Земля? ( Любовь. С появлением Розы Маленький Принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать планетой МУДРОСТИ).
-На какого читателя рассчитана сказка? (Не на детей, на взрослых и подростков. Для тех, кто, как и Маленький Принц, видел в жизни уже пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня МУДРОСТЬ живой природы).
-Итак, в конце урока мы должны сделать вывод по сказке: эта философская сказка нужна нам, людям. Нам нужен Маленький Принц со своими раскрытыми истинами, со своими нравственными уроками. И я надеюсь, ребята, что, когда вы вырастите, вы не забудете заветов мудрого Лиса. Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что не имеющий корней, обречен на гибель. Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь ещё раз эту замечательную сказку, вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенчиками звёзд. И если вас когда-нибудь будет терзать какое-то сомнение, дождитесь вечера, выйдите на улицу и вглядитесь в звёздное небо – там вы найдёте ответ…
Последний этап урока
Подведение итогов. Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему меня научила сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».
Использованная литература
1. Стихотворение В. Маяковского « Послушайте!» заимствовано из книги «Сочинения в двух томах», том первый, редакторы Е. Дворецкая, Т, Лодяная, Москва, издательство « Правда», 1987 г.
2. Материал к уроку из практического пособия «Уроки внеклассного чтения для 5-9 классов», сост. М.И.Картавцева, Воронеж, 2003 г.
3. Журнал «Уроки литературы» №2-2000/ приложение к журналу
«Литература в школе» №6, главный редактор Н.Л.Крупина, учредитель
ООО «Редакция журнала «Уроки литературы», Москва, 2000 г.