kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных  ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров. Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как  по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"»

9


Урок внеклассного чтения.

Литературный ринг


Выполнила:

Вахрушева Ольга Леонидовна

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Урай


В соответствии с требованиями ФГОС программы духовнонравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурнорегиональным сообществом. Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Одна из основных задач организации совместной работы школы и родителей - участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела).

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Одной из форм совместной деятельности может являться привлечение родителей к проведению уроков и внеклассных мероприятий. Примером такой работы является проведенный в качестве урока внеклассного чтения в конце учебного года «литературный ринг»(5 класс)

Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров

При подготовке к данному уроку родители принимают участие в его организации: знакомятся с литературой; следят за чтением детей (это домашнее задание); помогают придумать представление команды; отдельными родителями, по договорённости с учителем, подбирается музыка и необходимый реквизит – таким образом, осуществляется партнерство «учитель – родитель – ребенок», что предусмотрено ФГОС.

Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.

Урок состоит из 3 частей – раундов. Два – командные, третий – личный. Класс заранее делится на команды. Деление может пройти в свободном порядке, но учитель должен предусмотреть, чтобы команды были примерно равными по уровню знаний, т.е. в каждой команде должен быть ученик(и), показавший (е) лучшие результаты при изучении программного материала.

Ведущих может быть двое: ученик – родитель, 2 ученика, 2 родителя.

Учитель при подготовке и проведении викторины играет роль инструктора. Жюри - приглашённые родители.



Литературный ринг


1-й ведущий: Соревнование, которое нам предстоит сегодня, называется «Литературный ринг», потому что оно состоит из 3 раундов, как настоящий боксёрский поединок. Только соревноваться вам надо будет не в силе и ловкости, а в знании книг и начитанности.

2-йведущий: Мы побываем с вами в удивительной стране прочитанных вами книг. В игре примут участие … команды. Каждая команда должна выбрать капитана. Сейчас представьтесь, пожалуйста. (Представление команд).

1-й ведущий: Конечно, для того, чтобы определить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи. Сегодня членами жюри согласились быть….(представление членов жюри).

2-й ведущий: Сразу предупреждаю, что для обдумывания на каждый вопрос командам будет даваться по 30 секунд. Видите, у нашего жюри есть звонок для подачи сигналов.

Помогать мне вести это состязание будет …(представление ведущих)

1-й ведущий: Итак, команды готовы? Жюри на боевом посту. Наша встреча начинается.

Первый раунд

«Поэтический»

(2-й ведущий объявляет)

Звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена

1-йведущий: Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой.

Первое задание: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строке узнаете его и продолжите чтение. Дополнительное очко достанется той команде, которая вспомнит название стихотворения и его автора. ( Вопросы задаются по порядку: сначала первой команде, затем право первого ответа у 2-й и т.д.)


1.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,
Кроме бога одного.

(Александр Пушкин «Сказка о мёртвой

царевне и семи богатырях»)

2.Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые…

(Михаил Лермонтов «Бородино»)

3.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

(Иван Крылов « Ворона и Лисица»)

4.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

(Николай Некрасов «Мороз, Красный нос»)

5.Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Фёдор Тютчев «Зима недаром злится…»)

6.Крошка сын

к отцу пришел

и спросила кроха:

- Что такое
            хорошо

и что такое
            плохо?

(Владимир Маяковский « Что такое хорошо

и что такое плохо?»)

7.Жил человек рассеянный На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
(Самуил Маршак « Вот какой рассеянный»)

8.Вот моя деревня;

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

(Иван Суриков.«Детство»)

2-йведущий: Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию. Жюри предстоит нелёгкое решение - выбрать того, кто знает её лучше. (Подведение итогов)

1-й ведущий:2-е задание поэтического раунда – написать стихотворение по заданным словам. Ждём минуту. (Каждой команде даются ручки и листы бумаги).

Заданные слова: урок и работа.

Чтение стихов. Подведение итогов.

2-йведущий: Первый раунд завершён. Вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Теперь попросим жюри объявить нам результаты 1-го раунда.


Второй раунд

«Детективный»

(объявляет 1-й ведущий)


Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

2-й ведущий: В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали. Но знаете ли вы, что такое детектив?

Помощница: Как говорится в Словаре русского языка Ожегова, детектив - это литературное произведение или кинофильм, изображающие похождения сыщиков.

1-й ведущий: Кроме того, так же часто называют и самих людей, занимающихся раскрытием преступлений и поиском преступников. Это невероятно, но часто они разыскивают злоумышленников по самым незначительным приметам – отдельным деталям внешности, привычкам, особенностям характера. Вам предстоит узнать литературного героя по описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку.

2-й ведущий: Первое задание называется «Фоторобот». Вам предстоит узнать героя по особым приметам.


1.Мальчик из чемодана. Блондин с кудрями, лет 14-15,спортивного телосложения, с выразительными глазами. Характер: добрый, честный, отзывчивый.

( Электроник.Евгений Велтистов «Приключения Электроника».)
2. Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце.

(Железный дровосек.Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»).



3.Мальчик,12-13 лет. Очень верит в дружбу, в честность и доброту. Считает, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. Привычка: от скуки читать все надписи задом наперед.

(Серёжа Каховский. Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»).

4.Мальчик 9 - 10 лет. Умненький, миленький, учился хорошо.Одинок, единственное утешение - чтение книг. Любимое занятие - мысленно переноситься в старинные времена.

(Алёша.Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители»).


1-й ведущий: Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку. В которой он жил, прослушав…слова песен.


1 «В траве сидел кузнечик» - Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Музыка Владимира Шаинского. Исп. Младшая группа Большого детского хора ВРиТ. 2. «Птичка полька» - Куклы (Карабас, Буратино). А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино». Музыка Василия Ширинского. 3.«До чего дошёл прогресс..» - Сыроежкин(Электроник).Евгений Велтистов«Приключения Электроника». Автор  слова Энтин Юрий. Композитор Евгений Крылатов. Исп. Елена Камбурова.  4.«Песня Василисы - мастерицы». Василиса Премудрая.Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Музыка Юрия Левитина.
2-й ведущий: Ну а сейчас жюри должно подвести итоги детективного раунда и объявить нам общий счёт состязания. А я пока замечу, что все вы проявили себя как настоящие сыщики-детективы и успешно справились с такими нелёгкими заданиями.

Третий раунд

Конкурс капитанов

(объявляет 1-й ведущий)


2-й ведущий: Вам надо вообразит себя героями знаменитых сказок.

Ну как, капитаны, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.

Какие слова надо произнести: 1) чтобы вызвать Сивку-бурку?

- Сивка – бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой;

2) чтобы исполнить желание с помощью волшебной щуки?

- По щучьему веленью, по моему хотенью;

3)чтобы с помощью лепестка выполнять свои желания?

- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- быть по- моему вели.

(Женя. В. Катаев « Цветик-семицветик»);

4) чтобы заставить повернуться избушку?…

- Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - ко мне передом, а к лесу задом.


1-й ведущий: Мы благодарим вас за честную и интересную игру, и нам остаётся только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное – не победа, а участие. Поэтому думается, что все вы извлечёте пользу из этой встречи, захотите прочитать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитать старые, хорошо знакомые.

Подведение итогов. Награждение победителей.





Дополнительно (проводится как викторина перед подведением итогов)

1.Из какого произведения слова:1)Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши…

- Муравья из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;

2) Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…

- М. Ю. Лермонтов «Бородино».

2. Кто это? - 1)Великий учёный, поэт, основатель МГУ.

- М. В. Ломоносов

2)Родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли.

- М. Ю. Лермонтов.

3.В кого превращалась курица Чернушка?

- В человека. (А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»)

4. Гоголь:

1). Какое любимое занятие было у деда из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? 
- Послушать разные байки от проезжих. 
2) С какого события начинается повестьН.В.Гоголя «Страшная месть»?
- Со свадьбы в Киеве.

3) Как погиб Данило, муж Катерины из повести Н.В.Гоголя «Страшная месть»? 
- В сражении с ляхами, вероятнее всего, от пули колдуна.

4)Какой клад достался деду из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? 
- Котел с мусором.

5.Кто автор?

– Свет мой зеркальце ! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? - (А.С.Пушкин)

– Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона! - (И.А.Крылов)






Битва команд


Обсуждение

Конкурс капитанов


Ведущая – представитель родителей


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"

Автор: Вахрушева Ольга Леонидовна

Дата: 23.11.2019

Номер свидетельства: 528358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения  «Стихи русских поэтов о зиме» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-russkikh-poetov-o-zimie"
    ["file_id"] => string(6) "236292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444028184"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Брейн-ринг "Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(36) "briein_ringh_poslovitsy_i_poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "351504"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477223707"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассный урок по литературному чтению. 2-класс. Тема: В мире сказок "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-tiema-v-mirie-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "165034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422728933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства