Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров. Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"»
9
Урок внеклассного чтения.
Литературный ринг
Выполнила:
Вахрушева Ольга Леонидовна
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ №4 г.Урай
В соответствии с требованиями ФГОС программы духовнонравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурнорегиональным сообществом. Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Одна из основных задач организации совместной работы школы и родителей - участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела).
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Одной из форм совместной деятельности может являться привлечение родителей к проведению уроков и внеклассных мероприятий. Примером такой работы является проведенный в качестве урока внеклассного чтения в конце учебного года «литературный ринг»(5 класс)
Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров
При подготовке к данному уроку родители принимают участие в его организации: знакомятся с литературой; следят за чтением детей (это домашнее задание); помогают придумать представление команды; отдельными родителями, по договорённости с учителем, подбирается музыка и необходимый реквизит – таким образом, осуществляется партнерство «учитель – родитель – ребенок», что предусмотрено ФГОС.
Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.
Урок состоит из 3 частей – раундов. Два – командные, третий – личный. Класс заранее делится на команды. Деление может пройти в свободном порядке, но учитель должен предусмотреть, чтобы команды были примерно равными по уровню знаний, т.е. в каждой команде должен быть ученик(и), показавший (е) лучшие результаты при изучении программного материала.
Ведущих может быть двое: ученик – родитель, 2 ученика, 2 родителя.
Учитель при подготовке и проведении викторины играет роль инструктора. Жюри - приглашённые родители.
Литературный ринг
1-й ведущий: Соревнование, которое нам предстоит сегодня, называется «Литературный ринг», потому что оно состоит из 3 раундов, как настоящий боксёрский поединок. Только соревноваться вам надо будет не в силе и ловкости, а в знании книг и начитанности.
2-йведущий: Мы побываем с вами в удивительной стране прочитанных вами книг. В игре примут участие … команды. Каждая команда должна выбрать капитана. Сейчас представьтесь, пожалуйста. (Представление команд).
1-й ведущий: Конечно, для того, чтобы определить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи. Сегодня членами жюри согласились быть….(представление членов жюри).
2-й ведущий: Сразу предупреждаю, что для обдумывания на каждый вопрос командам будет даваться по 30 секунд. Видите, у нашего жюри есть звонок для подачи сигналов.
Помогать мне вести это состязание будет …(представление ведущих)
1-й ведущий: Итак, команды готовы? Жюри на боевом посту. Наша встреча начинается.
Первый раунд
«Поэтический»
(2-й ведущий объявляет)
Звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена
1-йведущий: Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой.
Первое задание: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строке узнаете его и продолжите чтение. Дополнительное очко достанется той команде, которая вспомнит название стихотворения и его автора. ( Вопросы задаются по порядку: сначала первой команде, затем право первого ответа у 2-й и т.д.)
1.Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого, Кроме бога одного.
(Александр Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»)
2.Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые…
(Михаил Лермонтов «Бородино»)
3.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
(Иван Крылов « Ворона и Лисица»)
4.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
(Николай Некрасов «Мороз, Красный нос»)
5.Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Фёдор Тютчев «Зима недаром злится…»)
6.Крошка сын
к отцу пришел
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
(Владимир Маяковский « Что такое хорошо
и что такое плохо?»)
7.Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. (Самуил Маршак « Вот какой рассеянный»)
8.Вот моя деревня;
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой…
(Иван Суриков.«Детство»)
2-йведущий: Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию. Жюри предстоит нелёгкое решение - выбрать того, кто знает её лучше. (Подведение итогов)
1-й ведущий:2-е задание поэтического раунда – написать стихотворение по заданным словам. Ждём минуту. (Каждой команде даются ручки и листы бумаги).
Заданные слова: урок и работа.
Чтение стихов. Подведение итогов.
2-йведущий: Первый раунд завершён. Вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Теперь попросим жюри объявить нам результаты 1-го раунда.
Второй раунд
«Детективный»
(объявляет 1-й ведущий)
Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
2-й ведущий: В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали. Но знаете ли вы, что такое детектив?
Помощница: Как говорится в Словаре русского языка Ожегова, детектив - это литературное произведение или кинофильм, изображающие похождения сыщиков.
1-й ведущий: Кроме того, так же часто называют и самих людей, занимающихся раскрытием преступлений и поиском преступников. Это невероятно, но часто они разыскивают злоумышленников по самым незначительным приметам – отдельным деталям внешности, привычкам, особенностям характера. Вам предстоит узнать литературного героя по описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку.
2-й ведущий: Первое задание называется «Фоторобот». Вам предстоит узнать героя по особым приметам.
1.Мальчик из чемодана. Блондин с кудрями, лет 14-15,спортивного телосложения, с выразительными глазами. Характер: добрый, честный, отзывчивый.
( Электроник.Евгений Велтистов«Приключения Электроника».) 2. Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце.
(Железный дровосек.Александр Волков
«Волшебник Изумрудного города»).
3.Мальчик,12-13 лет. Очень верит в дружбу, в честность и доброту. Считает, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. Привычка: от скуки читать все надписи задом наперед.
(Серёжа Каховский. Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»).
4.Мальчик 9 - 10 лет. Умненький, миленький, учился хорошо.Одинок, единственное утешение - чтение книг. Любимое занятие - мысленно переноситься в старинные времена.
(Алёша.Антоний Погорельский.
«Черная курица, или Подземные жители»).
1-й ведущий: Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку. В которой он жил, прослушав…слова песен.
1 «В траве сидел кузнечик» - Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Музыка Владимира Шаинского. Исп. Младшая группа Большого детского хора ВРиТ. 2. «Птичка полька» - Куклы (Карабас, Буратино). А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино». Музыка Василия Ширинского. 3.«До чего дошёл прогресс..» - Сыроежкин(Электроник).Евгений Велтистов«Приключения Электроника». Автор слова Энтин Юрий. Композитор Евгений Крылатов. Исп. Елена Камбурова. 4.«Песня Василисы - мастерицы». Василиса Премудрая.Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Музыка Юрия Левитина. 2-й ведущий: Ну а сейчас жюри должно подвести итоги детективного раунда и объявить нам общий счёт состязания. А я пока замечу, что все вы проявили себя как настоящие сыщики-детективы и успешно справились с такими нелёгкими заданиями.
Третий раунд
Конкурс капитанов
(объявляет 1-й ведущий)
2-й ведущий: Вам надо вообразит себя героями знаменитых сказок.
Ну как, капитаны, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.
Какие слова надо произнести: 1) чтобы вызвать Сивку-бурку?
- Сивка – бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой;
2) чтобы исполнить желание с помощью волшебной щуки?
- По щучьему веленью, по моему хотенью;
3)чтобы с помощью лепестка выполнять свои желания?
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- быть по- моему вели.
(Женя. В. Катаев « Цветик-семицветик»);
4) чтобы заставить повернуться избушку?…
- Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - ко мне передом, а к лесу задом.
1-й ведущий: Мы благодарим вас за честную и интересную игру, и нам остаётся только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное – не победа, а участие. Поэтому думается, что все вы извлечёте пользу из этой встречи, захотите прочитать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитать старые, хорошо знакомые.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Дополнительно (проводится как викторина перед подведением итогов)
1.Из какого произведения слова:1)Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши…
- Муравья из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
2) Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…
- М. Ю. Лермонтов «Бородино».
2. Кто это? - 1)Великий учёный, поэт, основатель МГУ.
- М. В. Ломоносов
2)Родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли.
- М. Ю. Лермонтов.
3.В кого превращалась курица Чернушка?
- В человека. (А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»)
4. Гоголь:
1). Какое любимое занятие было у деда из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? - Послушать разные байки от проезжих. 2) С какого события начинается повестьН.В.Гоголя «Страшная месть»? - Со свадьбы в Киеве.
3) Как погиб Данило, муж Катерины из повести Н.В.Гоголя «Страшная месть»? - В сражении с ляхами, вероятнее всего, от пули колдуна.
4)Какой клад достался деду из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? - Котел с мусором.