kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных  ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров. Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как  по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"»

9


Урок внеклассного чтения.

Литературный ринг


Выполнила:

Вахрушева Ольга Леонидовна

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Урай


В соответствии с требованиями ФГОС программы духовнонравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурнорегиональным сообществом. Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Одна из основных задач организации совместной работы школы и родителей - участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела).

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Одной из форм совместной деятельности может являться привлечение родителей к проведению уроков и внеклассных мероприятий. Примером такой работы является проведенный в качестве урока внеклассного чтения в конце учебного года «литературный ринг»(5 класс)

Изучение литературы как искусства слова должно акцентировать внимание на эстетических, нравственных ценностях, заложенных в текстах, - формировать грамотного читателя, свободно владеющего словом, воспитывать духовно развитую личность, формировать  гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание. Семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Взаимодействие учителя и родителей может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров

При подготовке к данному уроку родители принимают участие в его организации: знакомятся с литературой; следят за чтением детей (это домашнее задание); помогают придумать представление команды; отдельными родителями, по договорённости с учителем, подбирается музыка и необходимый реквизит – таким образом, осуществляется партнерство «учитель – родитель – ребенок», что предусмотрено ФГОС.

Данный урок внеклассного чтения в игровой форме позволяет проверить как знание программного, так и дополнительного материала. Он включает в себя вопросы как по программе литературного чтения в начальной школе, так и вопросы на знание произведений изученных в 5 классе. Кроме того, включены вопросы по произведениям литературы, предлагаемым для внеклассного чтения. Также на уроке предусмотрено использование музыкальных фрагментов, что позволяет говорить об интегрировании литературного материала с уроком музыки.

Урок состоит из 3 частей – раундов. Два – командные, третий – личный. Класс заранее делится на команды. Деление может пройти в свободном порядке, но учитель должен предусмотреть, чтобы команды были примерно равными по уровню знаний, т.е. в каждой команде должен быть ученик(и), показавший (е) лучшие результаты при изучении программного материала.

Ведущих может быть двое: ученик – родитель, 2 ученика, 2 родителя.

Учитель при подготовке и проведении викторины играет роль инструктора. Жюри - приглашённые родители.



Литературный ринг


1-й ведущий: Соревнование, которое нам предстоит сегодня, называется «Литературный ринг», потому что оно состоит из 3 раундов, как настоящий боксёрский поединок. Только соревноваться вам надо будет не в силе и ловкости, а в знании книг и начитанности.

2-йведущий: Мы побываем с вами в удивительной стране прочитанных вами книг. В игре примут участие … команды. Каждая команда должна выбрать капитана. Сейчас представьтесь, пожалуйста. (Представление команд).

1-й ведущий: Конечно, для того, чтобы определить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи. Сегодня членами жюри согласились быть….(представление членов жюри).

2-й ведущий: Сразу предупреждаю, что для обдумывания на каждый вопрос командам будет даваться по 30 секунд. Видите, у нашего жюри есть звонок для подачи сигналов.

Помогать мне вести это состязание будет …(представление ведущих)

1-й ведущий: Итак, команды готовы? Жюри на боевом посту. Наша встреча начинается.

Первый раунд

«Поэтический»

(2-й ведущий объявляет)

Звучит Прелюдия №7 Ф.Шопена

1-йведущий: Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой.

Первое задание: я начну читать стихотворение, а вы по начальной строке узнаете его и продолжите чтение. Дополнительное очко достанется той команде, которая вспомнит название стихотворения и его автора. ( Вопросы задаются по порядку: сначала первой команде, затем право первого ответа у 2-й и т.д.)


1.Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,
Кроме бога одного.

(Александр Пушкин «Сказка о мёртвой

царевне и семи богатырях»)

2.Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые…

(Михаил Лермонтов «Бородино»)

3.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

(Иван Крылов « Ворона и Лисица»)

4.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц…

(Николай Некрасов «Мороз, Красный нос»)

5.Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Фёдор Тютчев «Зима недаром злится…»)

6.Крошка сын

к отцу пришел

и спросила кроха:

- Что такое
            хорошо

и что такое
            плохо?

(Владимир Маяковский « Что такое хорошо

и что такое плохо?»)

7.Жил человек рассеянный На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
(Самуил Маршак « Вот какой рассеянный»)

8.Вот моя деревня;

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

(Иван Суриков.«Детство»)

2-йведущий: Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию. Жюри предстоит нелёгкое решение - выбрать того, кто знает её лучше. (Подведение итогов)

1-й ведущий:2-е задание поэтического раунда – написать стихотворение по заданным словам. Ждём минуту. (Каждой команде даются ручки и листы бумаги).

Заданные слова: урок и работа.

Чтение стихов. Подведение итогов.

2-йведущий: Первый раунд завершён. Вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Теперь попросим жюри объявить нам результаты 1-го раунда.


Второй раунд

«Детективный»

(объявляет 1-й ведущий)


Звучит музыкальная заставка композитора В.Дашкевича к телефильму « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

2-й ведущий: В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали. Но знаете ли вы, что такое детектив?

Помощница: Как говорится в Словаре русского языка Ожегова, детектив - это литературное произведение или кинофильм, изображающие похождения сыщиков.

1-й ведущий: Кроме того, так же часто называют и самих людей, занимающихся раскрытием преступлений и поиском преступников. Это невероятно, но часто они разыскивают злоумышленников по самым незначительным приметам – отдельным деталям внешности, привычкам, особенностям характера. Вам предстоит узнать литературного героя по описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку.

2-й ведущий: Первое задание называется «Фоторобот». Вам предстоит узнать героя по особым приметам.


1.Мальчик из чемодана. Блондин с кудрями, лет 14-15,спортивного телосложения, с выразительными глазами. Характер: добрый, честный, отзывчивый.

( Электроник.Евгений Велтистов «Приключения Электроника».)
2. Человек. Сделан из железа. Профессия – дровосек. Боится воды. Самое заветное желание – получить сердце.

(Железный дровосек.Александр Волков

«Волшебник Изумрудного города»).



3.Мальчик,12-13 лет. Очень верит в дружбу, в честность и доброту. Считает, что все люди должны быть справедливыми друг к другу. Привычка: от скуки читать все надписи задом наперед.

(Серёжа Каховский. Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»).

4.Мальчик 9 - 10 лет. Умненький, миленький, учился хорошо.Одинок, единственное утешение - чтение книг. Любимое занятие - мысленно переноситься в старинные времена.

(Алёша.Антоний Погорельский.

«Черная курица, или Подземные жители»).


1-й ведущий: Теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку. В которой он жил, прослушав…слова песен.


1 «В траве сидел кузнечик» - Незнайка. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Музыка Владимира Шаинского. Исп. Младшая группа Большого детского хора ВРиТ. 2. «Птичка полька» - Куклы (Карабас, Буратино). А.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино». Музыка Василия Ширинского. 3.«До чего дошёл прогресс..» - Сыроежкин(Электроник).Евгений Велтистов«Приключения Электроника». Автор  слова Энтин Юрий. Композитор Евгений Крылатов. Исп. Елена Камбурова.  4.«Песня Василисы - мастерицы». Василиса Премудрая.Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Музыка Юрия Левитина.
2-й ведущий: Ну а сейчас жюри должно подвести итоги детективного раунда и объявить нам общий счёт состязания. А я пока замечу, что все вы проявили себя как настоящие сыщики-детективы и успешно справились с такими нелёгкими заданиями.

Третий раунд

Конкурс капитанов

(объявляет 1-й ведущий)


2-й ведущий: Вам надо вообразит себя героями знаменитых сказок.

Ну как, капитаны, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.

Какие слова надо произнести: 1) чтобы вызвать Сивку-бурку?

- Сивка – бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой;

2) чтобы исполнить желание с помощью волшебной щуки?

- По щучьему веленью, по моему хотенью;

3)чтобы с помощью лепестка выполнять свои желания?

- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- быть по- моему вели.

(Женя. В. Катаев « Цветик-семицветик»);

4) чтобы заставить повернуться избушку?…

- Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, - ко мне передом, а к лесу задом.


1-й ведущий: Мы благодарим вас за честную и интересную игру, и нам остаётся только предоставить последнее слово жюри. Но независимо от результатов давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное – не победа, а участие. Поэтому думается, что все вы извлечёте пользу из этой встречи, захотите прочитать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитать старые, хорошо знакомые.

Подведение итогов. Награждение победителей.





Дополнительно (проводится как викторина перед подведением итогов)

1.Из какого произведения слова:1)Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши…

- Муравья из басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;

2) Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…

- М. Ю. Лермонтов «Бородино».

2. Кто это? - 1)Великий учёный, поэт, основатель МГУ.

- М. В. Ломоносов

2)Родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли.

- М. Ю. Лермонтов.

3.В кого превращалась курица Чернушка?

- В человека. (А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»)

4. Гоголь:

1). Какое любимое занятие было у деда из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? 
- Послушать разные байки от проезжих. 
2) С какого события начинается повестьН.В.Гоголя «Страшная месть»?
- Со свадьбы в Киеве.

3) Как погиб Данило, муж Катерины из повести Н.В.Гоголя «Страшная месть»? 
- В сражении с ляхами, вероятнее всего, от пули колдуна.

4)Какой клад достался деду из произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место»? 
- Котел с мусором.

5.Кто автор?

– Свет мой зеркальце ! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? - (А.С.Пушкин)

– Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона! - (И.А.Крылов)






Битва команд


Обсуждение

Конкурс капитанов


Ведущая – представитель родителей


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Литературный ринг"

Автор: Вахрушева Ольга Леонидовна

Дата: 23.11.2019

Номер свидетельства: 528358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения  «Стихи русских поэтов о зиме» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-russkikh-poetov-o-zimie"
    ["file_id"] => string(6) "236292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444028184"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Брейн-ринг "Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(36) "briein_ringh_poslovitsy_i_poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "351504"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477223707"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Внеклассный урок по литературному чтению. 2-класс. Тема: В мире сказок "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-tiema-v-mirie-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "165034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422728933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства