kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Преступление и наказание". Изображение в романе картин русской действительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная подача материала, инновационные виды заданий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Преступление и наказание". Изображение в романе картин русской действительности»

Тема. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказние». Изображение в романе картин русской действительности

Цели: проанализировать 1 часть романа, обратить внимание на изображение реальных картин действительности; показать плачевное положение молодых людей бедных районов Петербурга; учить анализировать поступки героя и делать правильные выводы; пробудить интерес к прочтению всего произведения; воспитывать сострадание, гуманизм, уважение к личности; развивать логическое мышление, грамотную связную речь учащихся.

Оборудование: портрет писателя, виды петербургских окраин ХΙХ века, фрагменты кинофильма «Преступление и наказание» (реж.Л.Кулиджанов), иллюстрации к роману; герои произведения в изображении учащихся.

Тип урока: урок-исследование

«Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»

Ф.М.Достоевский

«Преступление и наказание»



Ход урока

Ι. Актуализация опорных знаний учащихся

Литературный диктант

1) Достоевский родился в семье … (бедного лекаря)

2) Первое произведение писателя называется … («Бедные люди»)

3) Роман «Преступление и наказание» написан в … (1866 году)

4) События, описанные в романе, происходят в … (Петербурге)

5) Последней женой писателя была … (Анна Григорьевна Сниткина)

ΙΙ. Сообщение темы и целей урока

ΙΙΙ. Работа по теме урока

1. Чтение учащимися отрывков из стихотворений В.Тредиаковского, А.Пушкина, Н.Некрасова с описанием Петербурга (задавалось на дом заранее,3 ученика)

Преславный град, что Пётр наш

основал

И на красе построил столь

полезно,

Уж древним всем он ныне равен

стал,

И обитать в нем всякому любезно.

В.Тредиаковский



Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

А.Пушкин



В нашей улице жизнь трудовая:

Начинают ни свет, ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря.

А в ответ им гремит мостовая!

Дикий крик продавца-мужика,

И шарманка с пронзительным воем,

И кондуктор с трубой, и войска,

С барабанным идущие боем,

Понуканье измученных кляч,

Чуть живых, окровавленных, грязных,

И детей раздирающий плач

На руках у старух безобразных –

Всё сливается, стонет, гудет …

Н.Некрасов

- Каким предстаёт Петербург в поэзиях поэтов?

- Каким мы видим Петербург у Достоевского? («На улице стояла жара страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя ночь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши … Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека»)

- Составте сенкан на тему «Петербург»

2. Работа над содержанием романа

1) Беседа по главам 1-2 части

- Именно в таком городе живёт наш герой – Родион Раскольников;

- Какие синонимы подбирает Достоевский к слову «жара»? (духота, вонь);

- Какие чувства вызывает жара у молодого человека? (Чувство неприязни, омерзения, отвращения);

- Опишите главного героя. Где он живёт, кто он?

- Почему молодой человек равнодушен к своей одежде?

- Что означает фамилия главного героя – Раскольников? (Слово «раскол» несёт в себе психологическую подоплёку. В нём скрыт намёк на раздвоенность натуры человека);

- Есть ли доказательства раздвоенности Раскольникова на первых страницах романа?

- Приведите пример других литературных героев, у которых тоже проявляется раздвоенность натуры (Печорин);

- В дальнейшем мы увидим, что Раскольников, с одной стороны, мыслящий убийца, но с другой – милосердный человек, способный к состраданию.

- А теперь представим себе, что в один из летних вечеров наш герой выходит на улицу и направляется в распивочную (инсценировка встречи Раскольникова с Мармеладовым, 2 ученика)

- Почему Мармеладов пьёт? Понимает ли он, что делает? (Мармеладов осознаёт себя мерзавцем, но пьёт, пытаясь заглушить горе, т.е. дочь «пошла по жёлтому билету»: «для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу» )

- Какие слова Мармеладова запали в душу Раскольникова? («… идти больше некуда …»)

- Составте «свободные» тексты на тему: Раскольников, совесть

2) Работа над частью 1, главы 3-4

- О чём узнал Раскольников из письма матери?

- Почему он не хочет принять жертву Дуни? (Письмо матери вызывает в нём чувство глубокого возмущения);

- Как отреагировал герой на встречу с девушкой-подростком на улице?

- Какие мысли и чувства нахлынули на Раскольникова после этой сцены? (Встреча на бульваре – реальный поступок, вызванный чувством протеста);

- Какими чувствами навеян сон Раскольникова? (Сон навеян чувством «потрясённой справедливости»)

3) Пересказ участвующими глава 5, части 1

Беседа

- Как понимать такие рассуждения героя: «Боже, - воскликнул он, - да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…»;

- «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера Лизаветы, старухиной сестры, дома не будет… и что старуха, ровно в 7 часов вечера, останется дома одна»;

- «Ни о чём он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал. что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно …»?

- К чему привели эти мысли героя?

4, Анализ сцены убийства

ΙV. Подведение итогов урока

- Почему Раскольников совершил убийство?

- Можно ли оправдать его поступок?

- Какой путь избрали бы вы в данной ситуации?

- напишите сочинение-приквел (предистория), в котором бы рассказывалось о событиях, предшествующих основным событиям романа.

V. Домашнее задание

Прочитать 2-3 части романа, используя метод «Обозначения»; подготовить вопросы к героям на суд



















Предложенные варианты работы с романом писателя помогут раскрыть идею произведения, понять поднятые проблемы, разнообразить урок, привнеся в него нестандартные решения и инновационные формы работы. Ведь у Ф.М.Достоевского нет и не может быть равнодушных читателей, его произведения волнуют остротой поднятых проблем, поэтическим мастерством огромной силы. Вместе с тем они пробуждают чувство самого решительного протеста против бесчеловечности условий жизни в буржуазном обществе.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок "Преступление и наказание". Изображение в романе картин русской действительности

Автор: Холоша Инна Валериевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Униженные и оскарбленные в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"! "
    ["seo_title"] => string(87) "unizhiennyie-i-oskarbliennyie-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "119456"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413436926"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Униженные и оскорблённые в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(87) "unizhiennyie-i-oskorblionnyie-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "119462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413437619"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Урок литературы "
    ["seo_title"] => string(16) "urok-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "119455"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413436411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства