Стоял я на остановке, а рядом со мной две Загадки разговаривали. Одна с рюкзаком, другая без портфеля.
- Далеко собралась? – спрашивает загадка без портфеля.
- Ловить ту, что под мостиком виляет хвостиком, - отвечает Загадка с рюкзаком.
- Так ведь холодно!
- Ничего. У того, который ест и не наедается, согреюсь.
- Ты хоть того, который кланяется, кланяется, придет домой – растянется, взяла?
- А как же. Я его всегда с собой беру, когда в то, что на горе шумит, а под горой молчит, отправляюсь. У меня даже та, которая туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует, есть.
- А того, который летом гуляет, зимой спит, не боишься?
- Я не одна буду, с подругой. А у подруги есть та, которая лежит – молчит, подойдешь – заворчит.
- А как вы до той, которая бежит, бежит – не добежит, добираться будете?
- Мы на том, который несется и стреляет, говорит скороговоркой, поедем.
- А того, который без рук, без ног на брюхе ползет, ты не забыла взять?
- Ну что ты! – смеется Загадка с рюкзаком.
- Тогда желаю удачи! – говорит Загадка без портфеля.
- Спасибо, родная!
Тут подошел автобус, и Загадка с рюкзаком уехала. А Загадка без портфеля по своим делам отправилась. Остался я на остановке один. Два часа с открытым ртом стоял, пока мне в него тот, что в сером армячишке по дорогам шныряет, крохи подбирает, не залетел.
Только тогда я домой побежал. Кормить ту, которая часто умывается, а полотенцем не вытирается
О чём сказка? – Сколько загадок в ней употреблено?Какие ещё малые жанры фольклора вы знаете?
2. Тема урока
3. цели.
Приём «ДОМЫСЛИВАНИЕ» Предлагается тема урока и слова "помощники":
Углубим знания о …..
……словарный запас
Совершенствуем … и…. речь
4. - Что мы знаем о пословицах?
Чтнеие пословиц стр61-62
Чтение статьи стр60-61
Работа в группах. Составление кластера «признаки пословицы»
Строим общую схему на доске
5. Как строится пословица
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.
Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.
Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
Пословицы есть и у других народов. чтение стр 62-67
Работа в группах. Приём «Найди соответствие». Мини-исследование.
1. Назовите русскую пословицу, соответствующую по смыслу приведённым:
1. У плотника дверь всегда сломана. (арабск.)
2. У портного спина голая (турецк.)
3. Горшечник пьёт воду из треснувшего кувшина. (персид.)
1. Перо сильнее меча
а) Сани готовь летом, а телегу – зимой
2. Зонт готовь при ясной погоде.
Б) Сытый голодного не разумеет
3. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал.
В) Что написано пером, не вырубишь топором
4. С богачом о бедности не говорят.
Г) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3. Восстанови пословицы
1)Вещь хороша, когда новая, а друг – когда …
2) Человек от лени болеет, а от труда …
3) Лучше воду пить в…, чем мёд в кручине.
Работа с учебником
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.
Рефлексия.Обращение к эпиграфу. Напишите, как вы понимаете эпиграф