kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА. «УЧИТЕЛЬСКИЕ НАХОДКИ»


Клапова

Елена

Владимировна

Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Дружбы Народов 27

E-mail: gutter@inbox.ru


Учитель русского языка и литературы. Стаж работы 31 год. .Работаю по УМК под редакцией, В. Бабайцевой, М. Разумовской, Кутузова. Ведущая педагогическая идея – развитие творческих способностей учащихся и критического мышления на уроках чтения и письма. Активно использую на уроках элементы театрализации и ИКТ(информационные компьютерные технологии).

Приоритетным направлением в работе считаю отработку умения работы с текстом различного характера: работа со справочной литературой, научной, художественной...

Для активизации внимания учащихся и развития интереса к предмету использую музыкальное оформление (введение в эпоху...), звуки живой природы (изучение лирики...), живопись (воссоздание эпохи изучаемого писателя или поэта...).



Описание методической разработки

.

«Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы»


Краткая аннотация.


П. Л. Лавров писал: «Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности». Традиционная система обучения, на мой взгляд, недостаточно решает проблему работы с текстом и умение увидеть в обычном необычное. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира.

Вышеуказанная технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП. рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение.


Учебный предмет: литература


Уровень образования школьников: 11 класс


Форма учебной работы: классно- урочная.


Описание разработки:


Различают четыре этапа развития КМ : на начальной стадии ученик видит мир черным или белым, правильным или неправильным. Затем у ученика появляется склонность к сомнению. После чего ученик начинает мыслить аналитически, не рассматривая знания как абсолют, не принимая чужое мнение безоговорочно. И, наконец, проявляется умение проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определенной точке зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации.

Задачи учителя:

  1. Научить учащихся самим добывать информацию.

  2. Создать для ученика среду для развития, самопознания и самовыражения личности.

  3. Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности

  4. Формировать у учащихся навыки самообразования.

  5. Организация груповой и парной работы на уроке.

  6. Создание в классе атмосферы партнерства.

В основе урока лежит базовая трехфазная модель: вызов-осмысление-рефлексия.

На стадии вызова учащиеся могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу определения проблемы урока, фиксировать на бумаге. Целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику активизировать свои знания и опыт. Обмен мнений в группе может способствовать выработке новых идей.

Роль учителя – не поправлять, не критиковать, не морализирировать.

Стадия осмысления – работа с текстом.

Заключительный этап урока – рефлексия (послетекстовая дискуссия).

Занятия по этой технологии проводятся 2-3 раза в четверть. Дети с плохо развитой речью бывают не в состоянии перенести конфликт на словесный уровень и решают его силой. Владение всеми видами речи дает учащимся возможность повысить самооценку и принимать активное участие в жизни общества.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Тема: «Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы».

Цели: Познакомить со стратегией «шести шляп».

Развивать критическое мышление учащихся.

Развивать навык сжатого отбора материала.

Обучать умению анализировать текст.

Оборудование: Шесть шляп в соответствии с таблицей.

Словари, энциклопедии.

Тексты произведения.

Цветная бумага, фломастеры.

Ход урока.

  1. Стадия вызова(вызов интереса к теме, активизация учащихся)

- Как вы понимаете выражение «поразмыслим в шести шляпах»?

(фиксирование высказываний на доске без комментариев)

- Мы не только по-разому воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить можно шестью способами, обозначенными цветными шляпами. Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Боно(дословно – надень свою мыслительную шляпу-на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э де Боно и предлагает «поразмыслить шестью различными способами»).

-Сформулируйте конкретнее, каким видом деятельности мы будем заниматься на уроке.

Подберите как можно больше синонимов к слову «мыслить», используя словари.Сколько их получилось?(можно подобрать 23)

- Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили.Что такое мышление? Проверьте себя по словарю Ожегова, Энциклопедии для детей.

-Какие виды мышления вы можете назвать? (творческое, интуитивное, образное, символическое, критическое...). Стратегия «шести шляп» и предполагает шесть разных видов мышления. Он побуждает нас к разноцветной, разнообразной, нестандартной оценке изученного и пережитого.

ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


БЕЛАЯ мыслим фактами, Без эмоций, без субъек- -Какие события произо-

цифрами. тивных оценок. Только шли? Даты. Количество

ШЛЯПА факты! предметов...


ЖЕЛТАЯ положительное, Выделение позитивных Что положительного,

ШЛЯПА позитивное мыш- сторон и аргументирова- полезного...

ление. ние.

ЧЕРНАЯ критическая. Выявление противоречий, Что было трудно, неясно,

ШЛЯПА критическое мышле- недостатков, их причин. проблематично...

ние.

КРАСНАЯ эмоциональная Связь изменения эмоц. С какими явлениями свя-

ШЛЯПА состояния с рассматри- заны эмоции:грусть, оби-

ваемыми явлениями. да, радость...

ЗЕЛЕНАЯ творческая Поиск новых граней в Что можно сделать иначе?
ШЛЯПА изученном материале. Усовершенствовать?

СИНЯЯ философская, Поиск обобщающих парал-
ШЛЯПА обобщающая. лелей, общие выводы.


  1. Осмысление (смысловая стадия)

- «Мы»- роман о будущем, написанный в эпоху, когда будущее созидается и сомнений в своей «единственной правильности не вызывает». Определите основные вопросы романа.(Что является предметом изображения в романе?(будущее). Для чего изображается далекое будущее?(взаимоотношения личности и государства, индивидуальности и коллектива).Каковамодель общества будущего? Каково место человека в таком государстве? Счастлив ли он? Каков смысл названия? Что противостоит обезличиванию человека?(любовь).

Давайте сформулируем проблему нашего исследования.(как решает Е. Замятин проблему выбора «Я – МЫ», выявление авторской концепции человека и мира)


Работа в группах.

Каждая группа получает одну из шляп.

Наобсуждение дается 10 минут.

Выступления групп(по одному представителю)


Анализ выводов, обобщение.

- Каждая группа рассматривала роман под определенной точкой зрения и пришла к следующим выводам...(все фиксируется на бумаге фломастерами)


  1. Рефлексия.

- Что дала вам работа по стратегии «шести шляп»?

- Изменилось ли ваше восприятие романа?


  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Размышления после прочтения романа»












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Автор: Клапова Елена Владимировна

Дата: 25.02.2018

Номер свидетельства: 459439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "253606"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства