Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА. «УЧИТЕЛЬСКИЕ НАХОДКИ»
Клапова
Елена
Владимировна
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Дружбы Народов 27
E-mail: gutter@inbox.ru
Учитель русского языка и литературы. Стаж работы 31 год. .Работаю по УМК под редакцией, В. Бабайцевой, М. Разумовской, Кутузова. Ведущая педагогическая идея – развитие творческих способностей учащихся и критического мышления на уроках чтения и письма. Активно использую на уроках элементы театрализации и ИКТ(информационные компьютерные технологии).
Приоритетным направлением в работе считаю отработку умения работы с текстом различного характера: работа со справочной литературой, научной, художественной...
Для активизации внимания учащихся и развития интереса к предмету использую музыкальное оформление (введение в эпоху...), звуки живой природы (изучение лирики...), живопись (воссоздание эпохи изучаемого писателя или поэта...).
Описание методической разработки
.
«Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы»
Краткая аннотация.
П. Л. Лавров писал: «Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически мыслящие личности». Традиционная система обучения, на мой взгляд, недостаточно решает проблему работы с текстом и умение увидеть в обычном необычное. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) предполагает развитие самостоятельности мышления и решения возникающих проблем разными путями. Если ученик научится критически мыслить, то он овладеет разнообразными способами интерпретации, способностью аргументировать свою точку зрения на основе собственных наблюдений и опираясь на мнение собеседника, т. е. используя и осознавая многополярность окружающего мира.
Вышеуказанная технология раскрепощает ребенка и выпускает на свободу детское творчество. Технология РКМЧП. рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и ее решение.
Учебный предмет: литература
Уровень образования школьников: 11 класс
Форма учебной работы: классно- урочная.
Описание разработки:
Различают четыре этапа развития КМ : на начальной стадии ученик видит мир черным или белым, правильным или неправильным. Затем у ученика появляется склонность к сомнению. После чего ученик начинает мыслить аналитически, не рассматривая знания как абсолют, не принимая чужое мнение безоговорочно. И, наконец, проявляется умение проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определенной точке зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации.
Задачи учителя:
Научить учащихся самим добывать информацию.
Создать для ученика среду для развития, самопознания и самовыражения личности.
Развивать способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности
Формировать у учащихся навыки самообразования.
Организация груповой и парной работы на уроке.
Создание в классе атмосферы партнерства.
В основе урока лежит базовая трехфазная модель: вызов-осмысление-рефлексия.
На стадии вызова учащиеся могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу определения проблемы урока, фиксировать на бумаге. Целесообразно сочетать индивидуальную и групповую работы. Индивидуальная работа позволяет каждому ученику активизировать свои знания и опыт. Обмен мнений в группе может способствовать выработке новых идей.
Роль учителя – не поправлять, не критиковать, не морализирировать.
Стадия осмысления – работа с текстом.
Заключительный этап урока – рефлексия (послетекстовая дискуссия).
Занятия по этой технологии проводятся 2-3 раза в четверть. Дети с плохо развитой речью бывают не в состоянии перенести конфликт на словесный уровень и решают его силой. Владение всеми видами речи дает учащимся возможность повысить самооценку и принимать активное участие в жизни общества.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема: «Поразмыслим в шести шляпах» над романом Е. Замятина «Мы».
Цели: Познакомить со стратегией «шести шляп».
Развивать критическое мышление учащихся.
Развивать навык сжатого отбора материала.
Обучать умению анализировать текст.
Оборудование: Шесть шляп в соответствии с таблицей.
Словари, энциклопедии.
Тексты произведения.
Цветная бумага, фломастеры.
Ход урока.
Стадия вызова(вызов интереса к теме, активизация учащихся)
- Как вы понимаете выражение «поразмыслим в шести шляпах»?
(фиксирование высказываний на доске без комментариев)
- Мы не только по-разому воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить можно шестью способами, обозначенными цветными шляпами. Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Боно(дословно – надень свою мыслительную шляпу-на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э де Боно и предлагает «поразмыслить шестью различными способами»).
-Сформулируйте конкретнее, каким видом деятельности мы будем заниматься на уроке.
Подберите как можно больше синонимов к слову «мыслить», используя словари.Сколько их получилось?(можно подобрать 23)
- Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили.Что такое мышление? Проверьте себя по словарю Ожегова, Энциклопедии для детей.
-Какие виды мышления вы можете назвать? (творческое, интуитивное, образное, символическое, критическое...). Стратегия «шести шляп» и предполагает шесть разных видов мышления. Он побуждает нас к разноцветной, разнообразной, нестандартной оценке изученного и пережитого.
- «Мы»- роман о будущем, написанный в эпоху, когда будущее созидается и сомнений в своей «единственной правильности не вызывает». Определите основные вопросы романа.(Что является предметом изображения в романе?(будущее). Для чего изображается далекое будущее?(взаимоотношения личности и государства, индивидуальности и коллектива).Каковамодель общества будущего? Каково место человека в таком государстве? Счастлив ли он? Каков смысл названия? Что противостоит обезличиванию человека?(любовь).
Давайте сформулируем проблему нашего исследования.(как решает Е. Замятин проблему выбора «Я – МЫ», выявление авторской концепции человека и мира)
Работа в группах.
Каждая группа получает одну из шляп.
Наобсуждение дается 10 минут.
Выступления групп(по одному представителю)
Анализ выводов, обобщение.
- Каждая группа рассматривала роман под определенной точкой зрения и пришла к следующим выводам...(все фиксируется на бумаге фломастерами)
Рефлексия.
- Что дала вам работа по стратегии «шести шляп»?
- Изменилось ли ваше восприятие романа?
Домашнее задание.
Написать эссе «Размышления после прочтения романа»