Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке "Волшебная сказка Алдара Косе "»
Цель:
Ознакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа через изучение сказки «Алдар Косе и золотая ложка»
Задачи:
Ознакомление с произведениями устного народного творчества.
Привить интерес к чтению казахских народных сказок, чувство патриотизма, чувство взаимовыручки, доброту, чувство взаимопонимания и коллективизма.
Умение проявить находчивость, сообразительность, лаконично отвечать на вопросы.
Ход урока
1. Организационный момент
Позитивный настрой: Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи и успеха! 2. Сообщение темы и целей урока
Казахский народ с давних времен стремился стать независимым государством. И это нам удалось . Мы стали независимыми. У нас есть своя Республика Казахстан, свой президент. Как его зовут? А когда празднуется День Независимости нашей страны? Сколько лет исполняется независимости РК? Наш урок мы посвящаем этой юбилейной дате.
Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок, в мир тайн и волшебства. И у меня есть волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?
Вытащить из сундучка «Байтерек».
Как вы думаете, почему в нашем сундучке сказок лежит монументальный комплекс «Астана - Байтерек»? Какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?
Так, в основу сооружения нашего сказочного Байтерека был положен сюжет о спасении героем птенцов легендарной птицы Самрук. Наш Президент, вспомнив любимую в детстве сказку «Ер-Тостик», вдохновился ее идеей при разработке комплекса «Байтерек - Астана», как символа, берущего истоки в фольклоре казахского народа. «Байтерек» - это сказочное дерево, которое нашел герой древнего эпоса казахских народных сказок Ер – Тостик. Согласно тюркским легендам, по поверьям казахов в его ветвях раз в год откладывала золотое яйцо сказочная и легендарная птица Самрук, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рожденная Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорожденного. Батыр Ер-Тостик, направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли…»
Во время Съезда мировых и традиционных религий, который проходил в Астане Нурсултан Назарбаев сказал, что тянущиеся вверх ветви символизируют руки разных народов, поддерживающих земной шар.
Сколько времен года мы знаем? С какими цветами они ассоциируются? Зима-белая, весна- зеленая, лето- красное, осень- желтая. Теперь вы должны разделиться на четыре группы с помощью этих разноцветных фигур. Выбираете себе фигуру по цвету любимого вами времени года. Ученики рассаживаются по группам.
А теперь мы проверим ваши знания по волшебной сказке «Ер Тостик».Каждая группа выберет по вопроса из волшебной шкатулки.
Вопрос1.Кто по профессии был Ерназар? А. продавец В. пастух С. скотовод Д. безработный
2. Что случилось в степи? А. дождь В. град С. джут Д. потоп
3. Что старуха достала из сундука и сварила? А. лошадиный тостик В. коровий хвостик С. баранье ушко Д. лошадиное брюшко
4. Что Ер-Тостик взял с собой в дорогу на поиски братьев? А. железную стрелу, деревянную палку, резиновые сапоги В. деревянную стрелу, железную палку, железные сапоги С. железную стрелу, деревянную палку, деревянные сапоги Д. железную стрелу, железную палку, железные сапоги
5.Когда братья заблудились и потеряли весь скот, кто остался от табуна? А. белый баран В. черный конь С. рыжая кобыла Д. серый козел
6. Как звали самую младшую дочь хозяйки юрты? А. Кенжекей В. Бекторы С. Ак-Тюс
7. Остановился ли Ерназар на ночлег в урочище Соркудук? А. да В. нет
8. Что отдал Ерназар Бабе Яге? А. нож В. точилку С. спички Д. кость
9. Кто смог поймать Шалкуйрыка? А. Кенжекей В. Ерназар С. Ер-Тостик Д. джигиты
10. Что случилось с Ер-Тостиком и Шалкуйрыком ? А. провалились в подземное царство змеиного хана Баны В. заблудились в степи С. провалились в подводное царство Д. их поймала Баба-яга и связала
11. Кто встретился на пути Ер-Тостика по дороге к Темир -хану? А. Ветер-богатырь, Всевидящий глаз,Чуткий вор, Богатое Ухо, Гороглотатель,Озерокат В. Вор-богатырь, Ветроног, Чуткое ухо, Горокат, Озероглотатель, Всевидящий Глаз С. Чуткий Ветер, ухо-Богатырь, Вор, Большегор, Озерокат, Чуткий Глаз
12. Сколько нитей должно было остаться, чтобы уцелел конь Ет-Тостика? А. одна В. две С. три
13. Как Темир-хан решил уничтожить Ер-Тостика и его богатырей? А. увезти в лес и убить В. сжечь в сарае из толстого железа С. связать и утопить
14. В чем была смерть Шоин-Кулака? А. В яйце В. в цыплятах С. утке Д. в зайце
15. Что указало на счастливое возвращение Ер-Тостика? А. развязанный платок и родившийся верблюжонок В. убежавший конь и потерянный платок С. родившийся жеребенок и перевязанный платок
3. Изучение новой темы.
Отгадайте загадку:
Он живет без бороды,
С баем говорит на «ты».
Он над баями смеется,
В руки баям не дается!
Смех его-священный дар
И зовут его….
Дополнительные сведения об Алдаре- Косе:
Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, которого постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Когда у него родился сын, он назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода. Поэтому его и прозвали Косе, что означает "безбородый". Алдар-Косе- это не имя, а прозвище. Алдар - означает обманщик, Көсе - безбородый. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и жадными людьми. Богатства у него не было, но хитростью он без проблем мог добыть себе еду.
Алдар-Косе был заступником бедняков, хитрым и добрым смельчаком. Он постоянно обводил вокруг носа богатых баев, не боясь вступать в спор даже с самим чертом. Глупцы, скупцы и злодеи жестоко наказывались им.
Аналогичные персонажи у других народов: Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян Ходжа Насреддин — у некоторых восточных народов, в том числе и у казахов (наряду с самим Алдаром-Косе), Омирбек — у каракалпаков, также встречается в эпосе казахов (особенно южных) ввиду родства языков и культур, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен, Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев Хитрый Пётр — у южных славян, Гершеле Острополер (Хершеле из Острополя) — у евреев-ашкеназов, Пэкалэ — у румын.
Ребята,на этом слайде вы видите знаменитого режиссера и артиста Шакена Айманова в роли Алдара Косе. Есть фильм про Алдара Косе.
Алдар Косе является героем многих сказок. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Алдар Косе и волшебная ложка». Давайте посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма.
-Вам понравился мультфильм?
-О чем он?
Групповая работа «Кластер»
-Кто является главным героем мультфильма? – Какой это герой: положительный или отрицательный?
Ребята, вы должны будете составить кластер.Охарактеризовать Алдара Косе и бая.Затем каждая группа будет выходить и защищать.
Мы встречаем много предметов и явлений национального быта, обряды, казахское гостеприимств, показан животный и растительный мир. Все это придает сказке национальное своеобразие.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат.Понравилась ли вам сказка?
· Чем понравилась сказка?
· Какие чувства возникли?
· К какому виду относится сказка?
· Кто из героев сказки вам понравился?
· На кого из них вы хотели бы быть похожи?
· Почему?
Выводы.
В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней ….» Продолжите (намек, добрым молодцам урок).
-Чему научили вас сказки Ер Тостик и Алдар Косе?
Сказка «Ер Тостик»учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Ребята,и вы должны быть патриотами своей родины.Вы –подрастающее поколение нашей страны,должны приложить все усилия для процветания и дальнейшего развития нашей независимой страны. А для этого вам нужно получить хорошие знания.
И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Но самое главное, чему учит нас сказка – оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Подведение итога урока:
Интересны казахские сказки? Возникло ли у вас желание прочитать другие казахские сказки?