kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Алдар-косе и хвастливый бай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Тулегенова.А.К.

Тема урока: «Алдар-косе и хвастливый бай»     

Класс: 5

Тип урока:  урок-путешествие в сказочный мир

Формы урока: на основе использования технологии развивающих игр,опережающего

                         обучения добиться понимания сказки

Оборудование: выставка сборников сказок, рисунки из сказок,рисунки учеников на тему

                          «сказки»,волшебная корзина,волшебные предметы из волшебных сказок,

                         карточки

Методы: словесный,наглядный,метод инсценировки,метод тестирования.

Цели: а) изучение казахской народной социально-бытовой сказки

          б) вести беседу о сказках,активизировать мыслительную деятельность

          в) воспитывать скромность,любовь к сказкам

Ход урока:

Организационный момент.

Опрос домашнего задания.

     Тест. Иван Царевич и Серый волк.

  (Русская народная сказка)

1.Жил-был царь Берендей,у него было три сына,младшего звали Иваном:

а) присказка

б) зачин

в) концовка

2,Иван видит на яблоню села:

а) Ворона

б) Лебедь

в) Жар-птица

3. Сказка «Иван-Царевич и Серый волк»

а) бытовая

б) волшебная

в)  о животных

4. Все приказы отца царя ицаря Афрона,царя Кусмана Иван-Царевич выполнял:

а) с помощью братьев

б)  с помощью друзей

в) вместе с Серым волком

5. Правильно назовите по порядку добычу Ивана-Царевича:

а) Златогривый конь,Жар-птица,Елена Прекрасная.

б) Жар-птица,златогривый конь

в) Елена Прекрасная

Беседа о сказках.

-Что такое сказка?

    Сказки- интересные рассказы о необыкновенных вымышленных событиях и приклю-

чениях.

     Сказки появились очень давно.Их сочинили талантливые люди из народа,и когда по-

явилась письменность их стали записывать.

    Учитель: -Давайте вспомним,ребята «Что такое устное народное творчество»?

Устное  народное  творчество

Народные песни     Сказки      Былины        Пословицы       Загадки

                  Сказки

Сказки о животных   Волшебные сказки    Бытовые  сказки

  Работа с  наглядным материалом.

Учитель:  Что дает  чтение  сказок?

-Чтение сказок обогащает наше воображение,имеет большое познавательное значение,

доставляет эстетическое наслаждение. Они являются источником,вдохновения для сов-

ременных писателей,художников,музыкантов.

-Назовите главных героев волшебных сказок.

-Василиса Премудрая,Иван Царевич,Баба-Яга,дракон-айда?ар,людоед-жезтырнак,Кощей

Бессмертный,Ведьма,Иван-дурак,Царевна-лягушка,сиротка.

        Новая тема:Сейчас урок литературного чтения.Сегодня мы совершим путешествие в

сказочный мир.На пути нас встретят интересные сказки.

                     План:

1 этап.Встреча с первой сказкой

2 этап. Встреча со второй сказкой

3 этап. Встреча с третьей сказкой.

4 этап. Встреча с четвертой сказкой

      Итак,начинаем путешествие в сказочный мир.

Выпрямили спину,подняли голову и давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в

пути.

   Итак,идем,идем.Вот мы встретили сказку.

Теперь,должны узнать сказку,для этого Умбеталин Рим приведет отрывок из сказки,а вы

должны сказать,как называется сказка.

А дорога-далека,

А корзинка-нелегка.

Сесть бы на пенек

Съесть бы пирожок.              («Маша и медведь»)

 Она пропустит нас дальше,если мы выполним его задания. Запишите тему урока

«Алдар-косе и хвастливый бай».

-Прямо из названия сказки можно сказать кто из них положительный герой и кто отри-

цательный герой?  -Кто такой Алдар-косе?

-Обманщик,насмешник (к?лдіргі)безбородый обманщик.

Шапенов Биржан расскажет нам о сказках Алдар-косе.

-Теперь,посмотрим мультфильм на сказку «Алдар-косе»,но прежде чем посмотреть

мультфильм обратите внимание на то,где происходит событие из сказки,обратите

внимание на поступок и речь главного героя Алдара-косе.

Справились с заданием этой сказки идем дальше.

2 этап.  Встреча со второй сказкой.

Рим приводит отрывок из сказки.

« Катится колобок,а навстречу ему Волк: Колобок,колобок я тебя съем!» («Колобок»).

Учитель: разъясняю задание этой сказки.

А теперь,игра  «Испытай себя!»

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Алдар-косе и хвастливый бай" »

Учитель: Тулегенова.А.К.

Тема урока: «Алдар-косе и хвастливый бай»

Класс: 5

Тип урока: урок-путешествие в сказочный мир

Формы урока: на основе использования технологии развивающих игр,опережающего

обучения добиться понимания сказки

Оборудование: выставка сборников сказок, рисунки из сказок,рисунки учеников на тему

«сказки»,волшебная корзина,волшебные предметы из волшебных сказок,

карточки

Методы: словесный,наглядный,метод инсценировки,метод тестирования.

Цели: а) изучение казахской народной социально-бытовой сказки

б) вести беседу о сказках,активизировать мыслительную деятельность

в) воспитывать скромность,любовь к сказкам


Ход урока:

Организационный момент.


Опрос домашнего задания.

Тест. Иван Царевич и Серый волк.

(Русская народная сказка)


1.Жил-был царь Берендей,у него было три сына,младшего звали Иваном:

а) присказка

б) зачин

в) концовка


2,Иван видит на яблоню села:

а) Ворона

б) Лебедь

в) Жар-птица


3. Сказка «Иван-Царевич и Серый волк»

а) бытовая

б) волшебная

в) о животных


4. Все приказы отца царя ицаря Афрона,царя Кусмана Иван-Царевич выполнял:

а) с помощью братьев

б) с помощью друзей

в) вместе с Серым волком


5. Правильно назовите по порядку добычу Ивана-Царевича:

а) Златогривый конь,Жар-птица,Елена Прекрасная.

б) Жар-птица,златогривый конь

в) Елена Прекрасная


Беседа о сказках.

-Что такое сказка?

Сказки- интересные рассказы о необыкновенных вымышленных событиях и приклю-

чениях.

Сказки появились очень давно.Их сочинили талантливые люди из народа,и когда по-

явилась письменность их стали записывать.


Учитель: -Давайте вспомним,ребята «Что такое устное народное творчество»?




Устное народное творчество




Народные песни Сказки Былины Пословицы Загадки


Сказки








Сказки о животных Волшебные сказки Бытовые сказки

Работа с наглядным материалом.


Учитель: Что дает чтение сказок?


-Чтение сказок обогащает наше воображение,имеет большое познавательное значение,


доставляет эстетическое наслаждение. Они являются источником,вдохновения для сов-


ременных писателей,художников,музыкантов.


-Назовите главных героев волшебных сказок.


-Василиса Премудрая,Иван Царевич,Баба-Яга,дракон-айдаһар,людоед-жезтырнак,Кощей


Бессмертный,Ведьма,Иван-дурак,Царевна-лягушка,сиротка.


Новая тема:Сейчас урок литературного чтения.Сегодня мы совершим путешествие в


сказочный мир.На пути нас встретят интересные сказки.


План:


1 этап.Встреча с первой сказкой


2 этап. Встреча со второй сказкой


3 этап. Встреча с третьей сказкой.


4 этап. Встреча с четвертой сказкой


Итак,начинаем путешествие в сказочный мир.


Выпрямили спину,подняли голову и давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи в


пути.


Итак,идем,идем.Вот мы встретили сказку.


Теперь,должны узнать сказку,для этого Умбеталин Рим приведет отрывок из сказки,а вы


должны сказать,как называется сказка.


А дорога-далека,


А корзинка-нелегка.


Сесть бы на пенек


Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)


Она пропустит нас дальше,если мы выполним его задания. Запишите тему урока


«Алдар-косе и хвастливый бай».


-Прямо из названия сказки можно сказать кто из них положительный герой и кто отри-


цательный герой? -Кто такой Алдар-косе?


-Обманщик,насмешник (күлдіргі)безбородый обманщик.


Шапенов Биржан расскажет нам о сказках Алдар-косе.


-Теперь,посмотрим мультфильм на сказку «Алдар-косе»,но прежде чем посмотреть


мультфильм обратите внимание на то,где происходит событие из сказки,обратите


внимание на поступок и речь главного героя Алдара-косе.


Справились с заданием этой сказки идем дальше.


2 этап. Встреча со второй сказкой.


Рим приводит отрывок из сказки.


« Катится колобок,а навстречу ему Волк: Колобок,колобок я тебя съем!» («Колобок»).



Учитель: разъясняю задание этой сказки.


А теперь ,игра «Испытай себя!»


В этой игре есть волшебные предметы из волшебных сказок.Они творят чудеса.


-Назовите свои волшебные предметы и откроется вам вопросы и вы должны ответить


на эти вопросы. Кто ответит правильно получит волшебную тыкву из волшебной кор-


зины,которая исполнит ваши желания.


Вопросы:


  1. Ковер-самолет


-Что отражается в казахских социально-бытовых сказках?


В этих сказках отражается реальная жизнь в казахской степи,вера в победу,добра над


злом,мечта о справедливости и счастье.


  1. Тюбетей-невидимка


-Что характерно для казахских социально-бытовых сказок?


Для казахских социально-бытовых сказок характерно острая насмешка,язвительность,

Беспощадность в разоблачении баев и биев.


  1. Живая вода.


-Кто является героями казахских социально-бытовых сказок?


Героями казахской социально-бытовых сказок являются простые люди: охотник,ското-


Вод,мудрый пастух,койшы,Острослов Жиренше-Шешен,хитрец,обманщик и насмеш-


ник Алдар-косе,позднее появляются народные заступники Рустем-батыр,Кобланды-ба-


тыр,Алпамыс.


4.Волшебный огонь.


-Какие качества Алдара-косе ценит народ?


Народ ценит в Алдаре-косе его ум,находчивость,доброту.


5.Сапоги-скороходы.


-Что отражают русские и казахские сказки?


Русские и казахские бытовые сказки отражают их быт и традиции.


6. Волшебное кольцо.


-Что выражают сказки?


Сказки выражают мысли народа,его чувства,его мечты и надежды.


7. Мертвая вода.


-Кто сыграл роль в фильме «Алдар-косе» роль Алдара-косе ? Покажите его портрет.


В фильме «Алдар-косе» роль Алдар-косе сыграл народный артист.Советского Союза


Шакен Айманов.


Итак,и эта сказка пропускает нас дальше.


Теперь: «Третья сказка».Я приведу отрывок из сказки,а вы должны узнать сказку:


3 этап. Встреча с третьей сказкой.


Она целыми днями работала,мыла полы,стирала,готовила.(«Золушка»)


Золушка приготовила нам конкурс.


«Конкурс Золушки»


Будем инсценировать сказку «Алдар-косе и хвастливый бай».Разъясняю условие


Конкурса.После инсценировки будем заполнять оценочный лист,где оцените свое ак-


терское мастерство.


По итогам общих баллов получим медаль «За актерское мастерство» от Золушки.


Оценочный лист




Ф.И.О





Самоценка






Взаимо-

оценка




Учитель

поставил

оценку



Общий

балл




1.Туремуратов

Калбек

Жалгасович


2.Шапенов

Биржан

Дауржанович












































Второе задание этой сказки


Словарная работа:


Слова на карточках висят на доске,а я сейчас раздам вам переводы этих слов на казах-


Ском языке.Они тоже на карточках.Выполняем письменно.И вы должны найти переводы


русских слов на казахском языке.


Хитрый- айлакер,қу.


Добрый-мейірімді


Находчивый-тапқыр,жол жоқ жерден жол тапқан


Хвастливый-мақтаншақ


Смышленный-зерек,алғыр


Глупый-ақымақ


Скромный-сыпайы,қарапайым,кішіпейіл

Алчный-тойымсыз


Изворотливый-епті,икемді


Спесивый-мақтангой,паң,асқақ


Жадный-сараң,ашкөз


И эта сказка пропускает нас дальше.


4 этап. Встреча с четвертой сказкой. Я приведу отрывок.


« Стал дед рвать репку: тянет-потянет,вытянут,не может». («Репка»)


По заданию этой сказки мы должны составить Диаграмму Венна,должны охарактери-


зовать главных героев «Алдар- косе и Хвастливый бай»


Диаграмма Венна



Различие Сходство Различие

Хвастливый бай


Хвастливый


Глупый


Алчный


Спесивый


Жадный

Алдар-косе


Хитрый


Добрый


Находчивый


Смышленный


Скромный


Изворотливый


РСходство

Алдар-косе












Живется







Вопросы: -Кому из них живется легче в жизни?


-Есть ли люди в жизни похожие на Алдару-косе и хвастливому баю?


-Замечали ли вы своем характере те плохие черты,что у хвастливого бая?


-Надо избавиться от них, от жадности,глупости.


Чему учит сказка

Алдар-косе и хвастливый бай?







Доброте Скромности Мудрости Вере в справедливость



Итоги урока: -Что узнали?


-Что непонятно?


-Что больше всего понравилось на уроке?


Вот возьмите сердечко.В этом сердечке живут добрые слова. Эти добрые,теплые,


ласковые слова пускай живет и в вашем сердце: Это слова доброта,скромность,вера в


справедливость и мудрость.На память,вам от этого урока.


Оценивание.


Домашнее задание: Сказка Алдар-Косе и хвастливый бай.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему "Алдар-косе и хвастливый бай"

Автор: Тулегенова Айжамал Казбаевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210751

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства