Каждый год седьмого июля в больших и маленьких городах, в самых далеких сёлах чествуют семейные пары, прожившие в любви и согласие не один десяток лет. Седьмое июля – всенародный праздник, День любви, семьи и верности. Символом его является полевой цветок ромашка, с сердцевиной солнечного цвета, от которой во все стороны тянутся изящные белоснежные лепестки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских»»
Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие, настрой на работу
2. Работа по теме урока
- Слово учителя о празднике
Каждый год седьмого июля в больших и маленьких городах, в самых далеких сёлах чествуют семейные пары, прожившие в любви и согласие не один десяток лет. Седьмое июля – всенародный праздник, День любви, семьи и верности. Символом его является полевой цветок ромашка, с сердцевиной солнечного цвета, от которой во все стороны тянутся изящные белоснежные лепестки. Самое торжественное празднование проход в городе Муроме. Давайте на несколько минут перенесёмся в славный город Муром. (видеофильм) И сегодня мы будем говорить об этом городе, её людях,
- А сейчас я расскажу вам об авторе и истории создания повести.
В 16 веке одним из самых любимых, самых читаемых произведений становится «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До нас дошли полторы сотни её списков, - такое редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности. Это значит, что повесть переписывалась множество раз, распространялась очень широко, в разных краях Русской земли.
Кто же написал это произведение? К сожалению, в учебнике-хрестоматии автор не указан, а это был достойнейший человек своего времени, писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай – Еразм. Исследователи давно предполагали, что автором повести был писатель, в миру – Ермолай, в монашестве – Еразм.
В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария (с 1542 года митрополит Московский и Всея Руси) переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения) – грандиозное собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит Макарий привлёк образованнейшего писателя Ермолая.
«Повесть о Петре и Февронии» в авторском рукописном сборнике называется «житием» (жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых), так как была написана в связи с канонизацией, то есть с причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев в 1547-49 годах.
Источником для этого произведения послужили муромские легенды. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая такое сильное влияние, что он создал не жизнеописание святых Петра и Февронии, как этого хотел митрополит Макарий, а произведение, по существу, далёкое от житийного жанра. Только конец повести, где автор рассказывает о благочестивой кончине Петра и Февронии, напоминает о житийном повествовании. Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали.
3. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских. Работа с текстом. Реализация домашнего задания.
Учитель. мы обратимся к произведению, чтобы глубже вникнуть в суть повествования, чтобы понять, что же хотел рассказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далёкого прошлого. Попробуем разобраться в характерах героев, вслушаемся в слово (речь) наших далёких предков и попытаемся провести параллель между прошлым, настоящим и будущим. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы все дома перечитали текст. А вспомнить основные эпизоды повести поможет небольшая викторина.
3.1. Викторинапо «Повести…» (Учащиеся слушают цитату из текста и отвечают на вопросы).
«Доблестный князь Пётр взял меч и с того дня искал подходящего времени, чтобы убить Змея».
- Кто такой князь Пётр? Почему ему необходимо было убить Змея? Удалось ли это ему? Перескажите соответствующий эпизод близко к тексту, сохраняя по возможности стилистику древней литературы.
«Я – врач, но даров мне не надо. Моё слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его».
- Кто этот загадочный врач? Почему не взяла даров? Сумела ли она исцелить Петра? Кто она по происхождению? (Девица; крестьянка.)
«Вскоре он /Пётр/ вновь покрылся струпьями и язвами».
- Почему же Пётр не исцелился? Может, Февронии не хватило мудрости?
«Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно».
- О ком говорит автор? Как же удалось Февронии взять Петра в мужья?
«Блаженный (благочестивый) Пётр не мог оставить жену свою ради своего княжения и решил покинуть Муром».
- Почему Пётр должен был оставить родной город? Почему не оставил жену свою ради княжения?
«Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество своё».
- К кому обращена эта просьба? Кто сказал это и почему? (Бояре.)
- Как характеризует это вельмож? (Поняли свои ошибки.)
- Смогли ли Пётр и Феврония простить бояр? Не пытались ли отомстить за обиды прошлые?
«Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются…в едином гробе».
- Как произошло это таинственное перемещение тел?
Учитель. Эта сцена смерти святых, которые чудесным образом оказались в одной гробнице, самая сильная в повести.
- Что хотел сказать автор этим эпизодом? Какие прекрасные качества человеческой души воспевает далёкий предок?
(Сначала учащиеся формулируют ответ в устной форме, а затем записывают в форме развёрнутого ответа в тетради. Примерный ответ: В повести автор воспевает такие прекрасные качества человеческой души, как любовь, верность, преданность друг другу до гроба и т.п.)
Примечание: в ходе дальнейшей работы на уроке ученики будут продолжать эту запись.
3.2.Кроссворд(с ключевым словом).
2). В каком городе правил князь Павел?
3). Что вышивала для церковного храма Феврония, наречённая Ефросинией?
4). Какой меч смог сразить дьявола?
5). По какой реке поплыли Пётр и его жена?
6). В каком селе жила Феврония?
7). Что велела изготовить Феврония князю из чурочки?
8). Какое средство излечило язвы Петра?
- Мудрость каких героев воспевает автор?
(И Февронии, и Петра, и даже бояр, осознавших своё поведение.)
(Феврония поступила мудро, оставив один струп на теле Петра; Пётр– когда не оставил жену по настоянию бояр; боярепоступили мудро, когда смирили свою гордыню и отправились на поклон.)
Примечание: записать слово мудрость в начатую работу.
- А что ещё, кроме мудрости, помогло Петру и Февронии преодолеть трудности, одолеть всесильных вельмож? (Благородство, ум, умение прощать.)
Примечание: продолжаем запись в тетрадях.
- А какие качества людей неприятны автору?
(Зависть, лживость, мстительность и т.п.)
- Кто в повести наделён отрицательными чертами?
(Бояре, их жёны – злые, завистливые.)
Учитель. Итак, автор прославляет в повести любовь, верность, мудрость, ум, преданность, благородство.
- А современные писатели в современных произведениях поднимают подобные вопросы? Рассматривают ли подобные проблемы?
(Учащиеся вспоминают известные им произведения, изученные в школе или прочитанные самостоятельно.)
Учитель. Действительно, традиции древнерусской литературы продолжаются в литературе нового времени и будут передаваться из поколения в поколение, ибо проблемы любви, верности, долга вечны, они живут во времени – в прошлом, в настоящем, в будущем.
3.3. Связь повести с фольклором.
Учитель. Итак, истоки современной литературы в древнерусской литературе.
- А где истоки древнерусской литературы? Что напомнил вам сюжет повести?
(Сказку. Истоки древнерусской литературы в устном народном творчестве – в фольклоре.)
Учитель. Дома вам предлагалось выписать сказочные элементы, которые вы отыскали в повести.
- Какие сказочные элементы вы отыскали в тексте? Какие фольклорные мотивы и образы использует автор?
(Змей-оборотень, вступающий в связь с замужней женщиной; чудесный меч-кладенец, от которого змей погибает, мудрая дева, говорящая загадками; чудесные превращения, например, хлебных крошек в ладан и т. д.)
- А что ещё напоминает сказку? Какие две противоположные силы представлены в повести?
(Добра и зла.)
- Кто представляет в повести добро? Зло? Что побеждает в итоге?
(Добро – как и во всех сказках.)
- А можно ли зло уничтожить ответным злом, ненавистью?
- Как поступают мудрые Пётр и Феврония, преодолевая все враждебные действия бояр? Помнят ли они зло, причинённое им? Отвечают ли злом назло?
(Они прощают боярам их ошибки, они не предают друг друга, они преданны друг другу, верны и благородны по отношению к другим.)
- С какой интонацией нужно читать это произведение, насыщенное фольклорными элементами?
3.4.Словарная работа. Проверка индивидуальной домашней работы учащихся (работа в малых группах).
Учитель. В основе изучения всякого художественного произведения – словарная работа. На странице 35(2) учебника даны устаревшие слова. Дома группа ребят работала над словарём к тексту. Им предлагалось не только выписать то или иное слово, но и дать его лексическое толкование. Кроме того, предлагалось подумать, окончательно ли устарели эти слова или же до сих пор используются в разговорной речи.Результаты этой исследовательской работы предоставит руководитель группы. (Прочитать слово и указать его лексическое значение.)
(С почтением – с уважением; лукавый обманщик – хитрый; жена поведала – рассказала; пронырство – вездесущность; чудное зрелище – необычное; дивился – удивлялся; дева умная – умная девушка; наветы – наговоры, ложь; блаженный – благочестивый; чадолюбивые – любящие детей; чистые души – безгрешные и др.)
- Какие слова до сих пор употребляются в речи? Какие ушли из активного словаря?
(С почтением, проныра – эти слова употребляются в разговорной речи (с уважением, ловкий человек; реже употребляются такие красивые слова, как дева, поведать, дивиться – они лишь в сказках остались, а в разговорной речи чаще их заменяют такими современными словами, как девушка, рассказывать, удивляться; почти не употребляются слова лукавый, блаженный (только в церковной литературе), говорят просто хитрый или обманщик, не блаженный, а добрый; теперь говорят не наветы, а ложь. Совсем не используется в современной разговорной речи слово искони(издавна), оно только в художественных произведениях встречается.)
- Как изменился бы текст повести, если б автор использовал иные слова и выражения, например: не дева мудрая, а девушка умная; не поведала, а рассказала, удивлялся, а не дивился и т.п.?
(Жанр сказки предполагает именно эти слова, другие слова были бы неуместны.)
- Интересна ли была вам эта словарная работа?
Учитель. Действительно, эта работа и интересна, и познавательна и, наверное, помогла почувствовать особую лексику древнерусской литературы.
- Что можно сказать об авторе, который смело и удачно соединил в тексте слова разных стилей: и церковные, и фольклорные, и
просторечные, и высокие?
(Это действительно очень образованный человек! Такие разные слова, но все они на своём месте.)
3.5. Работа с иллюстрациями к повести.Работа по развитию речи.
Учитель. Работа с иллюстративным материалом поможет вам дополнить представление о героях, о замысле писателя.
- Рассмотрите на странице 34 иллюстрацию. К какому эпизоду этот рисунок? Какие слова из текста можно подписать под ним? Найдите и прочитайте цитату из повести.
(Стр. 33: «Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми. Возвращайся в отечество своё. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим».)
- Какими средствами художник раскрывает авторский замысел и рисует вельмож действительно просящими, умоляющими князя и княгиню вернуться в родной город?
(Художник…рисует бояр упавшими на колени, руки протянуты с мольбой, один склонил голову почтительно, другой в пояс кланяется.)
- А каким увидели вы князя Петра? Почему художник изобразил его именно так? Посмотрите, князь жестом показывает, чтобы бояре встали, успокоились. В тексте ничего не говорится о том,чтоон им ответил,какимбыло его поведение в тот момент,каковыего жесты? Автор сразу пишет: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония…» Так что же хотел сказать художник своим рисунком? Какой авторский замыселпытается подчеркнуть?
(Художнику важно показать, что Пётр не держит зла на бояр. Не гневается на своих обидчиков – именно такими рисует своего героя писатель Ермолай. Автор сообщает, что Пётр и Феврония правили справедливо, всех любили, а значит и зла не держали ни на кого.)
- Почему князь Пётр не отказал вельможам?
(Для него важнее всего спасти тех, кто не погиб в борьбе за княжеский престол.)
Учитель. Вспомните, что автор называет Петра «блаженным», то есть благочестивым, добрым, и постоянно подтверждает это поступками героя.
- А какой диалог можно было бы составить по данной иллюстрации? Что мог бы ответить князь Пётр боярам?
Слово предоставляется руководителю второй группы, которая работала дома над составлением реплики Петра с использованием лексики древнерусской литературы.
(-Не скорбите, вельможи милостивые. Бог не оставит вас сирыми. Возвращайтесь спокойно в отечество своё. Мы на вас зла не держим. «И вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония.»)
Учитель. Третья группа ребят «работала» иллюстраторами.
- К каким эпизодам повести вы сделали рисунки? Почему именно к этим? Чтохотели сказать своими иллюстрациями?
(Руководитель 3 группы представляет рисунки.)
3.6. Обобщающая беседа о главных героях. Отношение автора к героям.
- Кто является главным героем повести?
(Пётр и Феврония.)
- А как автор показывает это?
(Князь Пётр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть; писатель Петра и Февронию сделал положительными героями, вынес их имена в заглавие произведения, хотя пишет и о других героях тоже.)
- А почему мы считаем Петра положительным героем? Разве он всегда поступал по совести? Вспомните эпизоды, когда он проявил себя не совсем положительно.
(Не женился сразу на Февронии; стал её испытывать, когда жёны бояр стали наговаривать на неё, например, про крошки, которые она сбрасывает.)
- Так почему же автор всё же считает Петра главным героем?
(Пётр исправил свои ошибки.)
Учитель. Для автора важнее всего, чтобы человек понял, осознал свои ошибки и постарался их исправить. Нравственное совершенствование человека, то есть внутренняя готовность человека творить добро, - главнее всего для автора. Даже бояре в конце повести изменились и пришли с покаянием.
- Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
(Он призывает людей измениться, ценить людей не по происхождению, а по их поступкам; а ещё он хотел сказать, что среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные.)
- Какие чувства вы испытывали к героине, читая авторское повествование оней?
(Сочувствовали, жалели, когда её не принял Пётр, а потом бояре; уважали за ум, мудрость, верность; радовались, когда все поняли, что она хороший человек, и приняли её.)
- А каково, по вашему мнению, отношение автора к героине?
(Он очень хорошо пишет о ней. Кажется, что он сам и сочувствует ей, и жалеет, и восхищается её умом и благородством.)
Учитель. Действительно, автор как бы живёт жизнью своей героини, вместе с ней проходит через все испытания – всё это и определило поэтическую настроенность произведения в целом.
- Убедил ли вас нынешний урок, что повесть далеко не житие святых, апоэтическое произведение древнерусской литературы о верности, преданности, любви?
(Повесть эта своего рода гимн любви и верности.)
- Как вы думаете, легко ли было автору написать это произведение? Ведь от него ждали житие святых, а он написал повесть, где воспел мудрость простой крестьянки, верность, любовь, благородство, преданность. Каково ваше мнение и отношение к автору?
(Восхищение его смелостью и талантом.)
- Как вы думаете, почему автор, так уважающий свою героиню, её имя ставит после имени мужа? Не поможет ли вам найти ответ «Поучение Владимира Мономаха», недавно изученное? Найдите ответ в тексте «Поучения…» (см. стр. 26-27 учебника-хрестоматии).
(«Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой».)
Учитель. Действительно, у наших предков были свои взгляды на роль женщины. Женщину надо уважать за её ум, а не за происхождение, но выше мужчины её ставить нельзя.)
- А какие ещё идеи «Поучения...» нашли своё отражение в повести? Прочитайте цитаты из «Поучения…» и прокомментируйте их.
(«не уклоняйтесь учить увлекающихся властью», то есть бояр да и самого Петра, каким он был вначале; «лжи остерегайтесь» - Пётр не послушал сплетен бояр и их жён.)
Работа со 2 эпиграфом.
- Почему автор называет достоянием древнерусские Письмена?
(Это наше национальное богатство; благодаря письменам мы узнаём историю нашей страны, её культуру, литературу.)
Учитель. А ещё благодаря Письменам, этому великому достоянию, из поколения в поколение передаётся эстафета мудрости, добра, справедливости, верности. А потому мне хотелось бы обратиться к высказыванию ещё одного специалиста по древнерусской литературе Д.С. Лихачёва из предисловия к книге«Рассказы русских летописцев 12-14веков». И это не просто слова, это призыв, обращение к нам, живущим в 21 веке:
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности».
Интересно, что «Повесть…» оказала влияние на формирование кинежской легенды. Эта легенда изложена в романе И.И. Мельникова – Печёрского «В лесах»; в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила композитора Римского – Корсакова, создавшего на её основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Работа над определением конкретной темы урока.
Учитель. Обратите внимание, что тема урока указана общая.
Подумайте, как можно её конкретизировать, исходя из нынешнего урока? Что хотел сказать автор? Какую главную мысль хотел донести до читателей? Каковы нравственные заветы Древней Руси? Что побеждает, торжествует в итоге?
Учитель. Торжество мудрости, разума, добра и любви - это и есть основная идея повести, именно так можно сформулировать тему нашего урока.
Запись темы: Торжество мудрости, разума, добра и любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Учитель. Мощи святых Петра и Февронии, покровителей семейной жизни, хранятся в Муроме. 8 июля православная церковь вспоминает этих святых, которые прожили долгую семейную жизнь и умерли в один день – 8 июля – именно этот день считают Днём Влюблённых в православии. До сих пор 8 июля совершаются паломничества в Муром: и тех, кто только решил вступить в брак, и тех, кто пришёл сюда поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни.
4. Домашнее задание(одно по выбору учащихся или по группам):
по учебнику
5. Рефлексия.
- Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?
- Чему вы научились сегодня? Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?
- Не захотелось ли кому-то продолжить знакомство с произведениями «старины глубокой»?