kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями данного урока являются:

1. Ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.
2. Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.
3. Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам – писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские") »




Разработка урока литературы для 7 класса

(технология «Творческие мастерские»)

Тема: « Гимн любви и верности – «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Моделирование урока – мастерской (7 класс)

Цели:

  1. Ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских», формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков, настроить на серьёзную подготовку к встрече с древнерусской литературой.

  2. Развивать навык аналитического творческого чтения древнерусской литературы, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы; умение цитировать.

  3. Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам – писцам, оставившим свидетельство высокой морали, поучений и забот.



Ход урока:


  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!


  1. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы впервые прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы.


  1. Индуктор

Детям предлагается презентация, церковные песнопения и медленно чередующиеся с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи, созвучной повести. Это иконы святого Сергия Радонежского, Святого Пантелеймона, Святой Татианы , а также иконы других святых с их тонким изяществом и созерцательным умиротворением.

По окончании презентации:

- Многие из Вас были в церкви, окунались в святую тишину и спокойствие, всматривались в лики святых. Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения нереальных личностей или простых людей, которые жили среди обычных людей?

О жизни таких людей рассказывается в житийной литературе. Сейчас мы послушаем сообщение Алены и Насти об особенностях этого жанра.


  1. Жанр жития в древнерусской литературе.

  1. Слово заранее подготовленных учеников:

а) Древнерусская литература выдвигала Христа в качестве образца поведения человека (примеры из «Похвалы» и «Поучения»).

б) Житийная литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых, которые в своей жизни во всём следуют Христу.

в) Слово «житие» соответствует греческому биос - «жизнь», латинскому vita.

г) Композиция жития

д) Каноны построения, канонизация.


  1. И вот сегодня мы с вами познакомимся с одним из величайших произведений этого жанра - «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Об авторе и стории создания этого произведения рассказывает ученик.




5. Работа в творческих группах. Социализация.

Учитель заранее (в целях экономии времени и поддержания порядка в классе) делит класс на группы так, чтобы возможности каждой группы были примерно одинаковыми. Текст жития находится в учебнике литературы и учащимися прочитан дома. Сегодня мы с вами работаем в группах. Каждой группе дается свое задание, над которым она работает.

Найдите в тексте свои аргументы в пользу того, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» можно отнести к жанру (общий вопрос):

  • первой группе – жития (на листе дается определение жития как жанра и его особенности) ,

  • второй – сказки(на листе дается определение сказки как жанра и ее особенности),

  • Третьей – повести(на листе дается определение повести как жанра и ее особенности), используя подсказки в таблице.


6.Реконструкция.

В результате работы каждая группа должна заполнить свою часть таблицы.

Сказка

Житие


Повесть

.


7. Афиширование.

После работы в группах и заполнения своей части таблицы, заслушиваются выступления групп, в процессе которых заполняется общая таблица. Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.


8. Работа в творческих группах. Социализация.

Работа в группах (по трем основным эпизодам повести): знакомство и соединение Петра и Февронии, их жизнь и смерть.

а) выделить эпизод,;

б) анализ символического смысла эпизода по вопросам, полученным каждой группой.


Вопросы первой группе:

  • Почему слуга не может понять в словах древолаза? С какой целью автор использует загадки, распространённый приём в фольклоре.

  • Как отвечает Феврония? (новая загадка - "Тот, кто потребует князя твоего к себе, может вылечить его").

  • Как её растолковывает Феврония? Что можно сказать о Февронии, зная об этих условиях исцеления?

  • Каковы её представления о человеке, в котором она видит своего будущего мужа?

  • Для неё это свидетельство чего?


Вопросы второй группе:

  • Какие чувства испытывает Пётр, услышав рассказ о необычной девушке?

Почему он хочет ее видеть?

  • Почему Феврония ставит условие женитьбы, хотя никогда не видела Петра?

  • Думает ли он об обязательстве жениться на Февронии?

  • Какое решение он принимает?

  • Предполагает ли Феврония такое решение?

  • Для чего князь испытывает мудрость Февронии хитрыми задачами? (Как отвечает Феврония?

  • За что же полюбил Пётр Февронию?



Вопросы третьей группе:


  • Чем они заслужили такое счастье?

  • За что невзлюбили новую княгиню бояре? Что это за козни? Чем они вызваны?

  • Почему князь принимает такое решение - пожертвовать княжением? Что определяет его выбор?

  • В чём находит своё высшее проявление неиссякаемая сила любви Петра и Февронии.

  • Почему люди не хотят соблюдать наказ похоронить в одном гробу? / Люди полагали, что это несовместимо с их монашеским званием./


Вывод учителя

Своей жизнью Петр и Феврония воплотили на земле образ небесного брака - полное единство супругов в любви, открывающее человеку прямой выход в Царство Небесное. Поэтому святая Феврония является покровительницей брака .



9. Афиширование.

Выступления учащихся о своих изысканиях с анализом эпизодов. Заполнение опорного конспекта. Давайте сделаем вывод по тому материалу, который мы обсудили. Каковы же главные добродетели для древнерусского человека?


10. Разрыв.

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Актуальны ли нравственные ценности, исповедуемые древнерусским человеком?»


11. Рефлексия.

В конце урока учитель еще раз показывает учащимся икону с изображением Петра и Февронии и предлагает сравнить литературные и художественные образы этих святых.


12. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «О чём заставила задуматься повесть?»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ищук Юлия Ивановна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Разработка урока литературы для 7 класса "Гимн любви и верности" - "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (технология "Творческие мастерские") "
    ["seo_title"] => string(151) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-7-klassa-gimn-liubvi-i-viernosti-poviest-o-pietrie-i-fievronii-muromskikh-tiekhnologhiia-tvorchieskiie-mastierskiie-1"
    ["file_id"] => string(6) "121711"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414056749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства