Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе по рассказу А.П. Чехова "Душечка"»
Рассказ А. Чехова “Душечка”.
Кто такая Душечка?
I. Индивидуальное задание.
Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.
II. Два взгляда на героиню Чехова.
Л.Толстой: “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки”.
М. Горький: “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба”.
На чьей вы стороне? Почему?
А какова авторская позиция?
III. Проверка домашнего задания.
2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.
1 группа. План рассказа, композиционные приемы.
Душечка замужем за антрепренером Кукиным.
Смерть мужа.
Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.
Смерть мужа.
Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.
Отъезд ветеринара.
Одиночество.
Любовь к Сашеньке.
Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером” своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар”. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни”, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества” [11]
3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.
IV. Авторское отношение к Оленьке Племянниковой.
Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…”
Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини (без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха).
“В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею”.[12]
Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.
V. Выводы.
Почему рассказ называется “Душечка”? Почему в финале глава о Сашеньке?
“Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом” личности”. [13]