kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Урок мордовской литературы в 5 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока мордовской литературы в 5 классе в школьной библиотеке

с применением дистанционных технологий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Урок мордовской литературы в 5 классе"»


Республика Мордовия

Атюрьевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №2»








Методическая разработка урока мордовской литературы в 5 классе


с применением дистанционных технологий


учителя родного языка и литературы


Руськиной Светланы Николаевны













Атюрьево - 2025




Технологическая карта урока мордовской литературы в 5 классе в школьной библиотеке

с применением дистанционных технологий.


Тема урока:«Мордовские народные сказки»


Цели урока

Образовательные:

1.Получить знания о мордовской народной сказке.

2. Введение новых терминов по теме.

3. Познакомиться со сказками.

Развивающие:

1. Способствовать развитию словарного запаса, речи, памяти, фонетического слуха.

2. Развивать творческие способности и инициативность учеников.

Воспитательные:

1. Формирование мотивации и устойчивого интереса к изучению фольклора мордовского народа.

2. Содействовать повышению мотивации на уроках.

Дидактические: формирование УУД в условиях решения учебных и практических задач.


Тип урока

Урок получения новых знаний.

Технологии

Развивающая, коммуникативная, здоровьесберегающая.

Образовательные ресурсы

Родной литература. 5 класс: учебник/ Е. И. Азыркина.- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2014.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, мультфильм, карточки, тесты.

Оборудование

Учебник, компьютер, журналы «Якстерь тяштеня».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1. Формирование речевых навыков в рамках темы.

2. Формировать знания о мордовской народной сказке.

3. Тренировка навыков чтения текста.

Регулятивные:

1. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

2. Уметь выражать свои мысли в соответствии с коммуникацией.

3. Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные.

1. Развивать фонетические навыки и речевые умения.

2. Осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме.

3. Узнавать, называть объекты изучения.

Личностные:

1. Формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-позновательной деятельности.

2. Осозновать затруднения при изучении мордовской литературы, стремиться к их преодолению, проявлять трудолюбие и желение решить учебную задачу.



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

I

Мотивационно-ориентированный

1. Организацион-

ный момент.


Цель: подготовка учащихся к работе.

Приветствие учащихся.

- Здравствуйте, дети.

Садитесь.

Учитель читает стихи на мокшанском языке:

-Сексень варманясь уфай,

Лопат прафни вярде,

Школань пайгонясь цинняй,

Иттнень классу терди.

Дзинь, дзинь, дзинь,

Дзинь, дзинь, дзинь,

Пайгонясь цинняй!

Дзинь, дзинь, дзинь,

Дзинь, дзинь, дзинь,

Кочкамазь сей минь!

-Ребята, а какое сегодня число?

- Какое время года?

- Какие мысли приходят вам в голову?


Ведут элементарный диалог, оперируя необходимым речевым материалом.




Коммуникативные -

оформляют свои мысли в устной форме, работают в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета.

II

2. Фонетическая зарядка.


Цель: подготовка учащихся к работе.

-Ребята, проведем небольшую фонетическую гимнастику: (слайд 3)

(на мокшанском языке)


Ма-ма-ма - ульцяса якшама.

Ай-ай-ай - сексесь сай.

Лу-лу-лу - тонафнемс фалу

Я-я-я - сембонди сюкпря!

Развивают звукопроизносительные навыки.

Познавательные -развивают фонетические навыки и навыки аудирования, развивают речевые умения.

III

Постановка учебной задачи.

Цель: мотивация учебной деятельности.

-Ребята, а теперь давайте посмотрим на экран.


Просмотр мультфильма «Сабан» (начало)


- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?


- На какую тему?


- Какие ассоциации возникли у вас при просмотре мультфильма «Сабан»?


(слайд 2)








Формируют тему и задачи урока.

Форма работы:

просмотр мультфильма, подводящий диалог.

Личностные –формирование самооценки на основе успеш-ностиучебной деятельности, мотивация учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

IV

Открытие новых знаний.

  1. Вступительное слово учителя.


  • --Ребята, сказка – это фольклорный и литературный жанр, сюжет которого связан с волшебством и чудом.

Это один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

  • (слайд 4)

  • -По содержанию сказки делятся на три группы:

  • Волшебные

  • Социально-бытовые

  • О животных.

  • (слайд 5)





Слушают внимательно объяснение учителя,

изучают слайды презентации.


Личностные - формирование самооценки на основе успеш-ности учебной деятельности, мотивация учебно-познавательной деятельности.

Познавательные – осознанно и произвольно воспринимать новый материал.




V

Физминутка.

Цель: смена вида деятельности для снятия усталости и напряжения


- Ребята, вы, наверное, устали?

- Проведем разминку.

- Давайте вместе посчитаем.

(слайд 6)

- Червень, бервень,

Чуха, рюха, (машут руками)

Бета, сота, (руки вверх)

Ива, дуба, (налево хлопок)

Мака, крест. (направо хлопок)

(2 раза)


Повторяют движения за учителем.

Форма работы: групповая.

Личностные – готовность и способность к саморазвитию.

Регулятивные – выполнение действий в материализованной форме.

VI

Первичное закрепление.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала.


- Ребята, а теперь давайте посмотрим наш мультфильм до конца и подумаем, к какой группе отнесли бы эту сказку.

(просмотр мультфильма до конца)


-Ребята, понравилась вам сказка?


- В какую группу вы бы ее включили?


(слайд 5)


- Ребята, теперь вы знаете, какие бывают сказки. Давайте попробуем такое задание. "Собери сказку"


- Ребята, надо составить текст сказки, используя данные на карточках слова. Для работы делимся на 2 группы.


Карточка 1 Карточка 2

старуха лягушка-квакушка

собака лисичка-сестричка

дух леса мышка-норушка

старик зайчик-побегайчик

охотник волчок-серый бочок

медведь косолапый



(Ученики получают карточки, на основе которых составляют тексты)

- Ребята, о каких сказках идет речь? О мордовских или о русских?


Дети должны просмотреть мультфильм до конца и назвать, к какой группе сказок относится сказка «Сабан»,

Составить текст сказки на основе данных в карточках слов.

Групповая работа.



Познавательные - узнавать, называть объекты изучения.

VII

Применение нового знания.

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление проблем и их корректировка.

-Ребята, как вы думаете, в этом царстве книг много сказок мы найдем?


(видеообзор библиотеки:

книги, плакаты, «Якстерь тяштеня» журналы)


-Нашли красивую книгу. Откроем ее. Послушайте отрывок.

(учитель читает отрывок из сказки)


- К какой группе отнесли бы эту сказку?

- Ребята, а сейчас для вас, юных лингвистов, работа с текстами сказок. Надо найти в них словесные формулы и перевести их на мокшанский и эрзянский языки.


Русский

Мокшанский

Эрзянский

Жили-были

Эрясть - ащесть

Эрясть-ульнесть















- А теперь читаем еще один небольшой отрывок.

(учитель читает еще один отрывок из другой сказки)


- А к какой группе отнесли бы эту сказку?


-Ребята, а теперь давайте откроем наш учебник, на странице 6.

Мы здесь также найдем сказки.

Первая – «Буканясь и пинесь». (слайд 7)

Начинаем читать.

(учитель читает начало сказки из учебника)

- А дальше, ребята, прочтете сами. Не забудьте взять в руки карандаш. Если встретите незнакомые слова, подчеркните, а потом вместе разберем значение данных слов.

(Ученики читают дальше сказку самостоятельно)

-Прочитали?

- Ребята, а какое произведение из русского народного творчества напомнила вам эта сказка?

- Правильно, ребята. Это сказка «Теремок». Молодцы!

- А о чем это говорит? Да о том, что мордва и русские жили дружно, общались между собой, что эти народы формируют общечеловеческие ценности в связи с бытом, историей, культурой, что и мордва, и русские передают обряды и традиции от поколения к поколению. Мордовский и русский фольклор находятся в тесной и неразрывной связи между собой. И мы об этом должны всегда помнить и не забывать.


- А сейчас посмотрим вопросы на странице 8.

- Я буду читать их, а вы ответите на них в тетрадь письменно. Особенно обратите внимание на последний вопрос, в котором вам предлагают сравнить модовские и русские народные сказки о животных, выделить их общие черты. Можно для примера использовать нашу сказку «Буканясь и пинесь» и любимую всеми детьми русскую народную сказку «Теремок».

- Ребята, и в конце урока небольшой тест. Выбирайте правильные ответы:

1. Сказка – это…

А) произведение устного народного творчества

Б) литературное произведение

2. На сколько групп делятся модовские народные сказки?

А) 2 Б) 3 В) 4

3. Как называется мультфильм, который мы посмотрели?

А) «Куйгорож» Б) «Колобок» В) «Сабан»

4. К какой группе сказок относится произведение из нашего учебника?

А) волшебные Б) о животных В) социально-бытовые

5. Что общего между сказками «Теремок» и «Буканясь и пинесь»?

А) герои б) сюжет В) концовка

6. Какие журналы на мокшанском языке мы видели сегодня в библиотеке?

А) «Якстерь тяштеня» Б) «Чилисема» В) «Мокша»




Совместная работа с учителем.

Самостоятельная работа.

Работа с тестами.



Личностные – осознание ответственно-сти за общее дело, самооценка на основе успешной учебной деятельности.

Регулятивные –выполнение учебного действия в громкоречевой и умственной форме.


VIII

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


- Ребята, пришло время домашнего задания:


  1. Сочинить и записать в тетрадь небольшую сказку.


  1. Нарисовать к ней иллюстрацию.


- Всем все понятно?

(слайд 9)

Получаем информацию о домашнем задании.

Личностные –

самостоятельная работа.

IX

Рефлексия.

Цели: анализ достижения цели.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- О чем же мы сегодня говорили? Выскажите свое мнение, продолжив фразы:

- Было интересно…

-Мне запомнилось…

- Труднее всего было…

- Хотелось бы…

(слайд 8)

Делаем выводы по решению задач урока.

Личностные – формирование самооценки.


X

Итог урока


Цели:оценка успешности

работы на уроке.


- Ребята, мне понравилось с вами работать. Вы молодцы! Так держать!

- Всем до свидания!


(слайд 10)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Урок мордовской литературы в 5 классе"

Автор: Руськина Светлана Николаевна

Дата: 13.12.2025

Номер свидетельства: 678960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Мордовскяй литературань урок 6-це класса. "Войнась и иттне" Р.Р. Федькинонь "Ёмла партизан" поэманц коряс."
    ["seo_title"] => string(80) "mordovskiai_literaturan_urok_6_tse_klassa_voinas_i_ittne_r_r_fedkinon_iomla_part"
    ["file_id"] => string(6) "560484"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603049497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка "
    ["seo_title"] => string(73) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-erzianskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416753362"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Художественное вязание"
    ["seo_title"] => string(29) "khudozhiestviennoie_viazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "343457"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473695403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства