Просмотр содержимого документа
«Урок "Медной горы Хозяйка"»
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014г.
Тема урока:
Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.
Тип урока: обобщение.
Цели урока:
Ввести юных читателей в мир уникальных героев знаменитого уральского мастера сказов, раскрыть образы главных героев. Донести до учащихся мысль, что почет и уважение человеку дается по труду. Продолжить работу по развитию речи учащихся - учить устному рисованию портрета полюбившегося героя; развивать навыки быстрого выразительного чтения, умения находить в тексте нужные эпизоды. Разграничить понятия «сказ» и «сказка», реальности и фантастики в сказе.
Формирование УУД (познавательных, личностных, регулятивных). Развитие критического мышления, внимания обучающихся. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, опираясь на уже известное, на свой субъективный опыт, анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания. Развитие творческих, речевых способностей учащихся, умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родной литературе, воспитание ценностного отношения к слову. Развитие коммуникативных УУД. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений. Понимание отличительных жанровых особенностей сказки и сказа, разграничение понятий реальности и фантастики в сказе. Умение составлять характеристику литературных героев.
Метапредметные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Овладение умениями получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, Интернет и т.д.) Совершенствование речевых умений путём подготовки сообщений, развитие умения высказывать своё мнение о прочитанном. Применение навыков оформления полученной информации в виде презентаций, представление результатов своих достижений в классе. Развитие навыков групповой работы. Проведение самоконтроля и самооценки.
Личностные:
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Групповая работа над проектом «Сказыуральского сказителя Павла Петровича Бажова».
Ход урока:
I.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся.
-Ребята,
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
II. Актуализация знаний
-Дома вы дочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка» до конца. Какие чувства у вас вызвал этот сказ?
Слайд 1
Ответы учащихся.
-А теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку
Слайд 2
Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом...
Вне труда нет и человека.
-Эти строки принадлежат самому писателю Павлу Бажову. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками, называют тему урока
Принцип целостности.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Ш. Организация деятельности по восприятию сказа
Викторина на знание текста. Класс делится на три команды.
- Прочитайте диалог Степана и Хозяйки Медной горы от слов «Парень хотел было слово молвить, ...» до слов «... и сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул».
Вопросы викторины:
Почему первым желанием Степана было уйти не замеченным Хозяйкой? (Слыхал от людей, что Малахитница «любит над человеком мудровать».)
Что заставило его остаться для беседы с Хозяйкой? (Стыд. «…он парень, ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть».)
Какой человек нужен был Хозяйке? (Смелый.)
Расскажите о первом испытании, которое приготовила Хозяйка для Степана? (Передать приказчику, чтобы он убирался с рудника.)
Что заставляет Степана выполнить данное поручение? (Молчаливое обещание, данное Хозяйке.)
Вспомните второе испытание Степана. В чем оно заключалось? (Не польстился на богатство Малахитницы, не предал Настеньку. Сумел сохранить в тайне все, что видел в горе, а также свадебные подарки Хозяйки.)
Какое же третье испытание? (Забыть о том, что с Хозяйкой Медной горы встречался.)
В чем для Степана и его семьи заключалась помощь горной властительницы? (Малахитница помогла стать свободным Степану и его семье.)
Почему именно к Степану обратилась Хозяйка? (Увидела в нем старательного, честного работника. Несмотря на подневольный труд, он трудился во всю силу, не обманывая въедливого приказчика и, в первую очередь, себя. Его рабочая совесть была чиста.)
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
-С какой целью мы выбрали для викторины этот отрывок?
- А какие цели мы поставим к нашему уроку?
Ответы учащихся
( Раскрыть образ главного героя - труженика горного рудника; увидеть силу характера Степана; доказать, что труд, как и другие виды деятельности, может доставлять удовольствие.)
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные УУД: целеполагание.
V. Открытие обучающимися нового знания
1.Создание проблемной ситуации, путём постановки проблемного вопроса
- Ребята, к какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ? (Сказка).
Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.
- Вспомним определение сказки.
Слайд 3
- Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.
Слайд 4
Сказ – это быль с элементами сказочного.
Запишите это определение в тетрадь.
- Итак, в чем разница между сказкой и сказом?
(В сказках все события происходят в фантастическом, вымышленном мире. Рассказчик повествует об очень давних временах, о которых он слышал, но не был свидетелем тех событий. Волшебство – основа действия сказки. Герои сказок - это не реально жившие когда – то люди, а вымышленные персонажи. Место действия сказок – это не конкретные населённые пункты, а «тридесятое царство, тридевятое государство». Герои, события, время, место, пространство – всё вымысел.
В сказе место действия конкретное, реально существующее сейчас. Рассказчик либо участник, либо свидетель тех событий. Сказы населены не сказочными героями, а людьми самыми обыкновенными. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда – то давно.)
- А что у них общего?
(Сказ похож на сказку тем, что в нём есть необыкновенные персонажи, с героями происходят необыкновенные приключения.)
2.Словарная работа
- Подберите однокоренные слова к слову “сказ” (Рассказывать, сказывать, сказительница, сказитель.)
Значит, Павел Петрович Бажов – сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).
2.Итоговая групповая работа.
Представление проекта «Сказы уральского сказителя Павла Петровича Бажова».
1 выступающий:
- Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них он слышал мальчиком, тогда же он услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» – это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. В сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Бажову пришлось официально заявлять, что он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
Слайд 5
2 выступающий:
- На Урале веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку Медной горы (Слайд 6). Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах (Слайд 7). Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками». Сама уральская земля рождала легенды и сказки (Слайд 8). П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.
3 выступающий:
- Бажов объединил свои сказы в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. А кто знает, что такое малахит? ( Малахит - ценный поделочный камень.)
Слайд 9
-Как вы думаете, почему Бажов дал такое название своему сборнику сказов? (Сам писатель говорил об этом так: «Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища». А малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».)
- Сказы Бажова вдохновили художников, скульпторов и мастеров прикладного искусства.
Слайды 10,11,12
Познавательные УУД: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; личностные: самоопределение.
VI. Физкультминутка
Потрудились – отдохнём!
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Продолжаем урок.
VII. Самостоятельная работа
Устное рисование портретов героев.
- Вы увидели произведения мастеров. А какими вы представляете себе главных героев?
Примерный ответ:
Перед нами молодой человек лет 23-25, высокий, худощавый. Глаза у него большие, серые, слегка отливающие зеленью. Это последствия работы в Малахитовой шахте. Лицо обрамляют светло-русые кудрявые волосы, повязанные вокруг головы кожаным шнурком, чтобы не падали на глаза. Нос у Степана прямой, слегка выделяется вперед; щеки чуть впалые, скулы широкие, подбородок с «ямочкой».
Одет Степан обычно: лапти, порты, длинная рубаха, на горловине, рукавах и подоле украшенная незатейливой вышивкой.
VIII. Письменная работа в парах.
1. Составление художественной характеристики героев (по выбору).
Вопрос: Подумайте, какими качествами характера обладают наши герои?
Задание: выберите из перечисленных определений нужные для характеристики.
- Обобщите, каким человеком был Степан, мастер Красногорского рудника?
Примерные ответы учеников.
- Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы.
- Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой. Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.
- Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный. - Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души. Какие нравственные уроки извлекли вы?
Слайд 14
- Заполним шкатулку мудрости «Каким должен быть человек».
Закончите предложения.
• Человек должен быть (добрым и бескорыстным; трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства). • Человек должен стремиться (к знаниям, мастерству). • Человек должен о (ком-то заботиться ). • К природным богатствам необходимо относиться (бережно и с пользой). • Доброта и благородство не только в сказах, но и в реальной жизни всегда (вознаграждаются).