П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Жанровое своеобразие и герои произведения.
П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Жанровое своеобразие и герои произведения.
Конспект урока литературы для обучающихся 5 класса на тему "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Жанровое своеобразие и герои произведения." На уроке пятиклассники познакомятся с особенностями жанра сказа; проанализируют особенности языка произведения; откроют для себя волшебный мир произведений П.П.Бажова. Урок проводится по учебнику 5 класса для общеобразовательных учреждений, автор-составитель - В.Я.Коровина. Для успешной работы на уроке необходимо заранее подготовить детям сетки кроссворда, которые они будут заполнять в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«П.П.Бажов "Медной горы хозяйка". Жанровое своеобразие и герои произведения.»
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Жанровое своеобразие и герои произведения.
(урок литературы в 5 классе).
Цели:
1.познакомить пятиклассников с жанром сказа, его особенностями;
2.проанализировать особенности языка произведения;
3.воспитывать любовь к искусству слова.
Ход урока
Я открыл русской литературе целый край.
П.П.Бажов
-О каком крае идёт речь в эпиграфе к нашему сегодняшнему уроку?
Рассказ об Урале.
Урал прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. В недрах хранятся несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Здесь ещё при Петре I построили первые заводы и рудники.
-С Уралом связаны жизнь и творчество Павла Петровича Бажова, который в 1939 году (70 лет назад) в Свердловском издательстве выпустил сборник «Малахитовая шкатулка», объединивший 14 произведений. Название какого минерала использовано автором в заголовке сборника? Какого он цвета? Что из него делают?
(малахит)
-А почему сборник назван именно так? Что обычно хранят в шкатулках?
(малахитовая шкатулка)
-Современник Бажова, известный в то время литератор Фёдор Гладков писал: «Его «Малахитовую шкатулку» я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных самобытным художником».
-Сейчас и мы откроем эту шкатулку, полюбуемся драгоценностями: произведением «Медной горы хозяйка». Где и когда происходят события?
На Урале. Это окрестности уральских заводов. Времена крепостного права.
-Что это были за времена для русского народа?
Люди не могли распоряжаться своей судьбой и всецело находились во власти владельцев рудников и заводов.
-Как относятся к рабочим людям помещики и приказчики?
Они жестоко обращались с людьми.
-Прочитайте описание внешнего облика рабочих людей?
(стр.54)
-Какие детали портрета позволяют понять, что перед нами измученные работой люди?
Тяжёлый труд наложил отпечаток - зелень.
-В основе сюжета произведения судьба героя, встретившегося с Хозяйкой Медной горы. При каких обстоятельствах произошла встреча?
(пересказ эпизода)
-Прочитайте описание внешнего облика Хозяйки. Как в нём сочетаются реальные и фантастические черты?
-Какие черты внешности Хозяйки выделяют художники на своих иллюстрациях? Какой из портретов более реалистичен, а какой более фантастичен?
-Как ведёт себя Степан перед хранительницей горных недр?
Смело: осердился, закричал.
-Почему Степан решил выполнить волю хозяйки? Какую?
Стыдно хвастуном оказаться, верен слову.
-За свою дерзость Степан наказан приказчиком. Прочитайте эпизод встречи Степана с Хозяйкой в забое.
(стр.59, 61)
-Какие качества героя проявляются здесь?
Верность, благородство.
-Почему Хозяйка щедро наградила Степана, хотя он отказался взять её в жёны?
Она справедлива, но ей трудно. Она всегда одна.
-Что олицетворяет собой образ Хозяйки?
Богатство природы с её загадками.
-От чьего лица ведётся повествование в произведении?
От лица рассказчика.
-Каким вы его представляете? Его возраст, род занятий?
Местный старожил из числа горняков, так как он хорошо знает горное дело, быт рабочих, фольклор.
-Каковы особенности речи сказителя? Найти примеры в тексте.
Ориентация на живую разговорную речь, сказывание. ( Вишь, слышь-ко).
Подбор синонимов к словам и выражениям из произведения.
-Наконец мы вплотную подошли к вопросу о жанре прочитанного произведения, который и получил название от слова сказывать. Жанр этот – сказ. С названиями каких жанров имеет общий корень слово сказ?
Рассказ и сказка.
-Укажите черты этих жанров в сказе. Реальное и фантастическое.
Определение жанра. Запись в тетради.
-А теперь проверим ваши знания, решим кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, то в вертикальном столбце сможете прочесть другое прозвание Хозяйки Медной горы. (Малахитница)
1.Хозяйкины слёзы, застыв, превратились в камешки. О каком камне шла речь?
2.Укажите название рудника, где Хозяйка требовала прекратить работы.
3.Степан отыскал огромную малахитину. Какое изделие было из неё вырублено?
4.Назовите имя главного героя.
5.Медной горы….
6. Знаменитое медное месторождение.
7.Свадебный подарок, сделанный хозяйкой.
8.Каким пирогом угощала Степана Хозяйка?
9.Кто составлял «войско» чародейки?
10.Какой узор украшал потолок у Хозяйки в гостиной?