ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: «Уральский сказитель Павел Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»
ЦЕЛИ УРОКА: - знакомство с творчеством Павла Петровича Бажова; -познакомить с жанром сказа; -показать различия жанров сказки и сказа; - развивать навыки анализа текста; - воспитание любви к родной природе, уважения её законов;
Оборудование: портрет П.П.Бажова, издания его сказов, иллюстрации к сказам.
Ход урока
I.П.П.Бажов (1879-1950) родился на Урале, в 70 км от Екатеринбурга, в семье горнозаводского мастера. Семья Бажовых бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах , которые почитали труд как единственный смысл своей нелёгкой жизни. Долгими зимними вечерами слушали ребятишки рассказы о таинственных фантастических помощниках в работе, о встречах рудознатцев с самой Хозяйкой или с Золотым Полозом, которые иногда были добры, а иногда и враждебны человеку , и встречи с ними сулили или погибель.
П.П.Бажов был единственным ребенком в семье , поэтому получил образование .Сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом 6 лет учился в Пермской духовной семинарии. Среди семинаристов жили воспоминания о выпускниках прошлых лет-изобретателе радио А.С.Попове ,писателе Д.Н.Мамине-Сибиряке..Когда
Бажов учился в семинарии, умер отец ,а мать стала терять зрение, он ищет дополнительный заработок ,чтобы помочь семье. Духовная карьера не привлекала юношу, поэтому он идет работать учителем русского языка. Павел Петрович отдал учительству 18лет и все эти годы собирал фольклор.
Литературный дебют писателя состоялся в 1924 г.Это были «Уральские были».Затем Бажов активно сотрудничает в журналах и газетах.
В 1936 году писатель публикует в журнале сказ «Девка Азовка».
В 1939 году выходит I сборник под названием «Малахитовая шкатулка», в который вошли сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про великого Полоза»
и другие .
В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский язык, в 1947- на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский. По сведениям библиотеки имени Ленина произведения П.П.Бажова переведены на 100 языков мира.
В его сказах живут такие знакомые герои- мастер Данила и Хозяйка Медной горы, охотник Кокованя ,сиротка Дарёнка и Серебряное копытце.
Когда читаешь его произведения ,кажется ,что старый рабочий вспоминает и ,не торопясь, сказывает истории , которые произошли с хорошо знакомыми или близкими ему людьми.
Бажов стремился передать интонации ,лексику старых мастеровых, от которых он записал многие сюжеты.
II.Понятие о жанре сказа.
Общие черты и различия:
СКАЗ. СКАЗКА
-Сказывают-
-волшебные ,сказочные герои-
-приключения героев-
1.Сказ ориентирован на русский народный рассказ
2.Характерна особая форма авторской речи
3.Повествование от лица рассказчика-человека из народа.
4.Сказы насыщены самыми разнообразными познавательными сведениями. (вопр. учебн. 11, стр.63)
5.Образы героев восходят к фольклору (Хозяйка Медной
Горы- олицетворение природы горного Урала..У Бажова этот образ полон поэзии, тайной силы, красоты и опасности)
6.Герои – обыкновенные люди
7.Положительные герои всегда в борьбе с теми, кого писатель называет «пустая порода»(они носители всего ничтожного,суетного.Эти образы показывают всю глубину нравственного падения людей, потерявших способность к труду)
III.Чтение определений понятий «сказ» и «сказка» в учебнике с.63, запись в тетрадь.
IV.Работа с текстом.
-Что в произведении «Медной горы Хозяйка» сближает его со сказкой, что в нём волшебное, а что – реальное, отражающее действительность?
-Почему это произведение нельзя назвать сказкой?
V.Работа с иллюстрацией («Медной горы Хозяйка» худ.Г.Буреев Палех)
-Произведение П.П.Бажова – сказ, т.к. его герои – обычные люди, заводские рабочие, многое в их быте ,образе жизни реалистично.
-Хозяйка Медной горы – сама Природа
В тетрадь: Сказка связана с выдумкой, а сказ подразумевает повествование о действительных событиях в сочетании с чудесами.
VI.Домашнее задание
1.Подготовьте характеристику одного из героев(Степана,Хозяйки,приказчика,рассказчика)
2.Нарисовать иллюстрации к сказу( по желанию)
3.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о живописи Палеха.