kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы для 7-го класса по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Экзюпери

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака» и с биографией писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы для 7-го класса по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»»

Урок литературы для 7-го класса по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

Программа В.Я. Коровиной

Система уроков: на творчество Л. Н. Андреева дается один урок. В рамках это урока изучается рассказ «Кусака»

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Экзюпери

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака» и с биографией писателя.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с текстом рассказа «Кусака».

2. Закрепить умения учащихся анализировать произведение.

3. Обучать ведению диалога, полилога.

Развивающие:

1. Развить умения анализировать прочитанное.

2. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность у учащихся.

3. Развивать умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

4. Развивать монологическую речь учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

2. Воспитывать потребность оберегать и защищать все живое на земле.

3. Воспитывать у детей гуманное отношение к братьям нашим меньшим.

Опережающее домашнее задание: прочитать рассказ Л.Н. Андреева «Кусака», подготовить краткое сообщение о биографии писателя и презентацию.

Оборудование: текст рассказа, презентация о творчестве писателя, подготовленная учеником, презентация по рассказу «Кусака»

Действия учителя

Действия ученика

1. Орг. Момент:

«Здравствуйте, ребята, садитесь.»

1. Орг. Момент: здороваются, занимают свои места

2. Вступительное слово учителя, проверка выполнения домашнего задания.

«На нашем сегодняшнем уроке речь пойдет о творчестве писателя Леонида Николаевича Андреева. Наверняка, вы знакомы с этим автором еще с начальной школы, где вы читали такие его рассказы, как: «Петька на даче», «Ангелочек». Для детей Леонид Николаевич писал не так много, но все его детские произведения несут в себе глубокий смысл, который способствует формированию личности. В своем творчестве Леонид Андреев выступает, как защитник слабых и обездоленных, особенно животных. Подробнее о биографии писателя мы с вами узнаем от ребят, которые дома готовили сообщение на сегодняшний урок.»

2. Два ученика, получившие задание выходят к доске. Один из них, которому было задано подготовить сообщение начинает излагать материал, в это время второй, с помощью учителя, выводит на интерактивную доску свою презентацию.

«Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле, умер в эмиграции в Финляндии в 1919 г. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л.Н. Толстой, и А.П. Чехов, и В.Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

Его дом был всегда многолюден: гости, родны, обширная дворня и дети – множество детей, и своих и чужих, - его темперамент требовал жизни широкой и щедрой. Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Он становился на время маньяком, не видел ничего, кроме них. Каждая тема становилась у него колоссальной, гораздо больше его самого, и застилала перед ним всю вселенную….»

(материал взят из учебника по литературе В.Я. Коровиной 7 класс, часть вторая, страницы 109 - 111 )

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.

«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.»

Эпиграф: Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.

«Ребята, давайте посмотрим на эпиграф и тему нашего сегодняшнего урока. (слайд номер 2) Как вы считаете, как эти слова соотносятся с рассказом, который вы читали?»


3. Отвечают:

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - эти слова очень ярко отражают суть прочитанного. Бездомная собака, которую смогли приручить дачники, была брошенная своими «хозяевами», которые так и не смогли оказаться настоящими людьми. Они не смогли стать ответственными за то существо, которое доверилось им.»

«Эпиграф показывает нам, что плохое обращение с братьями нашими меньшими делает людей больше похожими на животных, при чем, бесчувственных и злых. Пьяница, который хотел погладить Кусаку, в конце концов, пнул ее ногой, вспомнив о своих проблемах. Этот человек не понимал, что животное, которому нужно было совсем немного тепла и ласки, не виновато в том, что творится в его жизни.»


4. Усвоение новых знаний.+ понимание учащимися нового материала (анализ произведения, выявление восприятия, понимания текста, эмоционального восприятия и отзыва. (слайд номер 3)

«Хорошо, перейдем к анализу текста.

- Из скольких глав состоит рассказ? О чем идет речь в каждой из них?

- Как вы думаете, почему героем рассказа является собака?

- Почему собака потеряла веру в людей?

- Есть ли у собаки имя?

- Как вы думаете, почему ее назвали именно так?

4.Отвечают:

- Рассказ состоит из пяти глав. В первой собака «никому не принадлежала», никому не была нужна, она ненавидела людей и, наверное, себя тоже. Во второй на дачу приезжают люди, Кусака знакомится с ними, не идет на прямой контакт, но все же охраняет их. К концу второй главы, собака начинает доверять людям, поддавшись рукам, которые ее гладят. Третья глава рассказывает нам о том, как расцвела Кусака, когда поняла, что ее любят. В четвертой части собаку предают, уезжая на зиму с дачи и даже не попрощавшись с ней. Пятая глава повествует о чувствах брошенной собаки, ее горе.

- Для того, чтобы показать, что чувствуют животные, которые не могут говорить, но все же способны чувствовать: любить и ненавидеть, печалиться и радоваться.

- Потому что все били ее, бросали в нее камнями, никто не гладил ее, никто не любил.

- Сначала имени у нее нет. Все называют ее так, как сами этого хотят. Например, мужик называет ее -Жучка. Когда собака знакомится с дачниками, она получает имя – Кусака.

- Потому что при первой их встрече собака откусила у Лели кусок платья.

5. «Хорошо, теперь мы с вами поработаем в группах. На слайде (слайд номер 4) вы видите вопросы. Поразмышляйте немного над ними в группе.

1.

  • Обиды, наносимые собаке

  • Внешность собаки

  • Какие чувства копила собака в одиночестве?

  • Какую роль в ее жизни сыграл случай с пьяным мужиком?

  • Где она поселилась?

  • Какую роль в жизни собаки играет природа?

  • 2. Какие изменения происходят в природе и в образе жизни собаки с наступлением весны?

  • Реакция собаки на встречу с Лелей

  • Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

  • Почему Кусака полюбила Лелю?

  • Любили ли люди Кусаку так же, как и она их?

  • Почему Кусаку не взяли с собой?


5. После размышления отвечают:

1.

– Собаку не любили, обижали, никто не хотел ее забрать домой, погладить, покормить.

- Грязная, некрасивая

- В одиночестве собака копила страх и злобу

- После этого случая собака перестала доверять людям вообще, она убегала, поджав хвост, огрызалась и кусалась.

- Под террасой пустой дачи

- Зима долгая, морозная, голодная; «зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад»

2.

- Пьянящий весенний воздух, тепло и свет, трава, горящее солнце. Собака тоже раскроется так же, как раскрывается природа весной.

- Собака была настолько обозленной на людей, что она не приняла человека, вторшегося на ее территорию и укусила, оторвав кусок платья.

- По началу, она боялась их, но постепенно позволяла себя гладить, переворачивалась на спину, смешно танцевала.

- Любили, но не настолько, чтобы стать хозяевами собаки на всю ее оставшуюся жизнь. Для них она, скорее, была игрушкой.

- Потому что люди предпочли ей породистого щенка. Им просто не нужна была дворняжка, пусть и всем своим собачьим сердцем полюбившая их.




6. « Хорошо, теперь, давайте подумаем все вместе над следующими вопросами:

«- Как изменилась внешность Кусаки, когда она подружилась с людьми?

- Изменилось ли отношение к собаки у других людей?

- Какое чувство у вас вызывает описание природы осенью? (4 глава)

- Итак, давайте попробуем проследить за настроением Лели. Для этого по ролям прочитаем четвертую главу.

- Как же изменяется настроение девочки?

- И как это ее характеризует?

- А как Кусака ведет себя после отъезда людей?

- А почему собака выла?


6. - «Она расцвела всей своей собачей душою. У неё было имя» Она могла служить людям. Это самое главное для счастья собаки. «Изменилась до неузнаваемости длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».

- Да, теперь уже никто не бил ее и не кидал в нее камни.

- Чувство щемящей тоски, предчувствие беды.

Читают по ролям 4 главу рассказа

- Лёля три раза повторяет слово «жалко», первый раз просто: «Жа-а-лко»; второй раз «Жалко» - повторила Лёля, готовая заплакать; третий – «Жа-а-лко» - но не заплакала.»

- У неё не было глубокой привязанности к собаке, они приручила собаку от скуки; потому она слишком легко дала себя уговорить; это неглубокая натура, способная на предательство.

- Скучает, плачет, везде ищет их.

- Потому что, она поняла, что ее предали.


7. Актуализация полученных знаний

- Посмотрите на слайд (номер 5). Здесь даны цитаты из рассказа. Соотнесите цитаты с этапами жизни Кусаки.

- Ребята, а что вы думаете о Леле?

7. 1. – жизнь Кусаки до встречи с людьми, когда она жила на улицах, терпя издевательства над ней.

2. – Момент начала дружбы собаки с детьми, когда Кусака была обезоружена их ласками.

3. – Расцвет Кусаки во время ее жизни у Лели и ее семьи.

4. - Прощание Лели с Кусакой в то время, когда Кусака еще не знала, что ее покинут.

5. – Кусака снова осталась одна

- Леля никогда не станет настоящим другом для собаки, ведь она предала ее, несмотря на то, что вроде бы любила. ( и другие мнения детей)



8. Подведение итогов урока, рефлексия.

(слайд номер шесть)

- Ребята, а вам жалко Кусаку?

- Как вы думаете, такая ситуация, которую описал Андреев, возможна в нашем мире?

- Да, к сожалению, у нас сейчас на улицах очень много бездомных животных, которые смотрят людям в глаза, моля о помощи, но получают лишь пинки и оскорбления. А как вы относитесь к бездомным животным? Может, у кого-нибудь, был случай, который вы хотели бы сейчас рассказать?

- Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворения.

Я щенок, я один, я бездомный

Я один, а вокруг мир огромный

Мир жестокий, и злой, и холодный.

Я устал, я замерз, я голодный

Шерсть свалялась и хлюпает носик

Одинокий, трясущийся песик ...  


Наверно это даже будет сниться – 
Вошли в подъезд, отряхивая снег, 
А там щенок, и на груди таблица: 
«Возьми меня, хороший человек». 

В подъезде сыро, дует отовсюду 
И веет зимней стужей из дверей. 
Щенок лохматый, маленькое чудо, 
Доверчиво приветствует людей: 

«Я мал и слаб, но вся душа открыта 
Навстречу вам, я знаю, вы добры, 
Я вырасту и стану вам защитой, 
Кусочком вашей жизни и судьбы. 

Пусть будущее прячется во мраке, 
Его охотно с вами разделю, 
Возьмите же меня в свои собаки, 
Я вас уже заранее люблю!!!» 

Живой безмолвно умолял живого, 
А на дворе поземкою мело. 
И кто-то взял щенка, не говоря ни слова, 
И посадил за пазуху, в тепло. 


- Какие чувства вызвало у вас прочтения этих стихотворений?

- Такие рассказы, как «Кусака» учат нас одному, но самому главному правилу в жизни. Тому правилу, которое стало темой нашего урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили». А человек приручил собаку уже очень давно, но у кого-то хватает «смелости» предать друга, выбросить его на улицу. Такие люди, как догхантеры, которые убивают бездомных животных, разве не они и есть - животные? Нет, они – не животные, а в десятки раз хуже. И я бы хотела, чтобы итогом сегодняшнего урока стало то, что если сегодня по пути домой вы встретите бездомную собаку или кошку, не пожалейте времени, чтобы подойти и погладить ее, дать кусок хлеба. Для вас это всего три минуты, а для них – радость, которую они еще долго не забудут.»



8. – Да

- Да.

Рассказывают свои истории о бездомных животных.

Читают стихотворения.

- Грусть, боль, жалость.

9. Информация о домашнем задании.

Вашим домашним заданием будет следующее. Сегодня мы уже слышали несколько историй о бездомных животных и вашем участии в их жизни. Дома сделайте это письменно в своих тетрадях.


9. Записывают домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы для 7-го класса по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»

Автор: Рубцова Наталья Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351505

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili-po-rasskazu-l-andrieieva-kusaka-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417720951"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства