Урок литературы для 7-го класса по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака»
Программа В.Я. Коровиной
Система уроков: на творчество Л. Н. Андреева дается один урок. В рамках это урока изучается рассказ «Кусака»
Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Экзюпери
Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака» и с биографией писателя.
1. Познакомить учащихся с текстом рассказа «Кусака».
2. Закрепить умения учащихся анализировать произведение.
3. Обучать ведению диалога, полилога.
1. Развить умения анализировать прочитанное.
2. Развивать творческие способности и читательскую наблюдательность у учащихся.
3. Развивать умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.
4. Развивать монологическую речь учащихся.
1. Воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
2. Воспитывать потребность оберегать и защищать все живое на земле.
3. Воспитывать у детей гуманное отношение к братьям нашим меньшим.
Опережающее домашнее задание: прочитать рассказ Л.Н. Андреева «Кусака», подготовить краткое сообщение о биографии писателя и презентацию.
Оборудование: текст рассказа, презентация о творчестве писателя, подготовленная учеником, презентация по рассказу «Кусака»
Действия учителя | Действия ученика |
1. Орг. Момент: «Здравствуйте, ребята, садитесь.» | 1. Орг. Момент: здороваются, занимают свои места |
2. Вступительное слово учителя, проверка выполнения домашнего задания. «На нашем сегодняшнем уроке речь пойдет о творчестве писателя Леонида Николаевича Андреева. Наверняка, вы знакомы с этим автором еще с начальной школы, где вы читали такие его рассказы, как: «Петька на даче», «Ангелочек». Для детей Леонид Николаевич писал не так много, но все его детские произведения несут в себе глубокий смысл, который способствует формированию личности. В своем творчестве Леонид Андреев выступает, как защитник слабых и обездоленных, особенно животных. Подробнее о биографии писателя мы с вами узнаем от ребят, которые дома готовили сообщение на сегодняшний урок.» | 2. Два ученика, получившие задание выходят к доске. Один из них, которому было задано подготовить сообщение начинает излагать материал, в это время второй, с помощью учителя, выводит на интерактивную доску свою презентацию. «Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле, умер в эмиграции в Финляндии в 1919 г. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л.Н. Толстой, и А.П. Чехов, и В.Г. Короленко, и многие другие писатели. Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя. Его дом был всегда многолюден: гости, родны, обширная дворня и дети – множество детей, и своих и чужих, - его темперамент требовал жизни широкой и щедрой. Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Он становился на время маньяком, не видел ничего, кроме них. Каждая тема становилась у него колоссальной, гораздо больше его самого, и застилала перед ним всю вселенную….» (материал взят из учебника по литературе В.Я. Коровиной 7 класс, часть вторая, страницы 109 - 111 ) |
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала. «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.» Эпиграф: Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности. «Ребята, давайте посмотрим на эпиграф и тему нашего сегодняшнего урока. (слайд номер 2) Как вы считаете, как эти слова соотносятся с рассказом, который вы читали?» | 3. Отвечают: «Мы в ответе за тех, кого приручили» - эти слова очень ярко отражают суть прочитанного. Бездомная собака, которую смогли приручить дачники, была брошенная своими «хозяевами», которые так и не смогли оказаться настоящими людьми. Они не смогли стать ответственными за то существо, которое доверилось им.» «Эпиграф показывает нам, что плохое обращение с братьями нашими меньшими делает людей больше похожими на животных, при чем, бесчувственных и злых. Пьяница, который хотел погладить Кусаку, в конце концов, пнул ее ногой, вспомнив о своих проблемах. Этот человек не понимал, что животное, которому нужно было совсем немного тепла и ласки, не виновато в том, что творится в его жизни.» |
4. Усвоение новых знаний.+ понимание учащимися нового материала (анализ произведения, выявление восприятия, понимания текста, эмоционального восприятия и отзыва. (слайд номер 3) «Хорошо, перейдем к анализу текста. - Из скольких глав состоит рассказ? О чем идет речь в каждой из них? - Как вы думаете, почему героем рассказа является собака? - Почему собака потеряла веру в людей? - Есть ли у собаки имя? - Как вы думаете, почему ее назвали именно так? | 4.Отвечают: - Рассказ состоит из пяти глав. В первой собака «никому не принадлежала», никому не была нужна, она ненавидела людей и, наверное, себя тоже. Во второй на дачу приезжают люди, Кусака знакомится с ними, не идет на прямой контакт, но все же охраняет их. К концу второй главы, собака начинает доверять людям, поддавшись рукам, которые ее гладят. Третья глава рассказывает нам о том, как расцвела Кусака, когда поняла, что ее любят. В четвертой части собаку предают, уезжая на зиму с дачи и даже не попрощавшись с ней. Пятая глава повествует о чувствах брошенной собаки, ее горе. - Для того, чтобы показать, что чувствуют животные, которые не могут говорить, но все же способны чувствовать: любить и ненавидеть, печалиться и радоваться. - Потому что все били ее, бросали в нее камнями, никто не гладил ее, никто не любил. - Сначала имени у нее нет. Все называют ее так, как сами этого хотят. Например, мужик называет ее -Жучка. Когда собака знакомится с дачниками, она получает имя – Кусака. - Потому что при первой их встрече собака откусила у Лели кусок платья. |
5. «Хорошо, теперь мы с вами поработаем в группах. На слайде (слайд номер 4) вы видите вопросы. Поразмышляйте немного над ними в группе. 1. Обиды, наносимые собаке Внешность собаки Какие чувства копила собака в одиночестве? Какую роль в ее жизни сыграл случай с пьяным мужиком? Где она поселилась? Какую роль в жизни собаки играет природа? 2. Какие изменения происходят в природе и в образе жизни собаки с наступлением весны? Реакция собаки на встречу с Лелей Как Кусака преодолевала недоверие к людям? Почему Кусака полюбила Лелю? Любили ли люди Кусаку так же, как и она их? Почему Кусаку не взяли с собой? | 5. После размышления отвечают: 1. – Собаку не любили, обижали, никто не хотел ее забрать домой, погладить, покормить. - Грязная, некрасивая - В одиночестве собака копила страх и злобу - После этого случая собака перестала доверять людям вообще, она убегала, поджав хвост, огрызалась и кусалась. - Под террасой пустой дачи - Зима долгая, морозная, голодная; «зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад» 2. - Пьянящий весенний воздух, тепло и свет, трава, горящее солнце. Собака тоже раскроется так же, как раскрывается природа весной. - Собака была настолько обозленной на людей, что она не приняла человека, вторшегося на ее территорию и укусила, оторвав кусок платья. - По началу, она боялась их, но постепенно позволяла себя гладить, переворачивалась на спину, смешно танцевала. - Любили, но не настолько, чтобы стать хозяевами собаки на всю ее оставшуюся жизнь. Для них она, скорее, была игрушкой. - Потому что люди предпочли ей породистого щенка. Им просто не нужна была дворняжка, пусть и всем своим собачьим сердцем полюбившая их. |
6. « Хорошо, теперь, давайте подумаем все вместе над следующими вопросами: «- Как изменилась внешность Кусаки, когда она подружилась с людьми? - Изменилось ли отношение к собаки у других людей? - Какое чувство у вас вызывает описание природы осенью? (4 глава) - Итак, давайте попробуем проследить за настроением Лели. Для этого по ролям прочитаем четвертую главу. - Как же изменяется настроение девочки? - И как это ее характеризует? - А как Кусака ведет себя после отъезда людей? - А почему собака выла? | 6. - «Она расцвела всей своей собачей душою. У неё было имя» Она могла служить людям. Это самое главное для счастья собаки. «Изменилась до неузнаваемости длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». - Да, теперь уже никто не бил ее и не кидал в нее камни. - Чувство щемящей тоски, предчувствие беды. Читают по ролям 4 главу рассказа - Лёля три раза повторяет слово «жалко», первый раз просто: «Жа-а-лко»; второй раз «Жалко» - повторила Лёля, готовая заплакать; третий – «Жа-а-лко» - но не заплакала.» - У неё не было глубокой привязанности к собаке, они приручила собаку от скуки; потому она слишком легко дала себя уговорить; это неглубокая натура, способная на предательство. - Скучает, плачет, везде ищет их. - Потому что, она поняла, что ее предали. |
7. Актуализация полученных знаний - Посмотрите на слайд (номер 5). Здесь даны цитаты из рассказа. Соотнесите цитаты с этапами жизни Кусаки. - Ребята, а что вы думаете о Леле? | 7. 1. – жизнь Кусаки до встречи с людьми, когда она жила на улицах, терпя издевательства над ней. 2. – Момент начала дружбы собаки с детьми, когда Кусака была обезоружена их ласками. 3. – Расцвет Кусаки во время ее жизни у Лели и ее семьи. 4. - Прощание Лели с Кусакой в то время, когда Кусака еще не знала, что ее покинут. 5. – Кусака снова осталась одна - Леля никогда не станет настоящим другом для собаки, ведь она предала ее, несмотря на то, что вроде бы любила. ( и другие мнения детей) |
8. Подведение итогов урока, рефлексия. (слайд номер шесть) - Ребята, а вам жалко Кусаку? - Как вы думаете, такая ситуация, которую описал Андреев, возможна в нашем мире? - Да, к сожалению, у нас сейчас на улицах очень много бездомных животных, которые смотрят людям в глаза, моля о помощи, но получают лишь пинки и оскорбления. А как вы относитесь к бездомным животным? Может, у кого-нибудь, был случай, который вы хотели бы сейчас рассказать? - Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворения. Я щенок, я один, я бездомный Я один, а вокруг мир огромный Мир жестокий, и злой, и холодный. Я устал, я замерз, я голодный Шерсть свалялась и хлюпает носик Одинокий, трясущийся песик ... Наверно это даже будет сниться – Вошли в подъезд, отряхивая снег, А там щенок, и на груди таблица: «Возьми меня, хороший человек».
В подъезде сыро, дует отовсюду И веет зимней стужей из дверей. Щенок лохматый, маленькое чудо, Доверчиво приветствует людей:
«Я мал и слаб, но вся душа открыта Навстречу вам, я знаю, вы добры, Я вырасту и стану вам защитой, Кусочком вашей жизни и судьбы.
Пусть будущее прячется во мраке, Его охотно с вами разделю, Возьмите же меня в свои собаки, Я вас уже заранее люблю!!!»
Живой безмолвно умолял живого, А на дворе поземкою мело. И кто-то взял щенка, не говоря ни слова, И посадил за пазуху, в тепло. - Какие чувства вызвало у вас прочтения этих стихотворений? - Такие рассказы, как «Кусака» учат нас одному, но самому главному правилу в жизни. Тому правилу, которое стало темой нашего урока. «Мы в ответе за тех, кого приручили». А человек приручил собаку уже очень давно, но у кого-то хватает «смелости» предать друга, выбросить его на улицу. Такие люди, как догхантеры, которые убивают бездомных животных, разве не они и есть - животные? Нет, они – не животные, а в десятки раз хуже. И я бы хотела, чтобы итогом сегодняшнего урока стало то, что если сегодня по пути домой вы встретите бездомную собаку или кошку, не пожалейте времени, чтобы подойти и погладить ее, дать кусок хлеба. Для вас это всего три минуты, а для них – радость, которую они еще долго не забудут.» | 8. – Да - Да. Рассказывают свои истории о бездомных животных. Читают стихотворения. - Грусть, боль, жалость. |
9. Информация о домашнем задании. Вашим домашним заданием будет следующее. Сегодня мы уже слышали несколько историй о бездомных животных и вашем участии в их жизни. Дома сделайте это письменно в своих тетрадях. | 9. Записывают домашнее задание. |