Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой».
– Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?
– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?
2. Слово учителя.
После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»»
ТЕМА УРОКА: В. п. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой» .
– Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?
– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?
2. Слово учителя.
После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.
«Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие страсти рассказывал… На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал однажды рассказ кружковеда – бывшего фронтовика, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом»1. Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.
– Видно ли из воспоминаний, какое впечатление на слушателей производил в детстве и юности В. П. Астафьев как рассказчик? (Бабушка смеялась: «вруша»; товарищи на фронте не отпускали его на дежурства, чтобы послушать, видимо, нравившиеся им истории.)
– Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати? (Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев – правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)
3. Словарная работа.
– Запишите значение слов:
дебют2 – первое или пробное выступление на сцене, на новом по-прище;
реликвия3 – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
4. Чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой»
Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.
В рассказе встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит, ведь действие его происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея; в нем слышна живая разговорная речь.
Вопросы для обсуждения.
– В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.
– От чьего лица ведется повествование?
– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?
– Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?
– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)
– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)
– Какой предстает перед читателем жизнь соседей и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)
Но мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко – не запомнил подробнее.
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1) выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;
2) сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;