kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой».

– Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?

2. Слово учителя.

После  смерти  бабушки  В. П. Астафьев  жил  в  детском  доме.  По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»»

ТЕМА УРОКА: В. п. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой» .

– Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?

2. Слово учителя.

После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.

«Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие страсти рассказывал… На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал однажды рассказ кружковеда – бывшего фронтовика, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом»1. Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.

– Видно ли из воспоминаний, какое впечатление на слушателей производил в детстве и юности В. П. Астафьев как рассказчик? (Бабушка смеялась: «вруша»; товарищи на фронте не отпускали его на дежурства, чтобы послушать, видимо, нравившиеся им истории.)

– Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати? (Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев – правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)

3. Словарная работа.

– Запишите значение слов:

дебют2 – первое или пробное выступление на сцене, на новом по-прище;

реликвия3 – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

4. Чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой»

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.

В рассказе встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит, ведь действие его происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея; в нем слышна живая разговорная речь.

Вопросы для обсуждения.

– В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

– От чьего лица ведется повествование?

– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?

– Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

Но мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко – не запомнил подробнее.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;

2) сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы в 6 классе "В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Разработка урока с презентацией Астафьев "Конь с розовой гривой" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-s-priezientatsiiei-astaf-iev-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "239161"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444732882"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок литературы в 6 классе по произведению  В.Астафьева «Конь с розовой гривой». "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-6-klassie-po-proizviedieniiu-v-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "187610"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426531226"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация к уроку "Нравственные уроки героя по рассказу В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-nravstviennyie-uroki-ghieroia-po-rasskazu-v-p-astaf-ieva-kon-s-rozovoi-ghrivoi"
    ["file_id"] => string(6) "249419"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446898948"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по ФГОС в 6 классе по теме В. П. Астафьев "Конь с розовой гривой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_fgos_v_6_klassie_po_tiemie_v_p_astaf_iev_kon_s_rozovoi_ghrivo"
    ["file_id"] => string(6) "398999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489149698"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства