Урок литературы
Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой».
Андреева Светлана Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока
Класс 6в
Учебник литературы в двух частях, автор-составитель В. П. Полухина. Москва « Просвещение» 2003 год.
Комментарии к уроку: учебная программа, урок из раздела «Произведения русских писателей 20 века».
Тип урока - интегрированный
Цель урока: Рассмотреть нравственные уроки рассказа , помогающие взрослеть и стать личностью.
Задачи урока:
Предметные
Определить тему и основную мысль литературного произведения, развивая умение сопоставлять, анализировать поступки героев рассказа.
Метапредметные
Умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них,
рассматривая нравственные проблемы, поднятые в рассказе;
Личностные
1)формировать способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению через развитие устной монологической и диалогической речи , развивая коммуникативные навыки , сценические умения и творческие способности;
2) помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через поведение героев художественного произведения, подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть;
Форма организации деятельности учащихся - « Урок – размышление».
Оборудование: комьютер, презентация к уроку, рисунки учащихся, буклеты, анкета (опросник), кинофильм « Пацаны».
1.Организационный этап.
Приветствие. Организация внимания.
-Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!
Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» и попробуем выяснить , какие нравственные уроки несет рассказ, а также разобраться в себе, задуматься о своих поступках.
2. Подготовка к работе на основном этапе.
Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.
Начнём наш урок с отрывка из кинофильма «Пацаны» Слайд 1. ( Просмотр фрагмента фильма).
- О чём рассуждают подростки? (о мечте, о том , что они могут ударить человека просто так, рассуждают о доброте).
- Они осознанно говорят об этом? ( да, потому что они уже взрослые и могут отвечать за свои поступки).
-На кого из героев рассказа похожи эти подростки? ( на левонтьевских ребят, особенно на Саньку).
Если связать этот фрагмент фильма и рассказ Астафьева, то о чем мы сегодня будем говорить? ( о доброте, о поступках , которые мы иногда совершаем необдуманно).
- Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева- тема взросления. Писатель показывает, как один , казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. А понять свои ошибки и исправить их помогают ему самые близкие люди и простые жизненные правила(уроки), которые преподносит нам Виктор Петрович Астафьев в своем рассказе. Слайд 2.
- Можем ли мы обозначить тему урока? ( поступки, правила, с помощью которых ребёнок взрослеет, становится другим).
- «Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Слайд 2а.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из кинофильма о подростках « Пацаны». Слайд 2б.
«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастет…».
Эта песня ещё прозвучит на уроке, но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева.
3. Этап проверки понимания прочитанного.
- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).
- Случалось ли вам сталкиваться с обманом ? Что испытывает человек обманывая? (Конечно, случалось и не раз, испытывает муки совести, стыда. Даже были похожие ситуации как у Вити).
- А значит, он станет вам чуточку ближе, понятнее.
- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом, опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания..)
- Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок прощения.. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло).
- Выделите ключевые слова в названии рассказа. Как вы понимаете название рассказа? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)
Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций.
- А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?
Работа в буклетах.
Ассоциации запишите в буклетах .
путешествие
Новая вещь
РАДОСТЬ
Игры с друзьями
Общение с природой
праздник
- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.
Выразительное чтение отрывка.
(Выразительное чтение отрывка «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива.)
- Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости?
( «конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…)
-Но чтобы заслужить эту радость, герой проходит путь испытаний.
Беседа по прочитанному произведению
Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами.
-Зачем?( чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 3)
- Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть? Зачитайте!( стр.102)
(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)
- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?
(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)
Сопоставительная характеристика ребят.
- Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?
(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.)
- В этом эпизоде автор, рассказывая о поведении левонтьевских, снова употребляет в тексте значимые глаголы. Какие?
(«Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»)
- Как вы думаете, зачем автор, говоря о «левонтьевских» ребятах, использует столько глаголов в тексте?
(Показаны негативные действия детей , они не задумываются над своими поступками, действуют агрессивно и легкомысленно.)
- Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная нашими ребятами.
Творческая деятельность учащихся.
Инсценировка.
(диалог Саньки и героя)
Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.
Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!
Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!
Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!
Витя: - Я?!
Санька: - Ты!
Витя: - Жадный?
Санька: - Жадный!
Витя: - А хочешь, все ягоды съем?
Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.
Санька: - Слабо!
Витя: - Мне слабо? Мне слабо?
Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.
Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!
- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?
(Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя струсил и пошел на поводу у Саньки)
-Почему Витя не смог отказать Саньке, не смог сказать «нет»? (Он испугался, был маленьким, хрупким).
-Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему?
Элемент исследовательской работы.
Результаты социологического опроса учащимися 6в класса.
Ребята нашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов на тему «Почему мы не можем сказать «нет» и получили следующие результаты. (Слайд № 5).
-Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей».
-Почему же так происходит? В этом нам поможет разобраться психолог Моисеева С.В.
Выступление психолога.
- Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 6-12).
-Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога .А ещё можно обратиться к В.П.Астафьеву как к наставнику и учителю, который в своём рассказе преподаёт нам уроки «золотых правил нравственности».
Запишем в буклетах первый урок рассказа Астафьева (Слайд №13):
«Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».
- Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке? ( стр. 104)
(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)
- Как вы расцениваете такие поступки?
(Развлечения их были жестокими.)
Какой второй урок рассказа мы запишем в буклеты?
«Не будь жестоким» (Слайд № 14).
- Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал?
(Санька научил, как обмануть бабушку, Витя боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)
- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?
(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)
- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте.
(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...) стр.107 и 109).
-Но не смотря на это, Витька вновь соглашается с предложением Саньки пойти на рыбалку.
Творческая деятельность учащихся.
Чтение по ролям.
- Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 109-110 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…»)
Продолжение беседы.
- Как относится к обману Санька? А главный герой?
(Саньке всё ни по чем, он и дальше учит Витю обманывать, а герой отвечает: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..».)
- В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него.
-Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя): (стр. 115).
(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)
Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?
(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)
- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке? ( стр. 115)
(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане)
Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным. Запишем третий урок Виктора Астафьева:
«Будь честным». (Слайд № 15).
- Какова роль дедушки во всей этой истории?
(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки)
Давайте запишем четвертый урок, который преподает нам писатель:
«Помогай другим в трудных жизненных ситуациях. (Слайд № 16).
- Почему бабушка купила всё-таки «пряник конём» обманувшему её внуку?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках, она любила и жалела сироту)
- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?
(Писатель благодарен бабушке за её доброту, за её веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть и доброта.)
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Какой главный жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?
(Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Доброта и прощение помогают людям стать лучше).
Давайте запишем пятый урок рассказа:
«Будь добрым, умей прощать». (Слайд № 17)
-Обратите внимание – сам рассказ, несмотря на трудные, серьёзные вопросы, которые поднимает автор, очень добрый, светлый. В.Астафьев пишет о героях с юмором, теплотой и помогает нам, читателям, также воспринимать мир.
5. Рефлексивная позициональная дискуссия.
-Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что пряник для героя был игрушкой и лакомством. К этому можно добавить ещё слово «символ».
Символом чего можно назвать этот пряник?( символ сельской жизни, символ радости, доброты, становления характера Вити).
- Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке. ( В буклете)
бабушка
Уроки жизни
стыд
Радость, счастье
сказка
детство
прощение
ПРЯНИК
раскаяние
- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)
- Случайна ли форма пряника – «конем»? Для чего он предназначен? ( Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)
- Сейчас прозвучит песня, слова которой послужили эпиграфом к нашему уроку. Послушайте её и подумайте, как слова этой песни соотносятся с рассказом В.Астафьева. (Слайд № 18).
Звучит песня из к/ф. «Пацаны»
Я подозвал коня, конь мой узнал меня.
Взял да помчал белой дорогою, чистой подковой звеня.
Будет лететь мой конь птицей да над рекой,
Будет играть гривой размётанной –
Он у меня такой…
Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…
Только вот…
Я не возьмусь за плеть, стану коня жалеть,
Коли решил он белой дорогою чистой подковой звенеть.
(В песне говорится о коне как о друге, играет гривой, мчится дорогой, летя птицей…..), в песне слова эпиграфа урока. Взрослые мудрее и опытнее, им в жизни легче, а детям, чтобы повзрослеть, нужно многое преодолеть.
-Ребята, трудно взрослеть?
-Действительно, взрослеть не просто. Как вы думаете, кто может вам помочь, если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни? ( родители, учителя, психолог, друзья, книги.)
-Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? Какие жизненные уроки несёт рассказ? ( нельзя обманывать близких людей,нужно уметь прощать, не быть жестоким, помогать другим в сложных жизненных ситуациях,не поддаваться на провокации).
- Пусть жизненные уроки рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» помогают вам взрослеть.
Звучат заключительные слова учителя на фоне мелодии « Сны Татьяны» Рыбникова из кинофильма « Шла собака по роялю».Слайд 19.
- Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека даже если оно пришлось на суровые, голодные годы, но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
6. Этап информации о домашнем задании.
-Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему «Как я бы поступил на месте Вити?» ( в буклетах).
7. Этап подведения итогов учебного занятия.
-Оценки за урок.
8 .Этап рефлексии.
- О чем бы вы спросили Витю? (Почему он так поступил? Не стыдно ли ему было. Как он пережил всю эту историю. Мог ли он так поступить ещё раз.)
- Какие черты характера героя есть у вас? ( трудолюбие, совесть, упорство….)
- Можно ли у Вити чему-либо научиться?
-И в заключении я бы хотела оставить вам на память самую сокровенную мечту Вити------------ пряник розовый , но ……… только не конём.
-Спасибо за урок.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические материалы и технические средства |
1.Организационный 2.Подготовка к работе на основном этапе. Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися. 3. Первичная проверка понимания прочитанного. . Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций. Выразительное чтение отрывка. .Беседа по прочитанному произведению. Анализирование ряда эпизодов . Творческая деятельность учащихся . Элемент исследовательской работы. Результаты социологического опроса. . Выступление психолога. Творческая деятельность учащихся. Чтение по ролям. 4. Обобщение и систематизация знаний 5. Рефлексивная позициональная дискуссия 6.Информация о домашнем задании 7. Подведение итогов учебного занятия. 8. Рефлексия. «Письмо самому себе» | Приветствие,визуальный контроль готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока в виде проблемного вопроса через просмотр кинофильма Обсуждение рассказа по вопросам. Организует работу в буклетах Контроль за чтением Постановка вопросов, требующих мыслительной активности учащихся. Организует работу поискового характера Наблюдение Размещает на экране таблицу результатов опроса. Контролирует правильность чтения Организует обсуждение, делает выводы. Организует обсуждение, работу в буклетах Рекомендации по рациональной организации домашней работы в буклетах Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Организует рефлексию | Приветствие Формулировка темы на основе просмотра кинофильма. Рассуждают. Работа в буклетах Следят за чтением одноклассников Отвечают, рассуждая. Правильность и осознанность содержания отдельных эпизодов. Инсценировка диалога героев. Анализируют процентное соотношение результатов. Слушают. Ведут диалог с психологом. Слушают, следят за чтением . Активная мозговая деятельность. Рассуждение Записывают ассоциации к слову «пряник» в буклеты Запись в дневники Подводят итоги сами. Выставляют оценки в дневник Реализация рефлексии. | Просмотр фрагментов кинофильма. Презентация. Буклеты Учебник Учебник, презентация Учебник, презентация, буклет. Сценка Таблица, презентация Учебник Презентация, буклеты Дневник, буклет Дневник Презентация. |