kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Конспект урока по   литературе в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»  с презентацией будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при  изучении темы «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро».

   Урок  поможет учащимся познакомиться с творчеством Ю.П. Казакова, отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев, научит анализировать сложные жизненные ситуации.

   Урок формирует  универсальные учебные действия школьников.

   Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях./Авторы – составители: Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шапчикова В. М. – Москва: Вентана-Граф, 2013 год.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»»


Класс: 5 Предмет: литература

Учебник: Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях./Авторы – составители: Ланин Б. А., Устинова Л. Ю., Шапчикова В. М. – Москва: Вентана-Граф, 2013 год.

Тема: Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»

Цели:

Обучающая: кратко познакомить учащихся с творчеством Ю.П. Казакова, отметить мастерство автора в изображении природы, в умении заглянуть в душу человека и рассказать о его переживаниях.

Развивающая: совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев, учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, нравственного взросления.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выразительно читать текст, уметь делать сравнительную характеристику героев, знать литературоведческие термины: «рассказ», знать содержание прочитанного произведения, воспринимать текст литературного произведения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: музыка, живопись.

Ход урока

1. Организационная часть

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.

3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.

Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” .

Выступления уч - ся:

Максим К.

КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.

Артём М..

Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.

В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

Максим З.

Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли.

Георгий П.

В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

4.

№п/п

Утверждение

+/-

1

Юрий Петрович Казаков родился в Москве----

 

2

Юрий Павлович Казаков родился в Москве+++

 

3

Казаков играл на виолончели и контрабасе+++

 

4

Казаков не имел музыкального слуха----

 

5

Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького+++

 

6

Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре”

и др. +++

 

7

Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла”----

 

8

Любимый жанр Юрия Казакова – роман----

 

9

Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ+++

 

10

Юрий Казаков очень любил русский Север+++

 

11

После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги +++

 

12

После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали ----

 

Правильные ответы на слайде смотрят оценивают друг друга

5.Жанр произведения

- В теме урока уже определён жанр произведения – рассказ.

- Что такое рассказ?

- Докажите, что «Тихое утро» - рассказ.

6.  Слово учителя.

Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954). Писатель предстаёт перед нами как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев, с которыми мы начнем сегодня знакомиться.

Но любое знакомство с текстом и его героями начинается с….??? со словарной работы, ведь мы должны знать значение слов, которые нам встретятся

В этом нам помогут наши консультаны. Они обратились к словарям и готовы поделиться с нами этой важной информацией

7. Лексическая работа. Работа консультанта.

Рига – крытое строение с печатью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой

называют обычный сарай.

*Косарь – большой тяжелый нож, который делается из обломков косы и применяется

обычно для щепления лучины.

Бочаг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток

пересохшей реки.

Куга (или осока) – болотное растение.

Выпозки – черви для наживки.

Перекатки – открытое место на реке, где из-за неровностей ландшафта волны

перекатываются одна через другую.

Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

Лощина – долина с пологими склонами.


8.Работа с текстом

С чего начинается рассказ? ( с описания утра)

Автор ярко и образно рисует картину утра, подмечает то, на что порой мы не обращаем внимания. …………………………….. Чтение отрывка (стр. 160)



Еще только-только прокричали сонные петухи (…) Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте... Все исчезло, притаилось сейчас…



Чтобы вы вспомнили и почувствовали какое оно (утро) предлагаю Вам прослушать стихотворение Ивана Никитина. Читает Маша П.

Утро.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.



А теперь послушайте музыкальный фрагмент из произведения

Мусоргского, “Рассвет на Москве-реке” и скажите, что вы услышали

- Какое произведение ( прозаическое, лирическое или музыкальное) помогло вам увидеть рождение дня?

Работа с текстом

Вернёмся к тексту

- Найдите в тексте и прочитайте, как мальчики просыпаются и готовятся к рыбалке. Стр. 160-162

- Какие черты их характера и поведения здесь проявляются?

- Как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи. 

- Запишите ключевые слова в характеристику героев:



Яшка

Володя

«жаворонок», волевой, «переборол себя»

ловкий, энергичный («весело затрусил к риге») деревенский, близок к природе

высокомерный, язвительный, смелый

неловкий, несобранный, медлительный

городской, сдержанный, целеустремлённый

язвительный, грубый, импульсивный

скромный, сдержанный

хвастун, отходчивый

честный

знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный

умеет ценить красоту

любознательный, более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

умеет ценить красоту

оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу




А если они готовы помочь друг другу, то как их можно назвать? Друзьями!!

Вот об этом мы будем говорить уже на другом уроке

Подведение итогов

Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока)

  1. Интересно было на уроке или скучно? Почему?

  2. Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?

  3. Какие чувства сменялись в вашей душе?

  4. Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.

  5. Перечислите основные трудности, которые вы испытывали во время урока.

  6. Какие вопросы и пожелания появились?

Дом. задание



***Подготовить чтение диалогов по группам ( рядам)

1. Со слов: «Яшка заложил в рот испачканные землей пальцы и свистнул.» до слов: «Володя наконец справился с ботинками.»

2. Со слов: «Проходили мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.» до слов: «Солнце наконец взошло...»

3. Со слов: «Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки.» до конца рассказа.
*** Записать значение слова ДРУЖБА (пользуясь толковым словарём)

*** Дочитать рассказ

***Рисунки



Оценки за урок







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы в 5 классе по теме: «Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»

Автор: Смолякова Анна Николаевна

Дата: 31.05.2019

Номер свидетельства: 512989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Презентация к уроку литературы в 5 классе. Казаков Юрий Павлович – русский писатель-прозаик"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_literatury_v_5_klasse_kazakov_iurii_pavlovich_russkii_pisa"
    ["file_id"] => string(6) "512994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1559324093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка урока литературы в 7 классе на тему "Ю.П. Казаков "Тихое утро""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieratury_v_7_klassie_na_tiemu_iu_p_kazakov_"
    ["file_id"] => string(6) "414648"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494557728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства