kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по творчеству К.Д. Ушинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к 200-летию рождения педагога и писателя К.Д. Ушинского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству К.Д. Ушинского»

Урок литературы в 5 классе, посвященный изучению творчества педагога и учителя К.Д. Ушинского в год его 200-летия

Тема: Рассказы и сказки К.Д. Ушинского «Дети в роще», «Дедушка», «Ученый медведь»

Учитель: Кудрина И.В.

Класс: 5 классы

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить детей с педагогом и писателем К.Д. Ушинским через изучение его рассказов и сказок.

 Задачи:

1.Формировать умение определять авторскую сказку, как  жанр литературы, учить отличать её от   сказки народной.  

2.Развивать навык чтения, творческие способности детей.

3.Способствовать нравственному воспитанию обучающихся.

4. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, вы любите читать интересные рассказы, сказки, смотреть мультфильмы? (ответы детей)

- А кто знает сказки «Мужик и медведь», «Как рубашка в поле росла», «Лиса Патрикеевна»?

- А вы знаете, кто их написал? (Константин Дмитриевич Ушинский)

- В этом 2023 году отмечается 200 лет со дня рождения замечательного писателя, учителя. Давайте мы с вами погрузимся в мир сказок, рассказов Константина Дмитриевича.

- Сначала узнаем о писателе побольше (ПРЕЗЕНТАЦИЯ по БИОГРАФИИ)

- Теперь, ребята, давайте прочитаем несколько произведений Ушинского и попробуем понять мысли писателя (ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК и РАССКАЗОВ)



Константин Дмитриевич Ушинский

Дети в роще

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.



1. Кто главные герои рассказа?

2. Куда отправились дети?

3. Попали ли дети в школу? Почему?



Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

Голубь сказал:

— Строю гнездо для своих маленьких деток.



5. Кого дети встретили в роще? (жучка, пчелку, муравья, белку, голубя)

6. Кто из животных с ними поиграл? Почему? (никто не поиграл, потому что все были заняты своими делами)

7. Какого развития событий вы ожидаете дальше? (ответы детей)

8. Почему автор привел детей в рощу? (Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.



10. Почему рассердился ручей на детей? (потому что дети ленивые, ничем не занимаются, а только всех отвлекают)

12. Согласны ли вы с ручьем? (ответы детей)

13. Какую работу выполняет ручей? (дает питье животным и людям, вертит мельницу, тушит пожары...)



Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.

— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.



14. А теперь скажите, как себя чувствовали дети после разговора с ручьем? (им стало скучно)

15. А как они себя чувствовали в начале рассказа? (им было весело)

16. Кого еще встретили дети в роще? (малиновку)

17. Что сказала малиновка? (Малиновка-это птица, еще одно название зарянка)

18. Как стали чувствовать себя дети после такого общения с птичкой? (им стало очень стыдно)

19. Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).

20. Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело» (тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать)

21. Скажите, чему учит этот рассказ? (Сказка учит быть трудолюбивым, ответственно относиться к своим обязанностям. Главная обязанность героев сказки — учеба в школе, а они пренебрегли своей обязанностью.)



Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски. 

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.

– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.

Уважай старика: сам будешь стар.



1. Как вы понимаете значение слов ОДРЯХЛЕЛ, НЕВЕСТКА, ТЯТЕНЬКА? (постарел, жена сына, отец)

2. Опишите старика, используя текст притчи.

3. Почему сын и невестка посадили старика за печкой? (он проливал суп, разбил миску)

4. За каким занятием застали родители четырёхлетнего сынишку? (он сидел на земле и из щепочек складывал мисочку)

5. Что ответил мальчик родителям на вопрос о том, что он делает? Как вы, ребята, понимаете слова мальчика? (мальчик добрый, он чист душой, он очень любит дедушку и любит своих родителей, ему не нравится, когда в семье ссоры).

6. Ребята, как вы думаете, мальчик 4-х лет разумом понимал, что его родители поступают подло по отношению к своему отцу? (Учитель подводит ребят к мысли о том, что ребёнок, скорее всего, чувствовал своим чистым непорочным сердечком, что так делать нельзя).

7. Чему нас научила эта притча (нравоучительный рассказ)? (учит быть терпеливым и заботливым по отношению к пожилым родителям, беречь их здоровье и своей заботой о стариках, подавать пример младшему поколению)



Ученый медведь

– Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись. 

Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.



1. Кто является главным героем рассказа? ( Мишка)

2. Подберите прилагательные к этому персонажу (Умный, добрый, терпеливый, дрессированный)

3. Какой жизнью живет медведь? Почему? (Мишка живет в неволе: ему приходится терпеть грубость своего хозяина и исполнять все приказы)

4. Какие чувства вы испытываете к медведю? (жалость)

5. Какова главная мысль рассказа? (Жизнь многих животных была загублена на потеху народу. Не стоит причинять боль животным даже ради выгоды)

6. Чему учит это произведение? (Рассказ учит состраданию к братьям нашим меньшим. Иногда животные беззащитны перед произволом человека)



Подведение итогов урока

- Ребята, вам понравились рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского? Что особенно запомнилось?

- Вы хотели бы еще познакомиться с произведениями этого замечательного писателя?

- Найдите дома сказку, рассказ Ушинского, прочитайте и подумайте, о чем хотел вам сказать писатель.

- СПАСИБО ЗА УРОК.



ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ НА УРОКЕ УЧЕНИКАМ ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ, ПОТОМ ПОДСЧИТЫВАЕТСЯ ИХ КОЛИЧЕСТВО. САМЫМ АКТИВНЫМ ВРУЧАЕТСЯ СЛАДКИЙ ПРИЗ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по творчеству К.Д. Ушинского

Автор: Кудрина Ирина Викторовна

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Игровая деятельность на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(47) "ighrovaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "190334"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427134057"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Русская литература в оценке В.В.Розанова (теория к урокам литературы в старших классах) "
    ["seo_title"] => string(96) "russkaia-litieratura-v-otsienkie-v-v-rozanova-tieoriia-k-urokam-litieratury-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "163307"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462986"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Статья на тему «Новые современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(115) "stat-ia-na-tiemu-novyie-sovriemiennyie-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "197660"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428274633"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фольклор на уроках литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(45) "fol-klor-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426493042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства