Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".
Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".
На уроке обучающиеся более подробно рассказывают о творчестве писателя, обогащают свой словарный запас. Это первые пробы театральной постановки на уроке. На уроке использовано много видов работ в которых задействованы все учащиеся класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".»
ТЕМА: Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев": сюжет.
ЦЕЛИ: Расширять знания учащихся о творчестве писателя; обогащать словарный запас детей; формировать умение определять сюжетные линии произведения; совершенствовать навык выразительности, последовательности речи, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, развивать память, мышление, внимание, творческие способности; воспитывать интерес к литературному чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг С.Я. Маршака, портрет автора, карточки с заданиями, корзина с подснежниками, мультфильм "Двенадцать месяцев".
ХОД УРОКА
На доске эпиграф: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе” (золотое правило нравственности).
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся.
- Как можно объединить в группы эти названия?
(На доске вразброс месяца года. Ответы детей.)
- Назовите месяцы нынешнего времени года.
2. Артикуляционная разминка.
- Сегодня на разминке вспомним стихотворение С.Я. Маршака "Тихая сказка".
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже
И ребёнок был у них –
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – ёжик…
О Маршаке.
- Какие произведения Маршака мы учили, читали, хорошо знаем?
(Ответы детей.)
а) Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов. Мы с удовольствием читали его стихи "Детки в клетке, смеялись над "Рассеянным с улицы Бассейной", над дамой, которая сдавала багаж. Его произведения интересны и незабываемы.
С удовольствием прочитала пьесу-сказку "Двенадцать месяцев".
б) Я читал Маршака "Детки в клетке", "Пожар", "Сказку о глупом мышонке", "Усатый-полосатый", "Мяч".
Я думаю, что многие из нас учили буквы по лучшей азбуке "Про всё на свете" и считали "От одного до десяти", "Весёлый счёт". Почти все его стихи о счастье, которым должно сиять детство, как в стихотворном рассказе "Хороший день".
Мотивация и изучение нового материала.
Учитель: Определить тему нашего урока поможет игра "Шифровщик".
Зачеркните буквы, которые не входят в кириллицу, и вы прочитаете название произведения Маршака, над которым мы будем работать.
LДDВJЕYНFАДWЦFАNТQЬ МVЕGСSЯЦWЕQВD.
(Эта работа на карточках. Кто готов – встал.)
Учитель: Вы на сегодня прочитали пьесу-сказку "Двенадцать месяцев", познакомились с её содержанием.
Знакомство с построением пьесы-сказки: что есть в пьесе?
а) Действующие лица.
б) Слова автора.
в) Ремарки.
г) Главные герои и второстепенные.
Блиц-опрос (4 вопроса двум группам).
Что такое пьеса?
(драматическое произведение, которое написано для театра)
Год написания сказки?
( Зима 1943 года. Один мальчик написал Самуилу Яковлевичу, почему он ничего не пишет для детей и Маршак ответил появлением пьесы-сказки.)
В каком жанре написана пьеса?
(Написана в жанре – волшебная сказка.)
Какая основная идея произведения?
(Основная идея произведения – невозможно поменять цикл и последовательность природы, но дружба человека и природы иногда творит чудеса.
Какую тему поднимает автор в своём произведении?
(Автор поднимает тему: человек и природа умеют понимать друг друга и дружить).
Какую проблему поднимает Маршак?
( Писатель говорит здесь о проблеме: силы природы помогают не всем, а лишь тем, кто живёт в гармонии с ней. Важно быть добрым и благодарным, а злые люди находятся в конфликте с природой).
Что скажете о композиции пьесы-сказки?
Какие сюжетные линии?
(Композиция этого произведения простая. Здесь идёт последовательный сюжет, где события идут одно за другим. Три линии сюжета:
Падчерица – доброта, гармония с природой.
Королева – невежество, капризы, но в конце меняется.
Мачеха – лень, глупость, злость.)
Словарная работа.
- В произведении нам встретились слова, значение и правописание которых мы должны запомнить. Что это за слова вы узнаете, расшифровав анаграммы:
ЕЬСПА –
ДЧЕПАИРАЦ –
ЧЕХАМА –
ПДОСЕНЖИНИК –
АЗСКА –
( объяснение значения и правописания слов)
Работа с пословицами.
- Распределите правильно слова в пословицы, и вы ответите на вопрос, кто помог Падчерице выполнить задание капризной Королевы?
… году – начало, зиме – середина.
… силён метелью, а … - капелью.
… с водой, … с травой.
(май, январь, март, апрель, февраль)
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с текстом.
- Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья-месяцы передают друг другу эстафету.
(Январь: Не трещите морозы…
Февраль: Ветры, бури, ураганы…
Март: Снег теперь уже не тот…
Апрель: Разбегайтесь тучи…)
Театральная минутка.
(Сценка "Подснежник" в костюме с корзиной подснежников)
Учитель: Подснежник – первый цветок весны. Сегодня он у нас в гостях.
Слова автора (1 ученик читает):
Сперва понемножку
Зелёную выставив ножку.
Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
Подснежник: "Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?
Закрепление материала.
- А сейчас мы попробуем кратко рассказать о сюжете пьесы, её положительных и отрицательных героях.
(Дети рассказывают) 1,2,3,4,5,6,7.
Самое волшебное Новогоднее произведение Маршака "Двенадцать месяцев". Это пьеса сказка. Она была написана в 1943 году, в середине войны, в годы тяжелейших испытаний. Она состоит из 4 действий, а действия состоят из картин. Каждая картина в отдельном месте. Герои пьесы положительные и отрицательные. В центре пьесы Падчерица – сирота. Отрицательные герои: мачеха и её дочь; сумасбродная Королева. Падчерицу обижают мачеха и её дочь. Девочка должна выполнять невыполнимые приказы.
Отрицательный герой пьесы - Королева. Канцлер просит подписать на уроке приказ: казнить или помиловать и она выбирает то слово, где меньше букв, не задумываясь о судьбе человека. И накануне Нового года издаёт указ: принести во дворец подснежники и за вознаграждение – золото.
Это завязка пьесы. Мачеха отправляет в лес Падчерицу и говорит не возвращаться без подснежников. Бедная сирота идёт в лес понимая, что задание невыполнимо.
В лесу Падчерица встречает братьев-месяцев у костра. Она рассказывает им о своей беде. Месяцы часто раньше видели в лесу девочку, которая выполняла разную работу, и решают помочь Падчерице. Месяц апрель просит на часок вступить в права и этим помогает девочке собрать подснежники. Апрель подарил Падчерице колечко, чтобы в трудную минуту могла вызвать его.
Дома мачеха со своей дочерью решили быстро идти во дворец и обменять подснежники на золото. Во дворце Королева приказывает насыпать корзину золота, но приказывает показать место, где собирали цветы. Мачеха рассказывает о Падчерице. Королева сначала добра к девочке, дарит ей шубу. Но как только Падчерица не соглашается показать место, где она встречалась с месяцами, так как не может нарушить слово, данное месяцам, Королева приказывает её казнить.
Апрель подарил Падчерице колечко, бросив которое можно позвать месяцы на помощь. Но она дала слово братьям и не могла его нарушить. Королева забрала колечко и бросила в прорубь. Девочка зовёт Апреля и наступает кульминация произведения.
Испорченная властью Королева не понимает, как в этом мире нельзя всё купить. Не знает, почему Январь и девочка отказываются от вознаграждения.
Челядь разбегается и Королева остаётся одна. Просить она не умеет. Впервые в жизни Королева просит, а не приказывает. Едет во дворец на санях, в которые запрягли собак, т.е. Мачеху и её дочь. Зло наказано. Добро восторжествовало.
Братья-месяцы преподносят всем жизненные уроки: мачеха и её дочь превращаются в собак. Королева мёрзнет и задумывается, начинает меняться. Это обнадёживает. Впервые она попросила, а не потребовала. Всё в жизни поправимо, нужно только захотеть. Добро восторжествовало. Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.
Домашнее задание.
Подготовиться читать сказку по ролям.
Итог урока.
Рефлексия.
Выберите пословицы, которые подходят к пьесе-сказке.
Жадность – всякому горю начало.
Случается такой год, что в день по семь погод.
Любишь труд – любишь жизнь.
Добро побеждает зло.
Учитель: Запомните золотое правило нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.