kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся более подробно рассказывают о творчестве писателя, обогащают свой словарный запас. Это первые пробы театральной постановки на уроке. На уроке использовано много видов работ в которых задействованы все учащиеся класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".»

ТЕМА: Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев": сюжет.

ЦЕЛИ: Расширять знания учащихся о творчестве писателя; обогащать словарный запас детей; формировать умение определять сюжетные линии произведения; совершенствовать навык выразительности, последовательности речи, выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, развивать память, мышление, внимание, творческие способности; воспитывать интерес к литературному чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг С.Я. Маршака, портрет автора, карточки с заданиями, корзина с подснежниками, мультфильм "Двенадцать месяцев".

ХОД УРОКА

На доске эпиграф: “Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе” (золотое правило нравственности).

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Как можно объединить в группы эти названия?

(На доске вразброс месяца года. Ответы детей.)

- Назовите месяцы нынешнего времени года.

2. Артикуляционная разминка.

- Сегодня на разминке вспомним стихотворение С.Я. Маршака "Тихая сказка".

Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже

И ребёнок был у них –

Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик…

  1. О Маршаке.

- Какие произведения Маршака мы учили, читали, хорошо знаем?

(Ответы детей.)

а) Маршак – один из самых знаменитых детских поэтов. Мы с удовольствием читали его стихи "Детки в клетке, смеялись над "Рассеянным с улицы Бассейной", над дамой, которая сдавала багаж. Его произведения интересны и незабываемы.

С удовольствием прочитала пьесу-сказку "Двенадцать месяцев".

б) Я читал Маршака "Детки в клетке", "Пожар", "Сказку о глупом мышонке", "Усатый-полосатый", "Мяч".

Я думаю, что многие из нас учили буквы по лучшей азбуке "Про всё на свете" и считали "От одного до десяти", "Весёлый счёт". Почти все его стихи о счастье, которым должно сиять детство, как в стихотворном рассказе "Хороший день".

  1. Мотивация и изучение нового материала.

Учитель: Определить тему нашего урока поможет игра "Шифровщик".

Зачеркните буквы, которые не входят в кириллицу, и вы прочитаете название произведения Маршака, над которым мы будем работать.

LДDВJЕYНFАДWЦFАNТQЬ МVЕGСSЯЦWЕQВD.

(Эта работа на карточках. Кто готов – встал.)

Учитель: Вы на сегодня прочитали пьесу-сказку "Двенадцать месяцев", познакомились с её содержанием.

  1. Знакомство с построением пьесы-сказки: что есть в пьесе?

а) Действующие лица.

б) Слова автора.

в) Ремарки.

г) Главные герои и второстепенные.



  1. Блиц-опрос (4 вопроса двум группам).

  1. Что такое пьеса?

(драматическое произведение, которое написано для театра)

  1. Год написания сказки?

( Зима 1943 года. Один мальчик написал Самуилу Яковлевичу, почему он ничего не пишет для детей и Маршак ответил появлением пьесы-сказки.)



  1. В каком жанре написана пьеса?

(Написана в жанре – волшебная сказка.)

  1. Какая основная идея произведения?

(Основная идея произведения – невозможно поменять цикл и последовательность природы, но дружба человека и природы иногда творит чудеса.



  1. Какую тему поднимает автор в своём произведении?

(Автор поднимает тему: человек и природа умеют понимать друг друга и дружить).

  1. Какую проблему поднимает Маршак?

( Писатель говорит здесь о проблеме: силы природы помогают не всем, а лишь тем, кто живёт в гармонии с ней. Важно быть добрым и благодарным, а злые люди находятся в конфликте с природой).



  1. Что скажете о композиции пьесы-сказки?

  2. Какие сюжетные линии?

(Композиция этого произведения простая. Здесь идёт последовательный сюжет, где события идут одно за другим. Три линии сюжета:

Падчерица – доброта, гармония с природой.

Королева – невежество, капризы, но в конце меняется.

Мачеха – лень, глупость, злость.)

  1. Словарная работа.

- В произведении нам встретились слова, значение и правописание которых мы должны запомнить. Что это за слова вы узнаете, расшифровав анаграммы:

ЕЬСПА –

ДЧЕПАИРАЦ –

ЧЕХАМА –

ПДОСЕНЖИНИК –

АЗСКА –

( объяснение значения и правописания слов)



  1. Работа с пословицами.

- Распределите правильно слова в пословицы, и вы ответите на вопрос, кто помог Падчерице выполнить задание капризной Королевы?

… году – начало, зиме – середина.

… силён метелью, а … - капелью.

… с водой, … с травой.

(май, январь, март, апрель, февраль)

  1. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.



  1. Работа с текстом.

- Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья-месяцы передают друг другу эстафету.

(Январь: Не трещите морозы…

Февраль: Ветры, бури, ураганы…

Март: Снег теперь уже не тот…

Апрель: Разбегайтесь тучи…)

  1. Театральная минутка.

(Сценка "Подснежник" в костюме с корзиной подснежников)

Учитель: Подснежник – первый цветок весны. Сегодня он у нас в гостях.

Слова автора (1 ученик читает):

Сперва понемножку

Зелёную выставив ножку.

Потом потянулся из всех своих маленьких сил и тихо спросил:

Подснежник: "Я вижу: погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?

  1. Закрепление материала.

- А сейчас мы попробуем кратко рассказать о сюжете пьесы, её положительных и отрицательных героях.

(Дети рассказывают) 1,2,3,4,5,6,7.

  1. Самое волшебное Новогоднее произведение Маршака "Двенадцать месяцев". Это пьеса сказка. Она была написана в 1943 году, в середине войны, в годы тяжелейших испытаний. Она состоит из 4 действий, а действия состоят из картин. Каждая картина в отдельном месте. Герои пьесы положительные и отрицательные. В центре пьесы Падчерица – сирота. Отрицательные герои: мачеха и её дочь; сумасбродная Королева. Падчерицу обижают мачеха и её дочь. Девочка должна выполнять невыполнимые приказы.



  1. Отрицательный герой пьесы - Королева. Канцлер просит подписать на уроке приказ: казнить или помиловать и она выбирает то слово, где меньше букв, не задумываясь о судьбе человека. И накануне Нового года издаёт указ: принести во дворец подснежники и за вознаграждение – золото.

Это завязка пьесы. Мачеха отправляет в лес Падчерицу и говорит не возвращаться без подснежников. Бедная сирота идёт в лес понимая, что задание невыполнимо.



  1. В лесу Падчерица встречает братьев-месяцев у костра. Она рассказывает им о своей беде. Месяцы часто раньше видели в лесу девочку, которая выполняла разную работу, и решают помочь Падчерице. Месяц апрель просит на часок вступить в права и этим помогает девочке собрать подснежники. Апрель подарил Падчерице колечко, чтобы в трудную минуту могла вызвать его.



  1. Дома мачеха со своей дочерью решили быстро идти во дворец и обменять подснежники на золото. Во дворце Королева приказывает насыпать корзину золота, но приказывает показать место, где собирали цветы. Мачеха рассказывает о Падчерице. Королева сначала добра к девочке, дарит ей шубу. Но как только Падчерица не соглашается показать место, где она встречалась с месяцами, так как не может нарушить слово, данное месяцам, Королева приказывает её казнить.



  1. Апрель подарил Падчерице колечко, бросив которое можно позвать месяцы на помощь. Но она дала слово братьям и не могла его нарушить. Королева забрала колечко и бросила в прорубь. Девочка зовёт Апреля и наступает кульминация произведения.



Испорченная властью Королева не понимает, как в этом мире нельзя всё купить. Не знает, почему Январь и девочка отказываются от вознаграждения.



  1. Челядь разбегается и Королева остаётся одна. Просить она не умеет. Впервые в жизни Королева просит, а не приказывает. Едет во дворец на санях, в которые запрягли собак, т.е. Мачеху и её дочь. Зло наказано. Добро восторжествовало.



  1. Братья-месяцы преподносят всем жизненные уроки: мачеха и её дочь превращаются в собак. Королева мёрзнет и задумывается, начинает меняться. Это обнадёживает. Впервые она попросила, а не потребовала. Всё в жизни поправимо, нужно только захотеть. Добро восторжествовало. Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.



  1. Домашнее задание.

Подготовиться читать сказку по ролям.



  1. Итог урока.

  1. Рефлексия.

Выберите пословицы, которые подходят к пьесе-сказке.

  • Жадность – всякому горю начало.

  • Случается такой год, что в день по семь погод.

  • Любишь труд – любишь жизнь.

  • Добро побеждает зло.

  1. Учитель: Запомните золотое правило нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе. Пьеса - сказка С.Я. Маршака "12 месяцев".

Автор: Писаренко Ольга Константиновна

Дата: 14.07.2024

Номер свидетельства: 654139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок литературы в 5 классе на тему "С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-s-ia-marshak-p-iesa-skazka-dvienadtsat-miesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "151143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420640580"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок чтения в 6 классе С.Я.Маршак  Сказка – пьеса  «Двенадцать месяцев»."
    ["seo_title"] => string(65) "urokchtieniiav6klassiesiamarshakskazkapiesadvienadtsatmiesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "292146"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455219046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок по литературному чтению 4 класс С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»"
    ["seo_title"] => string(67) "urokpolitieraturnomuchtieniiu4klasssiamarshakdvienadtsatmiesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "321184"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461236687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства