Литература 5кл.
Урок-концерт
Тема урока: Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.
Цели урока:
1.Актуализация знаний о приемах выразительности в лирических произведениях.
2.Формирование умения понимать образность, выразительность слова.
Закреплять умение выразительно читать.
3. Воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
Оборудование:
-компьютер;
-видеопроектор;
-колонки;
-слайдовая презентация
Опережающие задания
Класс делится на 4 группы и готовит стихотворения, посвященные одному времени года.
Под руководством учителя каждая группа готовит свою компьютерную презентацию с собственными иллюстрациями к стихотворениям, музыкальным произведением при чтении стихов.
Ход урока
Слово учителя.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт. Тема его «Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека?
- А как вы понимаете слова К.Г. Паустовского? (Слайд 1.)
- Сегодня мы услышим стихотворения, полные любви к природе и к Родине, но сначала давайте вспомним о средствах выразительности. Что это такое? (Слайд 2)
-Природа вдохновляла не только поэтов, но и композиторов. Я предлагаю вам прослушать пьесу А. Вивальди «Времена года». Сможете ли вы услышать в музыке то, о чем писали поэты?
- Что вы услышали в музыке?
( Шум ветра, дождь, солнце. Каждому времени года присуще свое настроение и свои звуки).
- Совсем недавно была осень. Итак, выступает первая группа, подготовившая стихи об осени.
Группа. Один учащийся из группы делает обзор стихотворений:
-Мы подготовили стихи об осени. Это стихотворения А. Майкова, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева. Настроение покоя, печали, грусти. Птиц не слышно. Люди отдыхают от трудов. Майков с сожалением вспоминает о лете, а Пушкин, напротив, восхищается осенью. В стихах авторы используют эпитеты, сравнения, олицетворения. И т.д. ( Чтение сопровождается презентацией).
Участники группы читают стихотворения. Дают краткий анализ по плану:
-Автор
-Название
-Тема, основная мысль
-Художественные выразительные средства
Учитель:
-Спасибо ребятам.
-Каждое время года прекрасно по-своему. Композитор Г.Свиридов написал вальс к повести А.С.Пушкина «Метель».(Слушание)
-Что вы услышали?
-Дальше продолжит группа, подготовившая стихи о зиме.
2 группа.
1). Ответственный в группе делает обзор стихотворений о зиме.
2) Чтение стихотворений о зиме. (Слайды о зиме)
3)Анализ по плану:
3 группа
Стихи о весне. (Слайды о весне)
1 ) Обзор (Все стихи радостные, веселые. В них много солнца, света, ярких красок, даже чувствуются запахи. Авторы передают свои сердечные переживания.
2)Чтение стихов
Анализ по плану:
.
4 группа
Лето. (Слайды о лете)
1.Обзор (Авторы не только описывают природу, но и труд людей. Ведь труд – это радость, удовольствие. В стихотворении «Косарь» автор любуется трудом крестьянина, восхищается природой, олицетворяет ее.
2) Чтение стихов
Анализ по плану.
Слово учителя.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. С жизнью и творчеством этих и других поэтов 19 века мы более подробно будем знакомиться в старших классах. Главное сейчас, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться!
Рефлексия
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Спасибо за урок. При его подготовке и сегодня мне было очень приятно с вами работать. Я видела вклад каждого в общее дело, но также я думаю, что вы сами можете оценить работу каждого в своей группе. Пожалуйста, сделайте это на листочках, которые я вам раздала. Свои оценки за урок я поставлю, учитывая и ваше мнение.
Домашнее задание.