формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Психологическая установка на работу. | 1 слайд - Здравствуйте, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я – Юлия Анатольевна. На уроке у нас гости повернитесь, поприветствуйте гостей. - Тихо садитесь. - Девиз нашего урока «У нас всё получится». | Регулятивные УУД (самоконтроль) |
| - Давайте составим план работы. (картинный план). (на доске появляется план урока). | |
2.Актуализация знаний | -Какой раздел вы изучаете?(Весна, весна красная) слайд Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов. | Познавательные УУД |
3. Проверка домашнего задания. | - Дома вы готовили выразительное чтение народной песни. - Сейчас мы прочитаем эту песню необычно. Я попрошу выйти к доске 6 человек: 1 ученик читает первую строчку, 2 строчку уже читают 2 ученика, 3 – 3 ученика, 4 – четыре, 5 – пять учеников, 6 - все вместе. (читают народную песню «Весна, весна красная».) - Спасибо, садитесь. | |
4. Актуализация знаний. (Подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока.) Работа в группах | - Весной оживает природа, возвращаются птицы. Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Сейчас вспомним поговорки о птицах. Поработаем в группах. «Составь пословицу» - Вам надо составить поговорку и объяснить её смысл. 1 группа: ( 4 человека) Увидал грача - весну встречай. 2 группа: (5 человек) На шесте скворец, он весне гонец. 3 группа: (5 человек) Сколько проталинок – столько и жаворонков. -4 группа, мои помощники. -Прочитайте полученные поговорки. (читают группа помощников). (Объясняют смысл пословиц). - О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. (Грач, скворец, жаворонок). - Что вы узнали из пословиц об этих птицах? (Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. ) - Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. - Одной из этих птиц посвящен наш урок. | Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) |
5.Сообщение темы урока. | Загадка « Угадай, кто это?» Хочет - прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. (жаворонок) - На солнышке отметьте жаворонка. - Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка? звукозапись ( голос птицы). - Определите тему нашего урока. (Мы познакомимся с произведением «Жаворонок»). - Тема нашего урока произведение Г. А. Скребицкого «Жаворонок». - Какую цель поставите? 1. Познакомиться с произведением Г. Скребицкого «Жаворонок». 2. Через произведение узнать об авторе. 3. Будем работать над текстом. 4. Будем узнать новое о жаворонке. 5. Будем работать над развитием речи. 6. Будем учиться быть внимательными. | Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
6. Открытие нового. 7. Физминутка. | 1. Знакомство с автором Г.А. Скребицким. 2. Первичное чтение произведения Г.А. Скребицкого. (учитель) - Подумайте, почему все радовались песне жаворонка? (После первичного чтения отвечают на вопрос). Игра «Жаворонки». Дети стоят в кругу, водящий (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, приговаривая: В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив целый год! - Занимаем свои места. - Определите жанр литературного произведения. Сказка, рассказ, стихотворение. - Отметьте на кластере жанр данного произведения. Словарная работа в парах. Игра «Найди соответствия». - На карточках слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. - Девиз работы в парах «Работая вместе, помогаем друг другу». Проверка по эталону. СЛАЙД -ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя. трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель. пригорки – небольшой холм, бугор лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз). | |
8.Первичное закрепление. | - Откройте учебник на стр. 116, найдите произведение. (Чтение учащимися текста цепочкой по предложениям.) - Как автор описывает восход солнца? Прочитайте. - Какое время суток описывает автор? Докажи. - Откуда взлетел жаворонок? - Как описывает автор жаворонка? (Небольшая серая птичка). - Что слышалось в песне жаворонка? - Какие животные проснулись? - О чём думали животные? - С чем сравнивает автор жаворонка? - Как называется литературный приём, который использует автор? (Сравнение). Слайд. - О чем бы вы хотели спросить автора? | |
9.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА. | РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с.67 – 68 а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши. (Слайд) Автор сравнивает жаворонка со звёздочкой. б) Допиши предложение словами из текста. Жаворонок – это небольшая… Слайд. Жаворонок – это небольшая серая птичка. | Познавательные УУД (Умение работать с текстом Умение выделять существенное) |
9.Итог | - За что жаворонок пользуется славой и любовью у людей? (Потому что жаворонка считают вестником весны). - 22 марта – день весенного равноденствия, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. - Сейчас я попрошу вас выйти к доске и образовать круг. - По старинной традиции заклинали весну быть доброй, водили хоровод и произносили заклички. - Давайте и мы позовём весну. (1 стоим на месте, дети повторяют за мной, 2 раз идём по кругу, произносим слова). Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето тёплое, Унесите от нас Зиму холодную; Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги Отморозила. (Хоровод «Жаворонки, жавороночки».) - Садитесь на места. -Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: животным и человеку. - Какими впечатлениями вы хотели бы поделиться? 1. Наизусть 1 абзац на выбор. 2. Тетрадь с. 68 №4 3* Иллюстрация к произведению Г. Скребицкого. | |
10.Рефлексия | ЛИСТ САМООЦЕНКИ № | Критерии | | | | 1 | Я могу назвать фамилию автора произведения и заглавие. | | | | 2 | Я могу назвать основную мысль произведения и жанр . | | | |
Зелёный – отлично Жёлтый – хорошо Красный – удовлетворительно. - Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? – Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из теста птичек - "жаворонков", которых называли братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Я вам тоже приготовила таких жаворонков. (Раздаю жаворонки под музыку.) - У каждого человека своя весна. И это большая удача в жизни, если вам удается встретить музыку, картину, стихи или прозу очень близкую вашей личной весне. Может быть кому-нибудь повезло, и эта встреча состоялась сегодня после прочтения рассказа "Жаворонок". - Урок подошел к концу. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка. | |