Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Путешествие по сказкам Г.-Х. Андерсена"»
Путешествие по сказкам Ганса-Христиана Андерсена.
(Урок внеклассного чтения).
Цели урока:
Раскрыть нравственный смысл сказок Г-Х Андерсена;
систематизировать и обобщить знания по творчеству Г-Х. Андерсена;
развивать способности внимательно читать текст произведения;
воспитывать доброе отношение к людям и окружающему миру.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Вопросы:
Что натворили осколки дьявольского стекла?
Что случилось с Каем?
Какой путь прошла Герда, пытаясь спасти Кая?
Кто из героев сказки помогал Герде?
Почему Снежная королева не смогла одолеть маленькую девочку?
О каких людях мы говорим: «У него не сердце, а кусок льда»?
III. Новый материал.
Учитель: Сегодня на уроке внеклассного чтения мы совершим путешествие по сказкам Г-Х Андерсена. Пи этом обратим внимание на цели урока.
Ученик читает стихотворение:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
(Ю.Энтин)
Учитель: Ребята, сказки Ганса-Христиана Андерсена сделали его любимцем народа еще при жизни. А с 1967 года, 2 апреля, в день рождения великого сказочника весь мир отмечает Международный день детской книги.
Давайте послушаем маленькую биографическую справку о Г-Х Андерсене.
Ученица: Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городке Оденсе, расположенном на острове Фюн. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец - сапожником. В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Ганс по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычные приключения героям сказок и рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.
Однажды он увидел спектакль гастролирующего театра и полюбил театр на всю жизнь. Мальчик с детства любил читать стихи, петь, танцевать, мечтал стать актёром, он шил кукол и наряды для них в своём маленьком домашнем театре. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Будучи студентом университета, писал романы. Став взрослым, он много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки.
Учитель: Г-Х Андерсен написал 156 сказок, самыми популярными стали "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утёнок", "Снежная королева" и др.
Напомним, как называется сказка, которая нами уже изучена.
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке:("Снежная королева")
Учитель:
Чтобы спасти Кая, какой путь пришлось пройти Герде?
Кто помогал девочке?
Напомните встречу Кая и Герды.
Диалог.
- Кай! милый мой Кай! Наконец то я нашла тебя!
- Герда! Моя милая Герда! Где же ты была так долго? Посмотри, что случилось с моими льдинками? Они сами сложились в слово «вечность». И я свободен!
Ученик:
Лишь 100 преград преодолев,
Поверишь до конца
Сильнее Снежных королев
Любящие и верные сердца.
Учитель: Ребята, чему учит нас сказка «Снежная королева»?
Терпению
Состраданию
Трудолюбию
Милосердию
Дружбе
Любви
Путешествуем в следующую сказку. Какую, послушаем.
Ученик: Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает;
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот:
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? О чем эта сказка?
(Дюймовочка)
Сюжет
- Какие качества характера полюбились вам в Дюймовочке?
(Доброта, милосердие, скромность, трудолюбие)
- Как была вознаграждена Дюймовочка? (от свадьбы с кротом ее спасла ласточка, а король эльфов полюбил ее и женился на ней).
- Какая из пословиц подтверждает главную мысль сказки?
Добрая слава бежит, а худая летит.
Доброе дело без награды не останется.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учитель: Ребята! Физкультминутка.
Ученик: Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Учитель: Продолжаем путешествие еще в одну сказку Андерсена. Какую?
Ученик:
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(«Гадкий утенок»)
Рассказ о злоключениях гадкого утенка.
Учитель:
- Почему же гадкого утенка выгнали из птичьего двора? (Он был не таким, как все).
- А надо ли стараться быть такими, как все? (Нет. Каждый человек чем-то интересен. Надо учиться понимать и прощать друг друга).
- Что испытывал гадкий утенок, когда оказался рядом с прекрасными птицами?
Ученик: (Чтение отрывка: «И он слетел на воду и поплыл навстречу красивым птицам. Те, завидев его, устремились к нему. В чистой, как зеркало, воде он увидел свое отражение. Он уже был не безобразной птицей, а лебедем.
Старые лебеди склонили перед ним головы. А он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился – доброму сердцу чуждо высокомерие».)
Учитель:
-Ребята, прошло более 200 лет со дня рождения Андерсена. Почему эта сказка до сих пор важна, актуальна в наше время? (Не все люди терпимы друг к другу, многие не умеют прощать обиды, считаться с мнением другого)
- Какие уроки вы почерпнули из сказки «Гадкий утенок»?(- надо с уважением относиться к людям другой национальности, культуры, веры; - радоваться счастью других; - быть чуткими по отношению друг к другу)
- Вспомним, как поступает утенок со своими обидчиками? (Прощает их).
IV. Закрепление нового материала.
Викторина.
1). Все ли сказки принадлежат перу Г.-Х.Андерсена?
1. «Соловей», «Беляночка и Розочка» (Братья Гримм), «Морозко» (русская народная)
2. «Золотой гусь» (Братья Гримм),»Снегурочка» (русская народная сказка), «Ослиная шкура» (Ш.Перро), «Огниво».
3. «Дикие лебеди», «Золушка» (Ш.Перро), «Колобок» (русская народная сказка)
2). Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной королевы?
а) Прочность;
б) Вечность;
в) Надёжность;
г) Слабость.
3). Кто хотел жениться на Дюймовочке?
а) Сурок;
б) Бобр;
в) Хомяк;
г) Крот.
4). В кого превратился Гадкий Утёнок в одноимённой сказке Андерсена?