Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х, Андерсена " Русалочка" в 5 классе
Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х, Андерсена " Русалочка" в 5 классе
~~План урока
Учебно –воспитательный момент Учебно –воспитательная задача
1.Организационный Обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку
2.Приглашение в музыкальное путешествие Подготовка учащихся к усвоению нового материала
3. Работа с текстом. Осмысление Осознание цели урока, актуализация знаний
4. Анализ эпизодов Выявление реализации познавательного аспекта ТЦУ. Формирование умений рефлексии
5. Выставление оценок.
Домашнее задание
Тип урока: комбинированный урок. Используются приемы технологии критического мышления, применяются разнообразные источники приобретения знаний (текст, мультимедийные средства ).
Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).
Следует отметить, что развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления и возрастом обучающихся.
Структурный аспект самоанализа.
Структура урока построена с использованием технологии проблемного анализа произведения: и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку. Усталость помогла снять «тематическая» физкультминутка, а использование эпизодов из « Сказок с оркестром» позволило настроить обучающихся на атмосферу творчества.
Функциональный аспект самоанализа.
Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить.
Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы, логически связанной с темой урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х, Андерсена " Русалочка" в 5 классе »
Урок внеклассного чтения по сказке Г.Х.Андерсена Русалочка” в 5 классе.
"Русалочка" – сказка-песнь о любви
Тема выбора в произведении.
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Донское Селищева Людмила Анатольевна.
2013год.
"Русалочка" – сказка-песнь о любви"
Тема выбора в произведении.
Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется,
человеческая душа стала бы беднее и суше.
Юрий Нагибин.
Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,
разве что НЕБО.
Ничто не может сравниться с НЕБОМ
по беспредельности и величию, разве что…
ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ .
В.ГЮГО.
Цели урока:
- развитие интереса к творчеству Х.К.Андерсена.
- обобщение и систематизация знаний обучающихся о сказке Андерсена «Русалочка»,
- совершенствование навыков работы с текстом;
Задачи урока:
-показать художественные достоинства и нравственную глубину этого произведения; - развивать монологическую речь (её содержательность, точность), умения классифицировать материал и делать выводы; - воспитывать нравственную культуру учащихся: доброту, человеколюбие и порядочность.
- выяснить авторский замысел, т.е. позицию автора по отношению к героине и его понимание настоящей любви.
- выйти на уровень обобщений (Русалочка-символ самоотверженной любви)
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, презентация к уроку, видеозапись исполнения произведения « Русалочка» актрисой Мариной Александровой, выставка книг Х.К.Андерсена.
Межпредметные связи: обращение к предмету «Музыка» с целью развития творческих способностей обучающихся и эмоционального восприятия текста.
Конспект урока
Организационный момент. В далекой Дании, где плещутся, разбиваясь о берег волны, а ласковые лучи солнца играют с ними, окрашивая их то в темно- синий, то в бирюзовый, то в серебристо-серый цвет, поставлен памятник Русалочке. Никто и никогда не видел её, но каждый, кто бывает в Дании, обязательно стремится прийти на берег моря, чтобы выразить свою признательность и восхищение перед Русалочкой, её мужеством, самопожертвованием, перед волшебной силой её любви и преданности… Вот и сегодня, ребята, мы совершим путешествие в её мир, мир, созданный замечательным датским сказочником Хансем Кристианом Андерсеном. Это будет музыкальное путешествие, потому что в ходе урока мы не раз будем обращаться к исполнению произведения «Русалочка» актрисой Мариной Александровой и Академическим симфоническим оркестром г. Москвы. На этом уроке мы не только встретимся с очень необычной героиней сказки Андерсена, но и попробуем по-другому взглянуть на уже знакомое вам произведение. Мы попробуем разобраться в мотивах и поступках Русалочки, понять её выбор, убедиться в великой силе любви. Итак, запишите тему сегодняшнего урока и эпиграфы к ней.
"Русалочка" – сказка-песнь о любви
Тема выбора в произведении.
….Я не знаю ничего величественнее МОРЯ,
разве что НЕБО.
Ничто не может сравниться с НЕБОМ
по беспредельности и величию, разве что…
ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Виктор ГЮГО
Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше.
Юрий Нагибин
А для начала я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Данию и поговорить о Хансе Кристиане Андерсене.
Итак, внимание…(Ребята читают сообщения об Андерсене, читают стихотворение «Дания - родина моя».
Ученик.
- Х.К.Андерсен родился в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Оденсе славился своими резчиками по дереву. У отца Андерсена, как у всех башмачников, висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов – в знак того, что башмачники всегда шьют только парную обувь. Дед Андерсена тоже был резчиком по дереву. В старости он занимался тем, что вырезал всякие причудливые игрушки - людей с птичьими головами или коров с крыльями – и раздаривал эти фигурки соседским мальчишкам. Дети радовались, а их родители считали старого резчика слабоумным.
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах: в них цвели тюльпаны.
Ученик.
- Тихий мальчик Ханс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решился рассказывать эти истории взрослым. Дома у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота. Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по- своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, богаделкам. А те только ахали и шептались между собой.
В Оденсе был свой театр. Там будущий писатель впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю свою жизнь. Но на театр не было денег. И мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми. Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил мальчику по одной афише каждого нового спектакля. Ханс приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название пьесы, тут же выдумывал свою захватывающую дух пьесу. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра.
Ученик:
- Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик если что-либо и шил, то только пестрые платья для своих театральных кукол (у него уже был свой собственный домашний театр).
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Кристиан отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам еще толком не знал, в чем оно заключается.
В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Слишком часто Андерсену давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе.
Андерсена замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что в нем текла «мужицкая кровь», что он не был похож на спесивых обывателей, за то, что он был истинным поэтом «божьей милостью», был беден - и, наконец, за то, что он не умел жить.
Андерсен был просто неудобен в этом обществе. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился своей кровной близостью к беднякам. В «Союзе рабочих» он первый из датских писателей начал читать рабочим свои удивительные сказки.
Учитель:
- На 23 году жизни вышла первая подлинно андерсеновская книга «Прогулка на остров Амагер». Трепет восхищения прошел по Дании. На первый же скудный гонорар от своих книг Андерсен устремился в путешествие по Европе. Где бы Андерсен ни был, он всегда знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Такие знакомства Андерсен считал просто необходимыми. И в этой постоянной смене стран, городов, народов и попутчиков прошла вся жизнь Андерсена. Он писал всюду, где его заставала жажда писать. Он много раз объездил всю Европу, был в Малой Азии и даже в Африке. Он познакомился в Париже с Виктором Гюго, беседовал с Бальзаком, был в гостях у Гейне, ходил с Дюма по дешевым парижским театрам. Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини и Лист играли для Андерсена свои вещи. Умер Андерсен в 1875 году. Несмотря на частые невзгоды, ему выпало счастье быть обласканным своим народом.
Учитель:
- Ребята, всего, что написал Андерсен, не перечислишь. Да и вряд ли это нужно. Только одних сказок насчитывается около 175. В ваших карточках записаны названия лишь некоторых произведений Андерсена. Какие из них вы читали? Подчеркните их, пожалуйста.
«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».
Учитель:
- У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцaть читают «Русалочку», «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Русалочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.
(Презентация. Слайд 1) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек», и поэтому сегодня мы и попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка». Обратим внимание на слова Юрия Нагибина, которые я предложила вам в качестве эпиграфа.
«Без «Русалочки» мир стал бы куда беднее и, кажется, человеческая душа стала бы беднее и суше» В конце урока мы вернемся к этим словам, мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом произведении.
II. Анализ сказки
А, знаете, это была самая любимая сказка у Андерсена. Давайте и мы перенесёмся в её удивительный подводный мир, посмотрим, как живут там его обитатели.
1) Сказка начинается с описания морского дна. (фрагмент №1) Выберите из этого описания наиболее яркие, запоминающиеся детали (Ответы детей)
2) Пейзаж для писателя – чаще всего средство подчеркнуть своё отношения к героям.
- Как относится Андерсен к «подводному народу»? (Ответы) - А сейчас мы послушаем рассказ о семье морского царя, а затем ответим на вопрос: соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки и отношений, царящих в нем?
(Слайд 2 + рассказ о семье морского царя заранее подготовленного ученика) - А теперь давайте ответим, соответствует ли пейзаж описанию семейства Русалочки? (Ответы детей)
3) Скажите, чем младшая сестра отличалась от своих сестер? Почему Андерсен
( стр. 2)называет её «странное дитя»? Выберите из текста фрагменты, в которых Андерсен изображает Русалочку. Презентация.Слайд 3(Дети зачитывают отрывки из текста.)
Вывод: Русалочка отличалась от сестер, её тянуло к необычному, она была мечтательна, романтична.
4) И вот Русалочка оказалась на поверхности моря. Расскажите о том волшебном впечатлении, которое произвел на Русалочку молодой принц. (Ответы детей)
5) Какой первый подвиг совершила Русалочка ради принца? ( Краткий пересказ) Первый выбор.
6) Какое первое разочарование пережила Русалочка? (Ответы детей) )
( фрагмент №2)
7) Объясните, почему Андерсен описывает великий бал во дворце морского царя перед тем, как Русалочка отправится к морской ведьме? (Ответы детей)
8) Как меняется пейзаж, когда Русалочка держит путь к ведьме? Докажите, что Андерсен с одинаковой силой выразительности описывает прекрасное и безобразное. Найдите и (зачитайте наиболее яркие детали. (Дети зачитывают отрывки из текста)
Вывод:Какова же роль пейзажа в сказке? (Ответы.Пейзаж помогает передать состояние героя, помогает ярче представить картину, описываемую автором, помогает передать свое отношение к героям.)
9) На какие жертвы пошла Русалочка ради любви к принцу? Какие муки перенесла она? (Ответы детей)
10) Что сделали сестры, чтобы спасти сестру? (Ответы детей)
11) А теперь давайте послушаем финал сказки Андерсена. Здесь присутствует тема выбора? Почему так, а не иначе поступает Русалочка?
(фрагмент №3)
12) Скажите, Помните ли вы мультфильм по сказке «Русалочка» чем же отличаются финалы сказки и мультфильма? ( Ответы.В мультфильме счастливый конец, а в сказке нет.)
13) Традиционно в американском кинематографе все заканчивается «хэппи энд», т.е счастливый конец. А почему именно так закончил сказку Андерсен? Что хотел нам сказать таким финалом? (Ответы. В нашей жизни не всегда все заканчивается хорошо, и сказка Андерсена правдоподобнее мультфильма.)
14) О чем же сказка «Русалочка», каков же «скрытый смысл» этого произведения? (Ответы.Если по-настоящему любишь, то никогда не сможешь причинить боль любимому человеку. Это сказка не только о любви двух людей, но и родственной любви.)
15) Какие нравственные уроки мы можем вынести из него? (Ответы. Нельзя причинять боль другим, нужно бережно относится к родным; если любишь, не нужно ничего бояться.)
16) Подумайте, каким можно назвать это произведение: оптимистическим или пессимистическим? А что означают эти слова нам скажет Рита Яблоновская , которая поработала со словарем и нашла значения этих слов. (Словарная работа, а затем ответы детей.) ( Это произведение можно назвать оптимистическим, жизнеутверждающим. Русалочка в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы…)
III.Итог урока.
1. (Презентация. Слайд 4) В Дании, на родине Андерсена, Русалочке поставлен памятник. Как вы думаете, за что датчане увековечили Русалочку? (Ответы детей. За смелость, решительность, за доброту, за умение любить, за то, что душа у нее была прекрасная)
2) Обратимся вновь к эпиграфу урока. Согласны ли вы с высказыванием Юрия Нагибина? (Ответы детей) - Ребята, я благодарю вас за работу и надеюсь, что урок был не только интересным, но и познавательным для вас.
IV. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос в рабочей тетради: Почему именно Русалочке был поставлен памятник на родине сказочника, используя тип речи – рассуждение.
Рабочий лист ученика (цы)__________________________________________________
«Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Цветы маленькой Иды», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Райский сад», «Сундук- самолет», «Оле – Лукойле», «Эльф розового куста», «Свинопас», «Калоши счастья» «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Пастушка и трубочист», «Старый уличный фонарь», «Тень», «Пятеро из одного стручка», «Свинья – копилка», «Русалочка», «Снеговик», «Золотой мальчик», «Жаба», «Злой князь», «Старый церковный колокол».
1.О чём эта сказка?
2.Русалочка-это…
3.Подберите слова, которые могут охарактеризовать Русалочку:
4.Перед каким выбором стоит Русалочка в начале произведения?
5. Когда еще Русалочка стоит перед выбором?
6.Что такое любовь? В чем сила настоящей любви?
7.Как, по-вашему, закончилась сказка? (пессимистично или оптимистично)
СПРАВКА (из толкового словаря ):
Русалка-существо с женским телом и рыбьим хвостом, живущее в водоёмах.