Урок внеклассного чтения по современной литературе "Война оставила следы..."
Урок внеклассного чтения по современной литературе "Война оставила следы..."
Данный урок внеклассного чтения составлен по рассказу смоленского прозаика Олега Николаевича Ермакова "Последний рассказ о войне", который входит в цикл "Афганские рассказы". С давних времен тема войны не потеряла своей актуальносьти, так как война - немаловажная часть жизни любого государства, и Россия в этом плане не является исключением. С течением веков, с развитием цивилизации меняется и характер войны, и её восприятие человеком; эти перемены не могут не оказать влияния на раскрытие этой темы в литературе.Поэтому основная цель урока показать новое видение войны в литературе XXвека, ее безнравственность, разрушительное воздействие на человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по современной литературе "Война оставила следы..." »
Конспект урока внеклассного чтения по современной литературе
Тема: Война оставила следы…
(по рассказу О.Н.Ермакова «Последний рассказ о войне»)
Цели урока:
1. Познакомить с творчеством писателя-прозаика Олега Николаевича Ермакова и его «Последним рассказом о войне».
2. Показать новое видение войны в литературе XX века, ее безнравственность, разрушительное воздействие на человека.
3. Развивать навыки анализа рассказа.
Оборудование урока:
Фотография О.Н.Ермакова.
Магнитофон
Диск с записью песни «Афганистан».
Компьютер.
Диск с компьютерной презентацией «Нам не забыть Афганистан»
Предварительная подготовка к уроку:
Дать задание прочитать дома рассказ «Последний рассказ о войне» О.Н.Ермакова.
Помочь учащимся в создании компьютерной презентации «Нам не забыть Афганистан».
Индивидуальное сообщение об О.Н.Ермакове.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Олег Николаевич Ермаков
родился 20 февраля 1961 года в Смоленске
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек...
Чего он хочет?... Небо ясно.
Под небом много места всем;
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»
М. Ю. Лермонтов, «Валерик»
ХОД УРОКА
Музыкальное вступление
(звучит песня « Афганистан»)
Вступительное слово учителя.
Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних времён. Например, «Слово о полку Игореве» повествует о двух военных сражения войска князя Игоря. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война — немаловажная часть жизни любого государства, и Россия в этом плане не является исключением.
Однако с течением веков, с развитием цивилизации меняется и характер войны, и её восприятие человеком; эти перемены не могут не оказать влияния на раскрытие этой темы в литературе. В «Слове о полку Игореве» военный конфликт показан обобщенно, без детализации и психологизма, но спустя несколько веков Л. Толстой в «Войне и мире» диалектически рассматривает психологию человека на войне, наделяя каждого персонажа уникальными характеристиками и собственным восприятием войны. Писатель подчеркивает, что война – противоестественное состояние человека и общества, тяжелая кровавая работа, изматывающая и калечащая душу человека, сложное испытание, которое суждено пройти не каждому; разграничивает понятия захватнической и освободительной войны.
Для литературы эпохи соцреализма характерен специфический пафос и подчеркнутый героизм советского человека - «строителя нового общества». Герои мужественно переносят тяготы войны, жертвуя личными интересами в пользу высшей идеи. Многие из литературных произведений времен Великой Отечественной войны носили откровенно агитационный характер, призванный поддержать патриотический настрой бойцов. Но в целом тема Великой Отечественной войны широко освещена в русской литературе, разные авторы осмысливают её по-своему. Ей посвятили свои произведения такие авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов и др.
Афганская война, в отличие от более глобальной Великой Отечественной, относится к локальным конфликтам и, хоть и оставила тяжелый след в истории России, не настолько сильно затронула общественное сознание.
Современная литература в лице русских писателей пытается дать ответ на наболевшие вопросы: каков человек на этой войне, после неё, что происходит с его душой.
Ребята, сегодняшний разговор об Афганской войне мне хотелось бы связать с относительно новым рассказом молодого смоленского прозаика Олега Ермакова. Его произведение носит выразительное название «Последний рассказ о войне» (Знамя. 1995. №8)
Но прежде, давайте вспомним о тех страшных событиях. В этом нам помогут ребята, которые приготовили презентацию «Нам не забыть Афганистан».
(Показ презентации «Нам не забыть Афганистан»)
Индивидуальное сообщение об О.Н.Ермакове.
Жизнь.
О жизни русского писателя О.Н.Ермакова сведений очень мало. Известно, что он родился 20 февраля 1961 года в Смоленске. Работал лесником в Баргузинском, Алтайском и Байкальских заповедниках, сторожем, сотрудником Гидрометеоцентра. В период прохождения срочной службы в Советской Армии воевал в Афганистане (1981-83 гг.). После демобилизации окончил Смоленский педагогический институт, работал учителем. Сейчас живёт и работает в Смоленске. Член Союза писателей с 1989. Член Русского ПЕН-центра.
Творчество.
Печатал свою прозу в журналах: «Афганские рассказы» («Знамя», 1989, № 3, 10), рассказ «Благополучное возвращение» («Новый мир», 1989, № 8), роман «Знак зверя» («Знамя», 1992, № 6, 7), повесть «Фрески города Гороухщи» («Знамя», 1993, № 6), роман «Свирель вселенной», выходивший в трех частях: «Транссибирская пастораль» («Знамя», 1997, № 8), «Единорог» («Знамя», 1998, № 2), «Река» («Знамя», 1999, № 9), повесть «Вариации» («Знамя» 2000), повесть «Возвращение в Кандагар» («Новый мир», 2004, № 2), роман «Холст» («Новый Мир» 2005, № 3,4), рассказ «Солдат Данилкин и невидимый царь» («Литературная Россия», 2008), рассказ «Иван-чай-сутра» («Литературная Россия», 2008, № 25), рассказ «Свадьба» («Литературная Россия», 2009, № 16), рассказ «Реликтовый свет» («Волга», 2009, № 5-6), рассказ "Легкий Поток" ("Октябрь" №11 2009), книга «Арифметика войны»: рассказ «Блокнот в черной обложке» («Октябрь» 2009,№ 1), повесть «Шер-Дарваз, дом часовщика» («Нева», 2009, № 2), рассказ «Сон Рахматуллы» («Нева», 2009, № 5), рассказы «Один», «Боливар», «Русская сказка», «Сад», "Вечный солдат" («Новый мир», 2009, № 6), роман "Иван-чай-сутра" ("Нева" №2 2010)
Признание
Произведения Ермакова переведены на английский, венгерский, голландский, датский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский и японский языки. Отмечен премиями журнала «Знамя» (1995), «Новый мир» (2009), премией им. Ю. Казакова за лучший рассказ (2009). Романы «Знак зверя» и «Холст» входили в шорт-листы Букеровской премии (1993) и (2005).
Анализ «Последнего рассказа о войне» О.Н.Ермакова.
Учитель.
Ребята, дома вы прочитали «Последний рассказ о войне» О.Н.Ермакова. Он входит в цикл «Афганские рассказы». Как это явствует из названия, они повествуют о войне в Афганистане, и «Последний...» не стал исключением.
Давайте поработаем с текстом.
- С чего начинается «Последний рассказ о войне»? (Он начинается с того, что Мещеряков (главный герой рассказа) только что получил гонорар за свою первую «афганскую» книжку и уже болен новой)
- Как строится рассказ?
(В рассказе чередуются два временных пласта: прошлое (в виде воспоминаний главного героя) и настоящее. В настоящем - Мещеряков-писатель, «слегка заснеженный русский город», ресторан. В прошлом — Мещеряков-солдат, степи Афганистана, война, поиски пропавшего офицера. Два эти хронотопа чередуются, периодически неожиданно вклиниваясь друг в друга («Допотопные жилища из глины, с плоской крышей. Верблюды, ослы. Кочующие племена... Официант: вам что-нибудь?.. Нет пока, спасибо»). Моменты смены хронотопов связаны общими образами, например книгой (...Но мечтал о другой книге. О какой же книге он мечтал? О книге, насыщающей сердце. * * * Эту чудесную книгу он взял в библиотеке»).
- Что мы узнаём о главном герое рассказа?
(Мещеряков, главный герой «Последнего рассказа...» - бывший солдат, который, как и сам автор, после окончания войны зарабатывает на жизнь писательством. В армию он попал после института, как и сбежавший офицер. Возможно, образование и несколько более высокий духовный уровень, чем у прочих солдат, позволяют Мещерякову тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир; он замечает красоту мира, близость к вечности и, в конечном счете, бессмысленность войны. Он «тайно» читает Паустовского. К слову, в самом рассказе отмечается совпадение имен: книга, которую читает Мещеряков повествует о Мещорском крае.
Самое важное событие в жизни Мещерякова, к которому он возвращается памятью ежедневно и ежечасно, - война. Она уже кончилась в Афганистане. Но она совсем не собирается кончаться в его душе. Ассоциации, связанные с Афганом, могут быть очень сложными, а могут – совсем простыми, лежащими на поверхности: «Стоит сейчас проехать автобусу, выбрасывающему облачка сгоревшей солярки, - мгновенно вспомнишь дорогу среди холмов и желтоватых степей и освещённые солнцем стены кишлаков»; «Взгляд на долину русской реки вызывает в душе те же чувства, которые ему довелось испытать в Долине Центрального Афганистана». Не может Мещеряков вести обыкновенную мирную жизнь, душа его обожжена злым афганским солнцем. Он не излечим от внутренней боли, обмана, несправедливости. Лекарством для Мещерякова может стать только его КНИГА, та, которую он обязательно должен написать).
- Что же является центральной темой рассказа?
(Центральной темой «Последнего рассказа...» является бессмысленность войны. Главный герой, бывший солдат Мещеряков задается вопросом «...зачем все это было? зачем они надевали форму, отдавали друг другу честь (обменивались честью – что это значит?), учились стрелять и бросать гранаты, бить из орудий, вести рукопашную схватку и, повинуясь приказу, перемещались по лицу земли и обрушивались всем своим учением, всеми своими зарядами, всей смелостью и ненавистью на таких же людей? В чем истинная причина этих загадочных действий? Они любили жизнь и теряли ее. Они твердили о мире и устраивали кровавые бойни. Они каялись и тут же учиняли новую бойню. Они сжигали друг друга в печах, топили в воде, отравляли газами, посыпали головы прахом, изумляясь, ужасаясь содеянному, и вновь брались за оружие. Как это понять?» и не находит ответа).
- Какой художественный приём использует автор, чтобы подчеркнуть абсурдность описываемых событий?
(Автор использует антитезу (военное прошлое и мирное настоящее, «любили жизнь и теряли её», «каялись и тут же учиняли новую бойню» и т.д.).
- Какая ещё очень важная тема раскрывается в рассказе?
(Тема времени и вечности. Часть событий рассказа — воспоминания Мещерякова — происходит на Востоке, в Афганистане, где, по словам самого героя «Время там (в Афганистане) воспринималось совсем не так, как в любом другом месте. Оно представлялось тягучим. И не только в степи, в горах, но и городах и даже в шумном и суетливом Кабуле.» И объясняет это тем, что на Востоке находится «...источник времен человеческих а там, где источник времен, – источник и всех религий, толкующих тоже об источнике, но уже всего, что только есть под ногами и над головой, всего мироздания, космоса»).
- Что в первую очередь важно для писателя?
(Ермаков не стремится выявить политическую или экономическую подоплеку, не свидетельствует ни в чью пользу и даже не описывает конкретных боевых действий. Для него в первую очередь важно изображение человека, принимавшего участие в войне и пережившего её).
- Не найдя ответ на вопрос о смысле войны, что решает сделать Мещеряков?
(Мещеряков решает заключить «вечный мир», то есть написать последний рассказ о войне, закрывающий эту тему для него самого и для других людей. Здесь раскрывается символическая природа названия рассказа).
- Каким же всё-таки должен быть действительно последний рассказ о войне? Да и вообще – может ли быть такой? Можно ли вместить в десятки или даже сотни страниц всю боль и абсурдность войны, её быт, неуют, жажду и надежду на скорый её конец?
(Может быть, единственный выход здесь – это рассказ… о мире. Звучит не совсем ожиданно, но ведь так уж сложилось, что мир и война плывут рядом, подобно белой и чёрной ладьям по одному и тому же квадрату моря.
Главного героя «Последнего рассказа о войне» в финале повествования убивает шайка хулиганов. Убивают его, прошедшего пески «Афгана», вернувшегося благополучно домой и успевшего уже выпустить книгу рассказов о войне. Не последнюю, как думал он, книгу. Ведь он очень молод. Но судьба рассудила по-своему. И, цепляясь уходящим сознанием за жизнь, Мещеряков ещё успевает подумать: «А что же главное? О чём бы он написал этот рассказ?
Нет, не о том, как сложилась судьба лейтенанта, бежавшего в Долине. И не о прапорщике, возвращавшемся с войны. И не о пленном, которого бросили в горах Азии.
Он хотел бы рассказать о лётчике и ребёнке, как они лежат вдвоём в ночном мире. Ребёнок и отец, невысокий, в старой лётной кожаной куртке. Они оказались за городом, заблудились и заночевали в стогу, да, именно в том стогу (описанном ещё Паустовским: «Сено в стогах держит тепло всю зиму»), который всю зиму хранит тепло, но ещё была не зима, ещё стояла замечательная пора — бабье лето, и погода всю неделю держалась сухая и солнечная, а в субботу они и решили поехать за грибами. Вот о чём он хотел бы рассказать. Как лётчик и ребёнок дождались субботы и сели в поезд, и поезд отправился, и за окнами потянулись бетонные заборы, трубы, кирпичные строения, склады, дачи, поля, клёны, деревни, а вокруг заговорили о ценах на поросят и дрова, о коровах и запчастях. И это был бы последний рассказ о войне...»).
- Какое значение имеет последний эпизод для рассказа?
(Последний эпизод неоднозначен, - его можно воспринимать и как описание событий, и как собственно текст «Последнего рассказа о войне», написанного Мещеряковым. В этом эпизоде, со всей его «мирной» обстановкой, всё же проскальзывает мотив войны как угрозы тому, что дорого герою («В черном небе иногда сверкали метеоры... Но вот от раскаленной небесной искры и вспыхнет их убежище. Как вспыхивала солома в сараях от трассирующих пуль. Кто же сюда направит искру, какой небесный ночной летчик?»).
- Какой художественный приём завершает рассказ?
(Основной художественный прием, антитеза, завершает рассказ. Мещеряков противопоставляет звезды земные, те, что на погонах, звездам небесным («Награды и звездочки на погонах!.. Теперь бы ему хватило звезд небесных»), как бы подтверждая свой выбор в пользу мира и человеческих ценностей, навсегда, как и хотел, отрекаясь от войны).
Вывод.
О.Н. Ермаков в «Последнем рассказе о войне» раскрывает внутренний мир героя, прошедшего всю эту бесцельную, бессмысленную, непонятную войну, его мироощущение от своего лица. Благодаря этому Мещеряков словно показан изнутри - через книги, впечатления, воспоминания, он сливается с автором, который дает ему собственные чувства и мысли. Это особый стиль О.Н. Ермакова, основой которого является проникновение во внутренний мир героя. Это - серьезная попытка сказать о самом главном, самом важном: о жизни и смерти, о том, что осталось и вызрело в душе человека, прошедшего через войну.
Герой О.Н. Ермакова много бы отдал, чтобы «никогда уже не окунаться в «небо войны», поэтому он мечтает написать свой последний рассказ о войне, рассказ, «насыщающий сердце», рассказ, «который бы, как магнит, захватил, втянул в себя все, что только он помнит, думает, знает о войне». «Он хотел бы рассказать о летчике и ребенке, как они лежат вдвоем в ночном мире». Там же.. Но сумеет ли он объяснить в своем рассказе себе и людям, в какие бездны влекут их (и будущие поколение) кровь, насилие, жестокость сегодняшних войн? Он словно призывает: «Не будьте безумными! Вот он - последний рассказ о войне, и на этом нужно поставить точку».
Работа с цитатами.
После обсуждения детям предлагается следующая работа. Каждому выданы листки с отрывками или цитатами о войне. Листки пронумерованы для облегчения работы. Ребята должны выбрать лишь те, которые близки по духу, настроению прочитанному рассказу.
Карточки с цитатами.
1.Человеческие жизни, ясные звезды - все равно. Каждую ничем нельзя заменить, каждой нет цены. Если только любить себя, то это так легко почувствовать и понять! Кругом холодно, темно, людям нужно бы жаться друг к другу. А они все, сами застыв от холода, высматривают из-под насыпей, как бы всадить друг в друга пулю…
В.Вересаев "В мышеловке"
2. Русский человек умеет умирать и будет умирать, но, господа! Дайте же за что умереть!..
В.Вересаев "В мышеловке"
3. Одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания как почему-то принято думать.
Л.Толстой "Севастополь в мае"
4. Одно знал Васков в этом бою: не отступать! Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Ефграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг и Россия.
Б. Васильев "А зори здесь тихие…"
(Учитель может продолжить этот ряд, опираясь на свой вкус и пристрастия)
Ребята, какие высказывания вы "забраковали"? Почему?
Дети разложили карточки на две группы. В одних воспевается подвиг, труд солдата, в других подчеркиватся разрушительность, губительность любой войны.
Заключительное слово учителя.
Ребята, я надеюсь, что вы поняли, что война - противоестественное состояние человека, она разрушительна и губительна для всего живого.
Путь между войной и миром очень недолог. Ещё короче путь между жизнью и смертью. Умирать почти всегда страшно обидно. Ещё обиднее умирать молодым. Несправедливо — пройти всю войну, «вернуться в страну трав и громоздких ослепительных облаков» не для того, чтобы жить, а быть убитым подонками. Но самая большая несправедливость заключается в том, что лишь за несколько секунд до своего ухода в Вечность Мещеряков наконец-то понял, каким должен быть последний рассказ о войне: без войны. За это знание он заплатил жизнью.
Задание на дом.
Попробуем продолжить свои размышления о войне. Напишите эссе"Не бывает войны без потерь…" Объем на ваше усмотрение.(Творческая работа позволит учителю увидеть насколько "связались" в сознании школьника личный опыт, в том числе и читательский, и разговор о войне не только на уроках в 11 классе, но и в 8 -10 классах).