Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Временя года в поэзии и музыке
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Временя года в поэзии и музыке
Ход урока
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя. французский писатель Сент-Экзюпери утверждал, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Действительно, без общения с людьми трудно представить нашу жизнь, как невозможно представить ее без общения с природой. Ведь природа
Не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в не есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
И сегодня мы постараемся постичь и понять язык природы, научимся любить и беречь ее. В этом нам помогут музыка и поэзия.
Мы отправляемся в путешествие по временам года. Я предлагаю вам разбиться на 4 группы по числу времен года. Эпиграфом к каждому времени года послужат следующие поэтические строки:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Временя года в поэзии и музыке»
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Временя года в поэзии и музыке
(интегрированный урок)
Цель : развивать умения и навыки передачи своих мыслей и чувств при восприятии музыки и поэзии .
Оборудование : цикл пьес П. И. Чайковского «Времена года», репродукция картин о временах года.
Ход урока
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя . французский писатель Сент-Экзюпери утверждал, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Действительно, без общения с людьми трудно представить нашу жизнь, как невозможно представить ее без общения с природой. Ведь природа
Не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в не есть любовь , в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
И сегодня мы постараемся постичь и понять язык природы, научимся любить и беречь ее. В этом нам помогут музыка и поэзия.
Мы отправляемся в путешествие по временам года. Я предлагаю вам разбиться на 4 группы по числу времен года. Эпиграфом к каждому времени года послужат следующие поэтические строки:
Лето
В небе радуга сияет,
Розы дождиком омыты,
Солнце в зелени играет,
Темный сад благоухает,
Кудри золотом покрыты.
И.С. Никитин
Осень
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветов.
А. Н. Майков
Зима
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.А. Есенин
Весна
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
А.С. Пушкин
Работа со стихотворениями и музыкальными произведениями
Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского и определите время года. Что вы можете сказать о характере музыки? Какие картины себе представляете? ( Зима, «На тройке»).
Вспомните, кто из поэтов рассказывает в своих стихах о путешествии по зимней дороге (А.С. Пушкин «Зимняя дорога»). Учащиеся определяют чем созвучные музыкально е и поэтическое произведение( одиночество , тоска, грусть).
Но вот проходит зима, и наступает день, когда в природе все просыпается. Пригреет солнышко, и берёзка сбросит свою зимнюю шубу и заговорит с маленьким другом, который провел всю зиму с ней рядом (чтение сочинения «Разговор березки с подснежником»).
Какая должна быть музыка, изображающая пробуждение подснежника? (стремительная, энергичная, веселая). Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник».
Солнышко пригревает все сильнее, зазеленели деревья. Лето! И сейчас нам расскажет о своем путешествии летний солнечный луч (чтение сочинения «Путешествие солнечного лучика»).
Утренний привет вам шлет поэт И. Никитин. (стих «Утро»). Послушайте , каким изобразил утро великий композитор М.П. Мусоргский (рассвет на Москве – реке, вступление к опере «Хованщина»). Чьи голоса вы услышали, какую картину себе представили (ответы учащихся).
Но вот уходит лето , и на смену ему спешит осень. Для многих писателей, художников, музыкантов- это любимое время года. А.С. Пушкин любил осеннюю пору (чтение стихотворения «Унылая пора , очей очарованье»).
А сейчас мы снова послушаем музыку в которой ясно ощущается осеннее настроение : грусть, печаль, расставание (звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь»). Выберите из числа записанных на доске те прилагательные, которые характеризуют эту музыку. Прозрачный, печальная, плавная, энергичная, грустная, веселая, задумчивая, мелодичная, душевная , добрая.
А теперь прослушайте словесную музыку – музыку поэзии об октябре (чтение стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).
Итог урока. Велика сила поэтического искусства, никого оно не может оставить равнодушным. Многие из стихотворений русских поэтов о природе настолько музыкальны и лиричны, что обрели свою вторую жизнь в песне (звучи песня на слова С. Есенина «Отговорила роза золотая»),