kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русской литературв в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков". Целями урока является  показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мертвые души".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков"»

КГУ «Целинная средняя школа»

район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область





Учитель русского языка и литературы

Максина Галина Николаевна









Разработка урока русской литературы

9 класс

на тему «Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков»

























2016 г.

Тема урока. Обобщающее значение и литературные истоки образов помещиков

Цели урока:

  1. Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мёртвые души"; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;

  2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

  3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В. Гоголя.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; слайдовая презентация, текст поэмы

«Мертвые души», портреты Чичикова и помещиков

Тип урока: обобщение нового материала


Методы: словесный, наглядный, частичный, практический, приемы

критического мышления


Билингвальный компонент: образ


Ход урока


I. Вводно-мотивационный.

1. Мотивация учебной деятельности.


2. Актуализация опорных знаний:

  • Главный герой поэмы П.И. Чичиков посетил нескольких помещиков, живущих недалеко от города Н. Какова цель его визитов?

  • А зачем нужны были Чичикову списки мёртвых крестьян?


3. Сообщение темы (1 слайд).

  • Как вы думаете, ребята, о чем или о ком мы будем сегодня говорить на уроке?


4. Обращение к эпиграфу урока: (3 слайд)

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…

Н.В. Гоголь

5. Целеполагание Постановка целей и задач урока (2 слайд).

  • Каковы задачи нашего урока?

  • Чему мы должны научиться сегодня на уроке?



II. Вызов.

  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении

Н.В. Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы поговорим и представим образы

помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

Отправимся вместе с Чичиковым в путь, навестим местных помещиков...


  1. Галерея "мертвых душ": работа с иллюстрациями к поэме (4 слайд).

  • Хочу обратить ваше внимание на портреты помещиков.

  • Сравните портреты Манилова: помещик с "сахарной" улыбкой, с

заискивающим наклоном головы, расточающего ласковые слова.

  • Коробочка похожа на черепаху с тяжелым панцирем.

  • Так ли противоположны эти герои в жизни, как их изображения на портрете?


  1. Словарная работа: галерея, тип (5 слайд).


II. Осмысление содержания.

  1. Работа в парах: рассказы учащихся о помещиках по схеме (7 слайд).

  • Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.


Имя

помещика

Описание деревни

Описание господского дома

Описание внешнего вида помещика

Отношение помещика к предложению Чичикова

Отношение Чичикова к каждому из помещиков

Купля-продажа мертвых душ








  • Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?

  1. Образ Манилова (8 слайд).

Задание: используя план-памятку, рассказать о Манилове.

Выступление 1-й пары учащих

Прослушивание видеофрагмента «Манилов» (9 слайд).

Просмотр видеоролика «Манилов» (10-11 слайд).

  • Что скрывается за улыбчивостью Манилова?

  • Как сам автор характеризует героя? Приятная маниловская улыбка для всех

это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не

способны испытывать гнев, скорбь, радость.

12 слайд

Вывод: Маниловщина – общечеловеческое явление, отличительными чертами

которого являются лень, бесплодная и бесполезная мечтательность,

сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни,

безразличие к реальности.

  1. Образ Коробочки (13 слайд).

  • Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Выступление 2-й пары учащихся.


  • Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвые души».

14 слайд

Вывод: Типичность подобного рода людей – дубинноголовый невежда, упрямец,

собственник, недоверчивый, суеверный, одновременно закрытый. Это

следующая стадия «омертвления души».


  1. Образ Ноздрева (15 слайд).

Авторская характеристика Ноздрёва.

Выступление 3-й пары учащихся.


  • Как разоблачается желание Ноздрёва приврать? В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

  • Какова речь героя? Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (16 слайд).

  1. слайд

Вывод: Страсть напакостить ближнему без всякой причины, врун, кутила,

скандалист, игрок и шулер, любитель выпить, безалаберная,

хвастливая, воинственная натура, но душевный мир его закрыт.


  1. Образ Собакевича (18 слайд).

  • Расскажите о Собакевиче.

Выступление 4-й пары учащихся

  • Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож «на средней величины медведя».

19 слайд

Вывод: Человек – кулак, медведь, собака, практические выгоды.


  1. Образ Плюшкина (20 слайд).

  • Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

  • Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»?

Выступление 5-ой пары учащихся.

Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (21 слайд).

22 слайд

Вывод: Логическое завершение скупости, бесполое существо, «прореха на

человечестве».


2. Обобщение (23 слайд).

Манилов – «ни то, ни сё»; Коробочка – «дубинноголовая»;

Ноздрёв – «исторический человек»; Собакевич – «человек-кулак»;

Плюшкин – «прореха на человечестве».


3. Творческие задания:

1) Соотнесите детали с характерами помещиков

1. Мешочки, коробочки К

2. Сахар М

3. Куча, прореха П

4. Здоровье Н

2) Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует

1. Медведь а) Манилов 2

2. Кот б) Коробочка 3

3. Птица в) Собакевич 1

4. Мышь г) Ноздрев 5

5. Собака д) Плюшкин 4

3) Один из помещиков задумался о законности предлагаемой сделки.

Кто это был?


III. Итог урока.

  • Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя.


Вывод об эпиграфе (24 - 25слайд).

  • Что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных

Н.В. Гоголем? Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них

одну из разновидностей духовной смерти.

  • Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном

порядке. В чем же смысл такого расположения глав? Образы помещиков даны в

порядке всё большего оскудения и морального падения.

  • А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в

поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли?

  • Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке

списков умерших крестьян? (26 слайд)

Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое

достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и

полного ничтожества.

Манилов – равнодушие и беззаботность;

Коробочка - жадность, мелочность;

Ноздрёв - разгульный образ жизни;

Собакевич – скупость и невежество;

Плюшкин – полная деградация личности;


Параллель с современностью.

  • Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой (мелочного, скупого человека); Ноздрёвым (дебошира, скандалиста); Собакевичем (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным (скрягу)?

  • Мастерство Гоголя увековечило этих героев.




IV. Рефлексия «Все в твоих руках» (27 слайд).

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

  • Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

  • Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

  • К чему нас призывает Н.В. Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

  • Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М. Лотмана: «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В. Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.


Самооценивание по теме урока.


V. Домашнее задание: дифференцированные задания (по выбору):

1) составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

2) представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика»;

3) подготовить сообщение по теме «Образ Чичикова».







































Образы помещиков

Имя

помещика

Описание деревни

Описание господского дома

Описание внешнего вида помещика

Отношение помещика к предложению Чичикова

Отношение Чичикова к каждому из помещиков

Купля-продажа мертвых душ
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Максина Галина Николаевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Конспект урока литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323171"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771323"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Конспект урока литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "323172"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771329"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(126) "urok-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323174"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771557"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(134) "urok-russkoi-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323176"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Урок русской литературы "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(130) "urok-russkoi-litieratury-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "323180"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771779"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства