Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков"
Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков"
Конспект урока русской литературв в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков". Целями урока является показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мертвые души".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Так ли противоположны эти герои в жизни, как их изображения на портрете?
Словарная работа: галерея, тип (5 слайд).
II. Осмысление содержания.
Работа в парах: рассказы учащихся о помещиках по схеме (7 слайд).
Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.
Имя
помещика
Описание деревни
Описание господского дома
Описание внешнего вида помещика
Отношение помещика к предложению Чичикова
Отношение Чичикова к каждому из помещиков
Купля-продажа мертвых душ
Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?
Образ Манилова (8 слайд).
Задание: используя план-памятку, рассказать о Манилове.
Выступление 1-й пары учащих
Прослушивание видеофрагмента «Манилов» (9 слайд).
Просмотр видеоролика «Манилов» (10-11 слайд).
Что скрывается за улыбчивостью Манилова?
Как сам автор характеризует героя? Приятная маниловская улыбка для всех
это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не
которого являются лень, бесплодная и бесполезная мечтательность,
сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни,
безразличие к реальности.
Образ Коробочки (13 слайд).
Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Выступление 2-й пары учащихся.
Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвые души».
14 слайд
Вывод: Типичность подобного рода людей – дубинноголовый невежда, упрямец,
собственник, недоверчивый, суеверный, одновременно закрытый. Это
следующая стадия «омертвления души».
Образ Ноздрева (15 слайд).
Авторская характеристика Ноздрёва.
Выступление 3-й пары учащихся.
Как разоблачается желание Ноздрёва приврать? В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.
Какова речь героя? Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (16 слайд).
слайд
Вывод: Страсть напакостить ближнему без всякой причины, врун, кутила,
скандалист, игрок и шулер, любитель выпить, безалаберная,
хвастливая, воинственная натура, но душевный мир его закрыт.
Образ Собакевича (18 слайд).
Расскажите о Собакевиче.
Выступление 4-й пары учащихся
Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож «на средней величины медведя».
19 слайд
Вывод: Человек – кулак, медведь, собака, практические выгоды.
Образ Плюшкина (20 слайд).
Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.
Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»?
Выступление 5-ой пары учащихся.
Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (21 слайд).
22 слайд
Вывод: Логическое завершение скупости, бесполое существо, «прореха на
человечестве».
2. Обобщение (23 слайд).
Манилов – «ни то, ни сё»; Коробочка – «дубинноголовая»;
2) Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует
1. Медведь а) Манилов 2
2. Кот б) Коробочка 3
3. Птица в) Собакевич 1
4. Мышь г) Ноздрев 5
5. Собака д) Плюшкин 4
3)Один из помещиков задумался о законности предлагаемой сделки.
Кто это был?
III. Итог урока.
Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя.
Вывод об эпиграфе (24 - 25слайд).
Что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных
Н.В. Гоголем? Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них
одну из разновидностей духовной смерти.
Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном
порядке. В чем же смысл такого расположения глав? Образы помещиков даны в
порядке всё большего оскудения и морального падения.
А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в
поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли?
Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке
списков умерших крестьян? (26 слайд)
Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое
достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и
полного ничтожества.
Манилов – равнодушие и беззаботность;
Коробочка - жадность, мелочность;
Ноздрёв - разгульный образ жизни;
Собакевич – скупость и невежество;
Плюшкин – полная деградация личности;
Параллель с современностью.
Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой (мелочного, скупого человека); Ноздрёвым (дебошира, скандалиста); Собакевичем (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным (скрягу)?
Мастерство Гоголя увековечило этих героев.
IV.Рефлексия«Все в твоих руках» (27 слайд).
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
К чему нас призывает Н.В. Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?
Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М. Лотмана: «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В. Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.
Самооценивание по теме урока.
V. Домашнее задание: дифференцированные задания (по выбору):
1) составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;
2) представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика»;
3) подготовить сообщение по теме «Образ Чичикова».