kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русской литературв в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков". Целями урока является  показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мертвые души".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков" (9 класс)»

КГУ «Целинная средняя школа»

район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область





Учитель русского языка и литературы

Максина Галина Николаевна









Разработка урока русской литературы

9 класс

на тему «Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков»

























2016 г.

Тема урока. Обобщающее значение и литературные истоки образов помещиков

Цели урока:

  1. Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мёртвые души"; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;

  2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;

  3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н.В. Гоголя.


Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; слайдовая презентация, текст поэмы

«Мертвые души», портреты Чичикова и помещиков

Тип урока: обобщение нового материала


Методы: словесный, наглядный, частичный, практический, приемы

критического мышления


Билингвальный компонент: образ


Ход урока


I. Вводно-мотивационный.

1. Мотивация учебной деятельности.


2. Актуализация опорных знаний:

  • Главный герой поэмы П.И. Чичиков посетил нескольких помещиков, живущих недалеко от города Н. Какова цель его визитов?

  • А зачем нужны были Чичикову списки мёртвых крестьян?


3. Сообщение темы (1 слайд).

  • Как вы думаете, ребята, о чем или о ком мы будем сегодня говорить на уроке?


4. Обращение к эпиграфу урока: (3 слайд)

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого…

Н.В. Гоголь

5. Целеполагание Постановка целей и задач урока (2 слайд).

  • Каковы задачи нашего урока?

  • Чему мы должны научиться сегодня на уроке?



II. Вызов.

  1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении

Н.В. Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы поговорим и представим образы

помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

Отправимся вместе с Чичиковым в путь, навестим местных помещиков...


  1. Галерея "мертвых душ": работа с иллюстрациями к поэме (4 слайд).

  • Хочу обратить ваше внимание на портреты помещиков.

  • Сравните портреты Манилова: помещик с "сахарной" улыбкой, с

заискивающим наклоном головы, расточающего ласковые слова.

  • Коробочка похожа на черепаху с тяжелым панцирем.

  • Так ли противоположны эти герои в жизни, как их изображения на портрете?


  1. Словарная работа: галерея, тип (5 слайд).


II. Осмысление содержания.

  1. Работа в парах: рассказы учащихся о помещиках по схеме (7 слайд).

  • Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.


Имя

помещика

Описание деревни

Описание господского дома

Описание внешнего вида помещика

Отношение помещика к предложению Чичикова

Отношение Чичикова к каждому из помещиков

Купля-продажа мертвых душ








  • Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?

  1. Образ Манилова (8 слайд).

Задание: используя план-памятку, рассказать о Манилове.

Выступление 1-й пары учащих

Прослушивание видеофрагмента «Манилов» (9 слайд).

Просмотр видеоролика «Манилов» (10-11 слайд).

  • Что скрывается за улыбчивостью Манилова?

  • Как сам автор характеризует героя? Приятная маниловская улыбка для всех

это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не

способны испытывать гнев, скорбь, радость.

12 слайд

Вывод: Маниловщина – общечеловеческое явление, отличительными чертами

которого являются лень, бесплодная и бесполезная мечтательность,

сентиментальность, неприспособленность и оторванность от жизни,

безразличие к реальности.

  1. Образ Коробочки (13 слайд).

  • Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Выступление 2-й пары учащихся.


  • Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвые души».

14 слайд

Вывод: Типичность подобного рода людей – дубинноголовый невежда, упрямец,

собственник, недоверчивый, суеверный, одновременно закрытый. Это

следующая стадия «омертвления души».


  1. Образ Ноздрева (15 слайд).

Авторская характеристика Ноздрёва.

Выступление 3-й пары учащихся.


  • Как разоблачается желание Ноздрёва приврать? В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

  • Какова речь героя? Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (16 слайд).

  1. слайд

Вывод: Страсть напакостить ближнему без всякой причины, врун, кутила,

скандалист, игрок и шулер, любитель выпить, безалаберная,

хвастливая, воинственная натура, но душевный мир его закрыт.


  1. Образ Собакевича (18 слайд).

  • Расскажите о Собакевиче.

Выступление 4-й пары учащихся

  • Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож «на средней величины медведя».

19 слайд

Вывод: Человек – кулак, медведь, собака, практические выгоды.


  1. Образ Плюшкина (20 слайд).

  • Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину. Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

  • Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»?

Выступление 5-ой пары учащихся.

Просмотр видеоролика «Чичиков и Ноздрев» (21 слайд).

22 слайд

Вывод: Логическое завершение скупости, бесполое существо, «прореха на

человечестве».


2. Обобщение (23 слайд).

Манилов – «ни то, ни сё»; Коробочка – «дубинноголовая»;

Ноздрёв – «исторический человек»; Собакевич – «человек-кулак»;

Плюшкин – «прореха на человечестве».


3. Творческие задания:

1) Соотнесите детали с характерами помещиков

1. Мешочки, коробочки К

2. Сахар М

3. Куча, прореха П

4. Здоровье Н

2) Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует

1. Медведь а) Манилов 2

2. Кот б) Коробочка 3

3. Птица в) Собакевич 1

4. Мышь г) Ноздрев 5

5. Собака д) Плюшкин 4

3) Один из помещиков задумался о законности предлагаемой сделки.

Кто это был?


III. Итог урока.

  • Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В. Гоголя.


Вывод об эпиграфе (24 - 25слайд).

  • Что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных

Н.В. Гоголем? Рисуя владельцев усадеб, Гоголь раскрывает в каждом из них

одну из разновидностей духовной смерти.

  • Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном

порядке. В чем же смысл такого расположения глав? Образы помещиков даны в

порядке всё большего оскудения и морального падения.

  • А теперь задумайтесь, кого же назвал Гоголь «мёртвыми душами» в

поэме? У кого душа мертва? У крестьян ли?

  • Почему произведение имеет такое название, только ли дело в покупке

списков умерших крестьян? (26 слайд)

Гоголь создаёт типы помещиков, которые утратили своё человеческое

достоинство, которые опустились до равнодушия, жадности, грубости и

полного ничтожества.

Манилов – равнодушие и беззаботность;

Коробочка - жадность, мелочность;

Ноздрёв - разгульный образ жизни;

Собакевич – скупость и невежество;

Плюшкин – полная деградация личности;


Параллель с современностью.

  • Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой (мелочного, скупого человека); Ноздрёвым (дебошира, скандалиста); Собакевичем (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным (скрягу)?

  • Мастерство Гоголя увековечило этих героев.




IV. Рефлексия «Все в твоих руках» (27 слайд).

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

  • Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

  • Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

  • К чему нас призывает Н.В. Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

  • Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М. Лотмана: «Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В. Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.


Самооценивание по теме урока.


V. Домашнее задание: дифференцированные задания (по выбору):

1) составить репортаж с места событий (устно), рассказав о чиновниках поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

2) представить себя в образе помещика и написать сочинение-миниатюру от 1-ого лица «Портрет одного гоголевского помещика»;

3) подготовить сообщение по теме «Образ Чичикова».







































Образы помещиков

Имя

помещика

Описание деревни

Описание господского дома

Описание внешнего вида помещика

Отношение помещика к предложению Чичикова

Отношение Чичикова к каждому из помещиков

Купля-продажа мертвых душ
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Максина Галина Николаевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Урок русской литературы "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(130) "urok-russkoi-litieratury-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "323180"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771779"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Конспект урока литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323171"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771323"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Конспект урока литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "323172"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771329"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(126) "urok-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323174"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок русской литературы в 9 классе "Обобщающее значение образов помещиков. Литературные истоки образов помещиков""
    ["seo_title"] => string(134) "urok-russkoi-litieratury-v-9-klassie-obobshchaiushchieie-znachieniie-obrazov-pomieshchikov-litieraturnyie-istoki-obrazov-pomieshchikov"
    ["file_id"] => string(6) "323176"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461771611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства