kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Деепричастие

Цель: систематизация знаний о деепричастие и деепричастных оборотах; отработка наиболее трудных орфограмм.

Задачи : - раскрыть особенности деепричастий, которые отличают их  от других частей речи, ознакомить учащихся с грамматическими признаками деепричастий, особенностями их образования;

 - сформировать новый пунктуационный навык; орфографический навык;

 - совершенствовать общеучебные умения и навыки:группировать признаки, сравнивать их с уже изученными, выполнять полное и неполное комплексное и однолинейное сравнение по одному или несколькими аспектами.

Учащиеся должны знать:

- грамматические признаки деепричастий;

- особенности образования деепричастий

- правописание НЕ с деепричастиями;

- особенности обособления  деепричастий и деепричастных оборотов;

- морфологический разбор деепричастий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения »


Аупенова Мира Болатовна

учитель русского языка и литературы в национальной школе.

Енбекшиказахский район,поселок Майский КГУ средняя школа им.

М. Маметовой

с ДМЦ.

Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

Тема: Деепричастие

Цель: систематизация знаний о деепричастие и деепричастных оборотах; отработка наиболее трудных орфограмм.

Задачи : - раскрыть особенности деепричастий, которые отличают их от других частей речи, ознакомить учащихся с грамматическими признаками деепричастий, особенностями их образования;

- сформировать новый пунктуационный навык; орфографический навык;

- совершенствовать общеучебные умения и навыки:группировать признаки, сравнивать их с уже изученными, выполнять полное и неполное комплексное и однолинейное сравнение по одному или несколькими аспектами.

Учащиеся должны знать:

- грамматические признаки деепричастий;

- особенности образования деепричастий

- правописание НЕ с деепричастиями;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

- морфологический разбор деепричастий.

Учащиеся должны уметь:

- находить деепричастие в тексте, задавая вопросы, устанавливая грамматические признаки;

-составлять характеристику деепричастий;

- выявлять особенности обособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов;

- сравнивать написание НЕ с деепричастиями и другими частями речи;

- пн основе полученных знаний употреблять деепричастия в речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Фронтальный опрос

- Начнем урок с теории! Что такое деепричастие? Приведите примеры.

- Выглянув из-за дерева, я увидел тигра.

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие.

- А нужна ли в языке такая часть речи, которая бы обозначала добавочное действие? Но пржде, чем ответить на этот вопрос, я прочитаю предложение. Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, думала : «Авось Бульба, проснувшись, отстрочит денька на два отъезд».

- Откуда это предложение? Из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

- Почему запомнилось? Выразительное, поэтическое.

- А какая часть речи его делает выразительным? Деепричастие.

- О ком в этом предложение идет речь? О матери, которая проовает сыновей в Запорожскую Сечь и материнским сердцем предчувствует, что не увидит больше детей.

Деепричастие делает нашу речь богаче!

Давайте выпишем деепричастие вместе с глаголом, так как глагол обозначает основное действие, а деепричастие – добавочное.

Мать не просто глядела на сыновей, а глядела рыдая.

3. Морфологический разбор

Рыдая- деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

1.Глядела (как?) рыдая.

Н.ф.- рыдать.

2. Морфологические признаки: несов.вид,неизм.ф.

3. Глядела (как?) рыдая.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

- Посмотрим на лексическое значение: обозначает добавочное действие, значит все – таки ближе к глаголу.

- А неопределенная форма? Признак глагола.

- А вид? Признак глагола.

- А где признаки наречия? Неизменяемая форма, синтаксическая роль – обстоятельство.

- Значит, деепричастие – дитя глагола и наречия! Теорию повторили, переходим к практике.

4. Работа с учебником

- Повторите в учебнике правило о правописании глагольного суффикса в деепричастии.

- Как образуются деепричастия несовершенного вида? От основы глаголов настоящего времени несов.вида при помощи суффиксов –а ( - я).

- Приведите пример. Глядя, крича.

- Эти деепричастия не вызывают у нас опасений в отличие от деепричастий совершенного вида. Здесь вызывает трудность глагольный суффикс.

- Как образуются деепричастия совершенного вида? От основы глаголов неопределенной формы совершенного вида при помощи суффиксов – в, -ши, -а ( -я). Больше употребляется в разговорной речи.

5. Работа с таблицей

- Повторим написание НЕ с деепричастием.

Не пишется раздельно:

  1. Если есть зависимое слово;

  2. Если есть противопоставление с союзом а;

  3. С кратким причастием.

Не пишется слитно:

  1. Слово не употребляется без НЕ (ненавидевший);

  2. Нет зависимого слова и противопоставления с союзом а.

6. Объяснительный диктант Запишите слова и объясните их написание: не увидевший знакомого (никто); не засеявший поле, а только распахавший; не прочитана книга; ненавидевший; незакончившееся собрание.

7. Выборочное списывание

Выписать причастие с определяемыми словами и объяснить их правописание с НЕ.

  1. В магазине продавали (не) распустившиеся, а зацветшие розы.

  2. Отчего температура (не) записана.

  3. Мы увидели еще (не) скошенные луга.

  4. Тоскливые, (не) доумевающие детские глаза смотрели из-за пыльных узлов.

  5. На столе лежала (не) прочитанная книга.

8. Конструирование слов

Задание: составить слово из таких морфем:

От слова премудрый взять приставку;

От слова описать - приставку;

От слова долина - корень ;

От слова лететь – суффикс;

От слова таять – глагольный суффикс;

- Какое слово получилось? Пре – о – дол – е –ва –я – преодолевая.

9. Синтаксический разбор

Спортсмен, преодолевая препятствия, приближался к финишу.

Повеств.,невоскл.,простое,двусоставн., распростр..

Теперь построим предложение с причастным оборотом.

Спортсмен, преодолевающий препятствия, приближается к финишу.

- В чем разница между деепричастным и причастным оборотами?

10. Проверочный диктант

1. Вариант. Записать предложения с причастным оборотами.

2. Вариант. Записать предложения с деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями.

Работа должна будет показать, как вы усвоили причастные и деепричастные обороты.

  1. Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам.

  2. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.

  3. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

  4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

  5. Поднимавшись, он быстро подошел к окну.

  6. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.

  7. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду.

  8. Усеянное звездами небо манило к себе.

  9. Потрескивая, горел костер.

10.Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню.

Контрольный листок учителя:

  1. Вариант – 2, 3, 4, 7, 8.

  2. Вариант -1, 5, 6, 9, 10.

Взаимопроверка. Ключ с ответами поместить на доске.

Оценка за работу.

Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание

Повторить правила о деепричастиях.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

Автор: Аупенова Мира Болатовна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мастер-класс:"Создание коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-sozdaniie-kollaborativnoi-sriedy-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "107505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403277549"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ С КАЗАХСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ.Тема: Урок развития речи. Обучающее изложение. "
    ["seo_title"] => string(123) "urok-russkogo-iazyka-v-4-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-tiema-urok-razvitiia-riechi-obuchaiushchieie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "140557"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417967601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема урока: Дополнение (урок русского языка, 6 класс с казахским языком обучения)"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_uroka_dopolnieniie_urok_russkogho_iazyka_6_klass_s_kazakhskim_iazykom_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "387112"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486058486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Авторская программа для казахского языка с русским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(76) "avtorskaia-proghramma-dlia-kazakhskogho-iazyka-s-russkim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179551"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425029301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства