Дата: Предмет: литературное чтение.
Тема: Братья Гримм «Храбрый портной»
Цель: учить детей читать осознанно, выразительно, бегло; развивать речь, расширить словарный запас слов; воспитывать внимание, трудолюбие, доброту, смелость.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: словесный.
Оборудование: учебник, электронный учебник.
Ход урока.
Этап урока
СУМ (содержание учебного материала)
I. Орг. момент
1. Психологический настрой.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Актуализация знаний
Пересказ отрывка Х.К.Андерсена «Ромашка» наизусть.
II. Вызов
Рассказ о Братьев Гримм.
Братья Гримм - собиратели народных сказок по разному относились к литературной сказке. Старший брат Якоб Гримм был строг и педантичен в обработке народной сказки, он всегда стремился к ее подлинности, народности, следил, чтобы в сказку не вкралось искажение. Именно он отстаивал фольклорную достоверность сказки. Вильгельм Гримм был более поэт, чем ученый-фольклорист, поэтому он стремился опоэтизировать народную сказку, внести в нее свой авторский стиль и вымысел. Вот почему соавторство братьев породило такие шедевры литературных сказок, которые совмещают в себе научную достоверность с авторским поэтическим стилем.
III. Осмысление
1.Прослушивание сказки Братьев Гримм «Храбрый портной» -электронный учебник.
2. Анализ сказки.
Сказка «Храбрый портной» рассказала нам об веселом простом человеке, портном Гансе, которому удало обмануть великана, сильного, но глупого, глупее самого Ганса, возомнившего себя самым храбрым, когда он одним ударом убил семерых мух.
Почему так называется сказка?
Действительно ли портной храбрый?
Как вы думаете, действительно ли Ганс поверил в то, что он сильный и храбрый? (Да, он смело подошел к великану и пригласил его по свету странствовать; он с гордостью показывает вышитый пояс). Уверенность Ганса в своей силе позволила великану засомневаться: «Кто его знает, может, он и, верно, сильный человек. Надо его испытать».
Какое испытание в силе предложил великан?
Кто вышел победителем из этого испытания?
Почему Ганс спокоен в борьбе с великаном? («Только и всего?- говорит портной. - Ну, для меня это дело пустое»).
Найдите строчки для ответа в самой сказке. («Я слаб, да умен, а ты селён, да глуп. Я всегда тебя обмануть сумею»).
Найдите и прочитайте примеры, которые говорят о силе и глупости великана.
Как обхитрил Ганс великанов в пещере и остался жив?
Как стал служить у короля?
Почему королевские слуги поверили в силу Ганса?
О чем это говорит? («Что нам хорошего ждать от этого силача? Ведь он, когда злой бывает, семерых убивает. Так у него и на поясе написано»).
Поверив надписи, по не проверив ее - так могут поступить только доверчивые и глупые люди.
Какую поговорку здесь уместно вспомнить?
«Доверяй, но проверяй». Поверил надписи и сам король.
С какой целью он посылает Ганса в лес? (Не с целью проверки его силы и храбрости, а с целью избавления от Ганса: «А вдруг этот силач и в самом деле рассердится, воинов моих перебьет, меня зарубит и сам на мое место сядет. Как бы от него избавиться?»).
И посылает глупый король портного в лес к разбойникам. Но и тут сообразительный Ганс знает, что делать - поссорил разбойников. Прочитайте слова Ганса, когда разбойники убили друг друга.
Что является правдой, а что вымыслом в его словах?
Правдой ли являются слова портного. «Когда злой бываю, семерых убиваю»?
Чем «убивает» своих противников Ганс? (Силой ума, сообразительностью, хотя внешне герой и кажется нам простаком и глупцом).
Каких народных героев сказок напоминает вам Ганс? (Иванушку- дурачка, который сначала кажется глупым простачком, а потом проявляет ум и смекалку).
Чем заканчивается сказка?
Как называется эта часть сказки? (Концовка).
Физминутка
Музыкальная физминутка
Самостоятельное чтение.
IV. Рефлексия
1. Объясни название сказки. Как вы думаешь, действительно ли Ганс был храбрым?
2. Что показалось тебе особенно смешным в сказке? Кого и за что высмеивают авторы?
3. Приходилось ли тебе читать народную сказку, которая напоминает сказку братьев Гримм? Чем именно? А чем отличается от неё?
4. Подумай, как авторы относятся к своему герою. Над кем и над чем они смеются?
5. Вспомни какую-нибудь сказку, где автор с юмором рассказал о своём герое.
VI. Д/З
Стр.53-60 читать и пересказ.